Упр.343 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Сначала выпишите фразеологизмы, в состав которых входят синонимы, затем фразеологизмы с антонимами. Подчеркните антонимы, которые являются однокоренными словами.
С больной головы на здоровую, знать все ходы и выходы, вкривь и вкось, переливать из пустого в порожнее, до поры до времени, от мала до велика, ни конца ни краю, цел и невредим, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, рано или поздно, ум за разум заходит, из огня да в полымя, целиком и полностью, вдоль и поперёк, не на жизнь, а на смерть, и стар и млад.
Фразеологизмы, в состав которых входят синонимы: вкривь и вкось, переливать из пустого в порожнее, до поры до времени, ни конца ни краю, цел и невредим, ум за разум заходит, из огня да в по?лымя, целиком и полностью.
Фразеологизмы, в состав которых входят антонимы: с больной головы на здоровую, знать все ходы и выходы, от мала до велика, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, рано или поздно, вдоль и поперёк, не на жизнь, а на? смерть, и стар, и млад.
1. Выразительно прочитайте текст. О происхождении какого фразеологизма в нём говорится? Найдите его в перечне фразеологических оборотов в предыдущем упражнении.
В тексте говорится о происхождении фразеологизма «мышиная возня».
В русских избах издавна водились мыши. Тихо, незаметно протекает жизнь этих ночных зверьков, результаты деятельности которых становятся* видны утром — съеденный или покусанный кусок сыра, колбасы или хлеба, прогрызенные мешки с крупой и другое. Крестьянин старался извести этих мелких грызунов: он ставил ловушки, подкладывал отраву, заводил котов и кошек, но не так-то просто было справиться с мышами — они продолжали свою тихую жизнь, приносящую человеку много неприятностей.
Из наблюдений за поведением этих животных и родилось выражение мышиная возня, что означает «мелочные хлопоты».
2. Придумайте небольшой рассказ, используя фразеологизм в качестве заголовка.
Мы готовились к конкурсу строя и песни. Времени это занимало у нас очень много. И как-то раз наш классный руководитель сказал, что наша мышиная возня уже не входит ни в какие ворота. Мы смеялись до слёз, хотя и не поняли, о чём речь. Оказалось, мы слишком много отвлекаемся. Именно поэтому всё так медленно происходит. Нам стало немножко стыдно, и мы постарались делать всё правильно, не отвлекаться, и дело пошло быстрее.
Становятся [станов'ьцъ] – 10 букв, 9 звуков.
В слове «становятся»:
1) буквы «тс» обозначают один звук [ц];
2) только один согласный звук [в'];
3) первая буква «я» находится после мягкого согласного [в'] в заударном слоге и обозначает один краткий звук [ь](«ерь»); вторая буква «я» находится после твёрдого согласного [ц] в заударном слоге и обозначает краткий звук [ъ] («ер»).
1 •Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте пословицы и объясните, какие правила речевого поведения они выражают.
1) Слово не воробей (воробышек), вылетит (полёт) – не поймаешь. – Это значит, что перед тем, как что-то сказать, надо хорошенько подумать.
2) Коня на вожжах (вожжи) не удержишь, а слова с языка не воротишь (ворот). – Сказанное слово уже не вернёшь, поэтому сначала надо подумать, а потом говорить.
3) Сердечное (сердце) слово до сердца доходит. – Добрые слова каждому приятно слушать, они радуют человека.
4) Малое слово большую (больше) обиду творит. – Обидеть можно даже маленьким несправедливым словом.
5) Красно (красный) поле пшеном (пшённый), а речь – слушаньем. – Если в поле вырос богатый урожай пшеницы, то это поле красивое, щедрое, дорогое. Если речь говорящего слушают внимательно, с интересом, значит это достойная речь, правильная, нужная.
2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание слов путём подбора однокоренных.
Предположим, к вам обратились с просьбой, но вы никак не можете её выполнить. Выберите слова, которые помогут вам смягчить отказ. Запишите эти слова. Выделите в них корни.
Ещё чего! Извините, но я не смогу. Нет, нет и ещё раз нет! Мне очень жаль, но я вынужден отказать. Не сердитесь, я что-нибудь придумаю**. Как жаль, что я не смогу** помочь вам! Ни за что не дам, и не проси! Мне так хочется помочь вам, но, к сожалению, в этот раз не смогу. Нетушки.
Извините, но я не смогу. Мне очень жаль, но я вынужден отказать. Не сердитесь, я что-нибудь придумаю. Как жаль, что я не смогу помочь вам! Мне так хочется помочь вам, но, к сожалению, в этот раз не смогу.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением