Упр.36 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них? Как описан волк в каждом...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
36 Прочитайте тексты и сравните их. Какой общей темой они объединены? Каковы задачи каждого текста? Где может быть использован каждый из них? Как описан волк в каждом тексте?
1) Волки достигли дороги метрах в ста позади саней и, вытянувшись цепочкой, стали быстро нагонять. Иван крепко вцепился в передок саней и смотрел на волков.
Впереди отмахивал крупный, грудастый, с палёной мордой... Уже только метров пятнадцать-двадцать отделяло его от саней. Ивана поразило несходство волка с овчаркой. Раньше он волков так близко нс видел и считал, что это что-то вроде овчарки, только крупнее3. Сейчас понял, что волк это волк, зверь. Самую лютую собаку ещё может в последний миг что-то остановить: страх, ласка, неожиданный властный окрик человека. Этого с палёной3 мордой могла остановить только смерть. Он не рычал, нс пугал... Он догонял жертву. И взгляд его круглых, жёлтых глаз был прям и прост...
(В. Шукшин)
2) Волк (серый волк), хищное млекопитающее3 семейства
волчьих. Длина тела 105-160 см, хвоста до 50 см. Окраска
шерсти чаще серая. Был широко распространён в умеренной зоне Северного полушария, но во .многих местах исчез. Обитает в степях (наиболее многочислен), тундре, лесах, горах. Сильный, неутомимый и умный хищник. Питается копытными, грызунами, зайцами, в летнее время охотно поедает птиц и различные плоды. Держатся поодиночке, парами (образуются на всю жизнь) или семейными группами; иногда объединяются в стаи по 10 12 особей. В помёте обычно 4 6 волчат. Гибриды с
собаками — волкособаки наносят существенный ущерб охотничьей фауне. В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.
(Большой энциклопедический словарь)
3) Вредный или полезный зверь волк?
Такой вопрос задавать неверно, ведь многие животные могут быть и вредными и полезными одновременно.
Волк, который нападает на овец или на домашних оленей1, приносит людям вред. Но этот же волк в лесу или в тундре чаще охотится1 за слабыми, больными животными — ведь таких животных легче поймать. Уничтожая больных животных, волк приносит пользу лесу и его обитателям. За это его называют санитаром леса.
Но волк охотится нс только за больными животными. Его добычей становятся и такие дикие животные, которым не хватает осторожности, ловкости, хитрости, которые отстали в росте от своих собратьев2 или нс набрали сил. Вот и получается, что в лесу, где охотятся волки, чаще встречаются ловкие, быстрые, сильные и хитрые звери и птицы.
Помогает волк лесу и ещё в одном. Если в лесу разведётся* слишком много зверей и птиц, им не хватит корма, они начнут голодать, вырастут слабыми, начнут болеть. Уничтожая слабых птиц и зверей, волк как бы «спасает» других животных от холода, вырождения и возможных болезней. Вот3 почему волка называют ещё и сторожем-пастухом диких животных: ведь он по-своему как бы «следит», чтобы звери и птицы росли сильными и здоровыми.
Волк очень хитрый и умный зверь.1 Он скрытен и осторожен.1
(Из книги «Что такое? Кто такой?»)
4) Охота на волков
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня — опять, как вчера,
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера.
Из-за слей хлопочут двустволки
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.
Идёт охота на волков, идёт охота!
На серых хищников — матёрых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же вожак, дай ответ —
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?
Волк не должен, не может иначе!
Вот кончается время моё.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружьё.
Идёт охота на волков, идёт охота!
На серых хищников матёрых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел
За флажки жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивлённые крики людей. <... >
(В. Высоцкий)
Все тексты из упражнения 36 объединены темой волка и его роли в природе и культуре. Основные задачи каждого текста разные:
1. Первый текст (И. С. Тургенев) показывает образ волка как опасного хищника, создавая напряжение и передавая страх человека перед этим зверем.
Описание волка: "грудастый, с палёной мордой", агрессивный и угрожающий.
Цель: вызвать эмоции и подчеркнуть опасность встречи с диким животным.
2. Второй текст (Большой энциклопедический словарь) — научно-популярное описание волка как биологического вида.
Описание волка: физические характеристики, среда обитания, привычки.
Цель: передать объективную информацию о волках, их повадках и особенностях.
3. Третий текст (из книги «Что такое? Кто такой?») описывает волка с точки зрения его роли в экосистеме, показывая как хищник влияет на популяцию других животных.
Описание волка: "хитрый и умный зверь", "сторож и пастух".
Цель: показать волка как полезного элемента в поддержании экосистемы.
4. Четвёртый текст (стихотворение Высоцкого) передаёт драматизм охоты на волков, раскрывая трагизм ситуации для хищников и охотников.
Описание волка: преследуемый, отчаянный зверь, жертва охоты.
Цель: выразить сочувствие к волкам и показать драму охоты.
Общее описание волка
• В первом тексте — опасный хищник.
• Во втором — типичный представитель семейства волчьих.
• В третьем — сторож и санитар леса.
• В четвертом — жертва охоты, испытывающая страх и стремящаяся выжить.
Где могут быть использованы тексты?
1. Первый — в художественной литературе, описывающей сцены охоты или опасных встреч.
2. Второй — в научных и учебных статьях о животных.
3. Третий — в научно-популярных книгах и статьях о природе.
4. Четвёртый — в поэзии и произведениях о драме взаимодействия человека и природы.
Собратьев.
1. Часть речи слова «паленой» - имя прилагательное
2. Начальная форма: палёный (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки: относительное.
Непостоянные признаки: единственное число; творительный падеж; женский род; полная форма.
4. В предложении является определением.
Волк очень хитрый и умный зверь.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными определениями).
Он скрытен и осторожен.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространенное, осложнено однородными сказуемыми).
2. Выполните стилистический анализ одного из текстов по плану:
1) сформулируйте тему, основную мысль и коммуникативную задачу;
2) выпишите ключевые слова и словосочетания;
3) укажите способ связи предложений в тексте;
4) проанализируйте строение текста: вступление, основная часть, заключение, укажите тип текста и его языковые особенности;
5) определите стиль текста, его жанр, назовите основные особенности этого стиля и жанра;
6) назовите языковые средства выразительности текста, приведите примеры.
Стилистический анализ второго текста:
1. Тема: Биологическое описание волка как представителя семейства волчьих.
Основная мысль: Волк — хищное млекопитающее с определенными биологическими характеристиками и особенностями поведения.
Коммуникативная задача: Сообщить объективную и структурированную информацию о биологии волка, его среде обитания и образе жизни.
2. Ключевые слова и словосочетания:
o "хищное млекопитающее",
o "семейство волчьих",
o "длина тела",
o "широко распространён",
o "сильный, неутомимый и умный хищник",
o "питается копытными, грызунами, зайцами",
o "помёты",
o "гибриды с собаками".
3. Способы связи предложений в тексте:
o Повтор слова: Например, использование слова "волк" и его производных.
o Союзы и союзные слова: Используются для логического соединения и последовательности (например, "и", "но", "или").
o Порядок предложений: Последовательное раскрытие информации от общего к частному (сначала внешний вид, затем образ жизни и поведение).
4. Строение текста:
o Вступление: Общая информация о волке как виде (физические характеристики).
o Основная часть: Подробное описание ареала обитания, повадок, питания, социальной структуры.
o Заключение: Краткие выводы о распространении и влиянии волка на природу.
Тип текста: Научное описание.
Языковые особенности: Использование научных терминов (например, "гибриды", "волкособаки", "помёты"), точные определения и цифры.
5. Определение стиля текста: Научно-популярный стиль.
Жанр: Научное описание, энциклопедическая статья.
Особенности: Объективное изложение информации, использование терминов, строгая структура, логичность.
6. Языковые средства выразительности:
o Термины: "хищное млекопитающее", "сильный и умный хищник".
o Эпитеты: "сильный", "неутомимый".
o Числительные: "длина тела 105-160 см", "помёты обычно 4-6 волчат".
o Перечисления: Описание видов пищи ("питается копытными, грызунами, зайцами").
Примеры: Использование конкретных числовых характеристик и научных терминов для описания внешнего вида и поведения.
3. Выпишите из текстов сложные слова, укажите способ их образования.
Выпишите из текстов сложные слова, укажите способ их образования.
1. Млекопитающее — сложное слово, образованное путем сращения основ "млеко" и "питать" с суффиксом "-ющее".
2. Волкособаки — сложное слово, образованное слиянием двух основ: "волк" + "собаки".
3. Многочисленен — сложение основ + суффикс.
4. Сухожилий — сращение двух основ.
5. Волкохищник — составное слово, образованное от "волк" и "хищник".
6. Волкозаводчик — сложное слово, образованное слиянием "волк" и "заводчик".
7. Двустволки – сложение основ + суффикс.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением