Ответы на вопросы на стр.350 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Кто главный герой повести «Шинель»? Каков его характер и образ жизни? Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою? Против чего...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Кто главный герой повести «Шинель»? Каков его характер и образ жизни? Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою? Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия?
Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный мелкий чиновник, который всю свою жизнь проводит за рутинной и однообразной работой по переписыванию документов. Его характер можно охарактеризовать как скромный, покорный и незаметный. Он ведёт аскетический и однообразный образ жизни, избегая любых удовольствий и контактов с окружающими, сосредоточившись лишь на своей работе.
Характер и образ жизни:
Акакий Акакиевич не стремится к личному счастью или карьерному росту; его главным интересом и радостью является его работа, несмотря на её однообразие. Его образ жизни полон бедности, одиночества и лишений. Однако его мечта о новой шинели становится символом для него, единственным событием, которое выходит за пределы его привычной рутины.
Отношение автора к герою:
Гоголь относится к своему герою с сочувствием и в то же время с некоторой иронией. Автор подчёркивает жалкое существование Акакия Акакиевича, но не высмеивает его, а скорее обличает бездушную бюрократическую систему, которая не замечает таких людей и не проявляет к ним никакого участия. Акакий Акакиевич олицетворяет собой «маленького человека», жертву системы, которую Гоголь показывает с горьким осуждением.
Направленность повести:
Повесть «Шинель» направлена против бездушия бюрократической системы, которая разрушает жизнь людей вроде Акакия Акакиевича. Она критикует общество, в котором человека судят не по его внутренним качествам, а по его положению и внешнему виду, как это видно на примере шинели — символа социального статуса.
Тема возмездия:
Тема возмездия раскрывается в конце повести, когда после смерти Акакия Акакиевича его призрак начинает мстить чиновникам за их безразличие и жестокость. Этот призрак символизирует возвращение справедливости и расплату за пренебрежение к "маленькому человеку". Важный момент — в сцене, где чиновник, отказавший Акакию в помощи, сам становится жертвой его призрака, что подчёркивает неизбежность возмездия.
Повесть обличает социальную несправедливость, где бедные и беззащитные люди остаются невидимыми для власти и общества, и лишь после их смерти, в виде призраков, они находят возможность восстановить справедливость.
2. Подумайте, каким предстаёт Петербург в повести «Шинель». Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?
В повести Н. В. Гоголя «Шинель» Петербург представлен как холодный, бездушный город, который отражает общее состояние общества и жизнь главного героя, Акакия Акакиевича. Город становится фоном, символизирующим отчуждённость, одиночество и равнодушие к судьбам «маленьких людей», подобных Акакию. Описание зимы, ветра и вьюги в Петербурге создаёт атмосферу мрачности и изоляции, что усиливает трагичность жизни героя.
Описание Петербурга
Зима в Петербурге в повести изображена суровой и беспощадной, как и сама система, в которой живёт герой. В одном из эпизодов, Гоголь описывает улицы города зимой:
«Ветер в Петербурге дует подчас с таким бешенством, что всех прохожих буквально срывает с ног».
Этот образ создаёт ощущение силы, против которой человек бессилен, подчеркивая хрупкость существования Акакия Акакиевича.
Символическое значение зимы, ветра и вьюги
Зима и вьюга становятся символами отчуждения и холода не только физического, но и эмоционального. Общество, подобно вьюге, «заметает» таких людей, как Акакий Акакиевич, заставляя их исчезнуть без следа. Ветер и снег не просто природные явления, а метафора жизни Акакия — его слабости, беспомощности перед внешними обстоятельствами. Вьюга становится фоном к ключевым событиям — моменту, когда герой лишается своей шинели, которая символизировала его надежду на улучшение жизни. Этот момент показан как кульминация безразличия окружающего мира, когда вьюга скрывает как преступников, так и самого Акакия в его последний день на работе.
Символика:
• Ветер и вьюга символизируют безжалостные силы, которые срывают людей с пути и лишают их опоры, как общество относится к маленьким людям, не обращая на них внимания.
• Зима и холод также символизируют внутренний холод общества, где нет места сочувствию и доброте. Чиновники, окружающие Акакия, подобны холодному городу — они жестоки и равнодушны.
Таким образом, Гоголь использует описание Петербурга, зимы, ветра и вьюги как мощный символ, подчеркивающий социальное и нравственное отчуждение в жизни главного героя.
Опыт литературоведческого исследования
В книге «Гоголь в Петербурге» (авторы М. И. Гиллельсон, В. А. Мануйлов, А. Н. Степанов) читаем: «В „Шинели*' и в „Повести о капитане Копейкине" реалистически запечатлён непримиримый социальный контраст Петербурга. Недаром Достоевский писал о последующих русских писателях: „Мы все вышли из „Шинели" Гоголя". Тема униженных и оскорблённых, тема забитых и замученных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинает свою родословную в произведениях Пушкина и Гоголя». Как вы понимаете это высказывание учёных? Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных произведений или подготовьте собственное рассуждение на эту тему на основе прочитанного (на выбор).
Высказывание учёных из книги «Гоголь в Петербурге» о том, что «все мы вышли из "Шинели" Гоголя», отражает идею, что Николай Гоголь заложил основу для русской литературной традиции, направленной на изображение жизни «униженных и оскорблённых» — людей, которые страдают от социальной несправедливости, бедности и бюрократического безразличия. В этом высказывании подчёркивается важность Гоголя как основателя русской социально-психологической прозы, исследующей судьбы маленьких людей, живущих в условиях суровой социальной реальности.
Социальный контраст Петербурга в «Шинели»:
В повести «Шинель» Гоголь показывает Петербург как город социального контраста, где мир богатых и власть имущих резко контрастирует с бедностью и униженностью таких людей, как главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин. Акакий Акакиевич — это человек, который живёт на самой периферии общества. Его не замечают, его существование бесцельно, а его единственная мечта — новая шинель — становится символом борьбы за элементарное человеческое достоинство. Но враждебная среда Петербурга и равнодушие людей вокруг обрекают его на трагическую судьбу.
«Повесть о капитане Копейкине»:
Ещё один пример — «Повесть о капитане Копейкине», где герой, получив тяжёлые ранения на войне, обращается к правительству за помощью. Но он сталкивается с бездушием бюрократической системы и остаётся на грани выживания, не получив поддержки. Здесь Гоголь также изображает социальный контраст между властью, которая живёт по своим законам, и людьми, которые остаются на обочине жизни.
Тема «униженных и оскорблённых»:
Фёдор Достоевский, говоря о том, что «мы все вышли из "Шинели" Гоголя», имел в виду, что многие русские писатели, включая его самого, следовали гоголевской традиции, изображая бедных и страдающих людей. В своих произведениях, таких как «Преступление и наказание» и «Униженные и оскорблённые», Достоевский продолжает исследовать судьбы людей, которые живут в нищете, под давлением общества, которое игнорирует их страдания.
Подтверждение из других произведений:
• Александр Пушкин также закладывал основу для этой темы в своих произведениях. Например, в повести «Станционный смотритель» он показывает трагедию жизни простого смотрителя Самсона Выринa, чей социальный статус не позволяет ему защитить свою дочь и своё достоинство.
• В творчестве Ивана Тургенева в его рассказах, например в «Записках охотника», тема жизни крестьян и бедняков раскрывается с особым сочувствием, показывая социальную несправедливость и угнетение людей.
Таким образом, высказывание учёных подчёркивает, что Гоголь создал литературный жанр, посвящённый «маленьким людям» и социальной несправедливости, который стал основой для многих классических произведений русской литературы. Гоголь своими произведениями заставляет задуматься о человеческом достоинстве и бессилии перед бездушной бюрократической машиной и социальным неравенством.
Обогащаем свою речь
Объясните значение слов и словосочетаний и введите их в устное сообщение о Н. В. Гоголе или гоголевских произведениях: уведомить, инкогнито, представляет себя, врачевание, неприлично, ревизор, человек сведущий, взятки, уволили.
Для устного сообщения о Н. В. Гоголе или его произведениях, можно использовать следующие слова и словосочетания:
1. Уведомить – сообщить или оповестить кого-либо о чём-либо. В комедии «Ревизор» городничий получает уведомление о приезде ревизора, что вызывает панику среди чиновников.
2. Инкогнито – скрытно, под чужим именем или без раскрытия своей личности. Хлестаков, главный персонаж «Ревизора», оказывается в городе инкогнито, когда его принимают за важного государственного ревизора.
3. Представляет себя – изображает себя кем-то другим или создаёт образ. Хлестаков во «Ревизоре» представляет себя важным чиновником, рассказывая о своих мнимых знакомствах с влиятельными людьми.
4. Врачевание – процесс лечения, который использовался для описания методов врачей в XIX веке. В повести Гоголя «Нос» также встречается врачевание, когда герои сталкиваются с необычными событиями.
5. Неприлично – не соответствует общественным нормам или правилам. Во «Ревизоре» городские чиновники ведут себя неприлично, пытаясь подкупить Хлестакова.
6. Ревизор – должностное лицо, осуществляющее проверку работы учреждений. Сам ревизор в комедии не появляется, но страх перед его визитом приводит чиновников к суматохе.
7. Человек сведущий – человек, обладающий знаниями в какой-то области. В произведениях Гоголя можно встретить таких персонажей, как, например, в «Мёртвых душах», где Чичиков производит впечатление сведущего человека.
8. Взятки – незаконное вознаграждение для получения выгоды. В «Ревизоре» взятки играют ключевую роль, когда чиновники пытаются «откупиться» от мнимого ревизора.
9. Уволили – лишили должности или работы. Многие персонажи Гоголя, боясь потерять свою должность, готовы на всё, чтобы их не уволили.
Пример устного сообщения:
Н. В. Гоголь в своих произведениях мастерски описывает человеческие слабости и пороки. В комедии "Ревизор" городские чиновники узнают, что к ним инкогнито едет ревизор, который может уволить их, если выявит взятки и злоупотребления. Хлестаков, представляя себя важным человеком, невольно становится символом страха перед проверками. Этот страх перед властью настолько велик, что даже врачевание души — изменение своих нравов — оказывается для них неприлично сложной задачей. Гоголь через образ Хлестакова и других персонажей показывает, как далеко чиновники могут зайти в своём невежестве и стремлении сохранить должность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением