Упр.356 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение 1. Прочитайте тексты. О чём говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному?В текстах говорится об одном и том же: о...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение 1. Прочитайте тексты. О чём говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному?В текстах говорится об одном и том же: о...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение 1. Прочитайте тексты. О чём говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному?В текстах говорится об одном и том же: о...
Дополнительное изображение

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение 1. Прочитайте тексты. О чём говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному?В текстах говорится об одном и том же: о...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Прочитайте тексты. В каких речевых ситуациях могут быть использованы данные высказывания?
Первый текст может быть использован в речевой ситуации с одним человеком, в неофициальной обстановке, с целью общения.
Второй текст может быть использован в речевой ситуации со многими людьми, в официальной обстановке, с целью сообщения информации.
1) — Оля, а кто такой Тимур?
...Это один царь такой, — намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, — злой, хромой, из средней истории. {А. Гайдар)
2) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь)
2. Сравните содержание текстов. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае?
Если вы читали повесть Аркадия Петровича Гайдара (1904—1941) «Тимур и его команда», то ответьте на следующие вопросы: 1) С какой целью Женя заводит с сестрой разговор о Тимуре? 2) Ей действительно нужны сведения об этой исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с таинственным, незнакомым мальчиком?
Во втором тексте мы находим точные сведения о Тимуре.
Задача речи в первом тексте – общение, во втором – сообщение.
1) Женя заводит разговор с сестрой о Тимуре, потому что ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с таинственным, незнакомым мальчиком.
2) Ей не важны сведения о Тимуре, ей важно поделиться впечатлениями.
3. Сравните тексты ещё раз. Найдите в первом тексте слова и обороты разговорные, а во втором — книжные, характерные для научной речи.
Разговорные обороты: а кто такой Тимур; это один царь такой; неохотно ответила; из средней истории.
Книжные обороты: годы жизни; предпринял ряд походов; завоевания сопровождались массовым истреблением; беспощадным разорением.
4. В каком тексте использованы диалогическая речь, обращение, вопросительное предложение? Почему?
Диалогическая речь, обращение, вопросительное предложение использованы в первом тексте, потому что эти приёмы свойственны разговорной речи.
5. Первый отрывок относится к разговорному стилю, второй – к научному.

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Представьте себе речевые ситуации, соответствующие данным схемам. Опишите эти ситуации (например, PC: в школе на уроке учитель объясняет новый материал). Какой разновидностью языка следует воспользоваться в каждой из них: разговорной речью, художественной речью или деловым стилем?
1) Ученик читает стихотворение на школьном празднике – книжная, художественная речь.
2) Перед субботником по уборке территории учитель проводит инструктаж по технике безопасности во время работы на пришкольном участке – книжная речь, официально-деловой стиль.
3) Друзья обмениваются впечатлениями после просмотра художественного фильма – разговорная речь.

1. Прочитайте тексты. О чём говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному?
В текстах говорится об одном и том же: о переменной погоде, но говорится по-разному.

1) С самого утра перепадает** мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
2) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём плюс 15—17°.
3) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

2. Где может быть использовано каждое высказывание? Можно ли в домашнем разговоре (с сестрой, мамой, бабушкой) использовать первый или второй текст, а вместо сообщения о погоде передать по радио или телевидению первый и третий тексты? Почему?
Первый текст может быть использован в художественном описании, так как он эмоционален, содержит художественные средства: эпитеты (рыхлыми белыми облаками; ясная лазурь), метафора (тёплым солнечным сиянием), олицетворения (показывается лазурь; ласковая лазурь). Второй текст уместно передать по радио или телевидению, так как он содержит точную информацию о погоде. Третий текст можно использовать в домашнем разговоре (с сестрой, мамой, бабушкой), так как в нём говорящий делится своими впечатлениями о погоде.
Таким образом, в домашнем разговоре неуместно использовать первый и второй тексты, а по радио и телевидению нельзя передать первый и третий тексты.

3. Какова задача каждого высказывания? Каким текстом вы воспользуетесь, если вам надо будет: нарисовать картину сентябрьского дня; сообщить точные сведения о погоде; поделиться впечатлениями о ней?
Цель первого текста – нарисовать словами картину переменчивой погоды; второго – передать точную информацию о погоде; третьего – поделиться впечатлениями о погоде.
Если надо будет нарисовать картину сентябрьского дня, я воспользуюсь первым текстом. Для передачи точных сведений о погоде использую второй текст. Поделиться впечатлениями о погоде смогу с помощью третьего текста.

Употребите нужную приставку, оканчивающуюся на з или с. Объясните написание, выделив в каждом слове приставку и корень.
Безжалостный поступок, бессвязный рассказ, бессонная ночь, разжигать костёр, рассудить спорящих, рассчитать стоимость книг, рассердиться на друга, рассеять сомнения, бесшумный пылесос, рассортировать покупки, бессмертное произведение искусства, беззвучный плач.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением