Упр.361 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ1. Вдумчиво прочитайте текст.Язык используется в разных сферах жизни человека, общества, и в связи с этим в нём...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ1. Вдумчиво прочитайте текст.Язык используется в разных сферах жизни человека, общества, и в связи с этим в нём...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ1. Вдумчиво прочитайте текст.Язык используется в разных сферах жизни человека, общества, и в связи с этим в нём...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ1. Вдумчиво прочитайте текст.Язык используется в разных сферах жизни человека, общества, и в связи с этим в нём...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Прочитайте тексты, определите, к какой разновидности языка относится каждый из них.
1) Текст относится к книжной, научной речи.
Ветер — перемещение* воздуха над поверхностью* земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением* воздуха называется вихрем. (Энциклопедический словарь)
2) Текст относится к книжной, художественной речи.
Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась* пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. (А. Чехов)

2. Объясните, какой из текстов уместен в учебнике географии или в справочной литературе, какой — в художественном произведении. Почему? Одинаковые или разные задачи решают авторы текстов? Какие именно?
Первый текст уместен в учебнике географии или в справочной литературе, так как в нём решается задача – сообщить информацию о том, что такое ветер, и объяснить, каким образом происходит возникает ветер.
В художественном произведении уместен второй текст, так как в нём решается задача – воздействовать на читателей с помощью художественной картины возникновения ветра, нарисованной словами.

3. Спишите художественный текст. Обозначьте корни в словах с орфограммой. Слова с проверяемой безударной гласной подчеркните.

1. Выразительно прочитайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Утёс». Как вы понимаете образный смысл этого стихотворения? Передайте с помощью интонации отношение автора к тучке, к утёсу.
В стихотворении «Утёс» Михаил Юрьевич Лермонтов передаёт своё восприятие картины природы, красоту природы, своё отношение к ней, своё настроение.

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

2. Спишите текст, подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.

3. Почему в стихотворении в слове глубоко ударение на втором слоге? Можно ли произносить это слово иначе?
В стихотворении в слове «глубоко» ударение падает на второй слог, чтобы не нарушить рифму стихотворения: одиноко – глубоко.
Это слово произносится с ударением на третий слог: «глубоко».
Я произношу это слово также с ударением на третий слог: «глубоко».

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1. Вдумчиво прочитайте текст.
Язык используется в разных сферах жизни человека, общества, и в связи с этим в нём выделяется несколько разновидностей (см. схему «Функциональные разновидности языка», расположенную в справочных материалах в конце учебника).
Каждая функциональная разновидность языка обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: повседневную бытовую жизнь (разговорная речь); научное общение (научный стиль); официально-деловое общение (официально-деловой стиль); общественно-политическую жизнь (публицистический стиль); художественное творчество (художественная речь).
Функциональные разновидности языка располагают таким богатством языковых средств, что у каждого человека есть безграничные возможности создавать разнообразные и эффективные тексты в соответствии с условиями общения.

2. Какие функциональные разновидности выделяются в языке и какие стороны общественной жизни они обслуживают?
В языке выделяют такие функциональные разновидности: разговорная речь; научный, официально-деловой и публицистический стили речи; художественная речь (язык художественной литературы).
Каждая функциональная разновидность языка обслуживает определённую сторону общественной жизни:
• разговорная речь обслуживает повседневную бытовую жизнь;
• научный стиль – научное общение;
• официально-деловой стиль – официально-деловое общение;
• публицистический стиль – общественно-политическую жизнь;
• художественная речь – художественное творчество.

С данными словосочетаниями составьте предложения и запишите их. Устно объясните правописание слов с пропущенными буквами.
Реорганизация (на -ция) армии, демонстрация (на -ция) мод, праздничные улицы, цыганские (искл.) танцы, большие цифры, парадные лестницы, красочные страницы, цветущие акации (акация; на -ция), научная лекция (на -ция), металлический циркуль.

В следующем году планируется провести реорганизацию армии.
В следующее воскресенье на сцене театра пройдёт демонстрация мод.
Праздничные улицы украшены флагами, шарами, цветами.
Моя бабушка очень любит цыганские танцы.
Издалека видны большие цифры электронного табло.
Парадные лестницы дворцов украшены фигурами львов.
Красочные страницы детской книжки привлекли внимание малыша.
Цветущие акации очень красивы.
Научная лекция оказалась на удивление интересной и захватывающей.
В моём пенале лежит металлический циркуль.

1. Лекция – 1) учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем; 2) публичное чтение на какую-нибудь тему; 3) отпечатанный курс чтений по какому-нибудь предмету преподавания в высшей школе.
2. В прямом значении.
3. Синонимы: выступление, доклад;
антонимы – семинар, практическая работа, лабораторная работа;
омонимы – нет.
4. Нейтральное.
5. Заимствовано из латинского языка: от латинского «Lection» - чтение.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением