Упр.339 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Кто больше? Запишите как можно больше слов, входящих в состав одной из перечисленных групп (на выбор).1) Мужские имена: Иван, Дмитрий, Роман, Григорий, Виктор, Сергей,...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение Кто больше? Запишите как можно больше слов, входящих в состав одной из перечисленных групп (на выбор).1) Мужские имена: Иван, Дмитрий, Роман, Григорий, Виктор, Сергей,...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение Кто больше? Запишите как можно больше слов, входящих в состав одной из перечисленных групп (на выбор).1) Мужские имена: Иван, Дмитрий, Роман, Григорий, Виктор, Сергей,...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение Кто больше? Запишите как можно больше слов, входящих в состав одной из перечисленных групп (на выбор).1) Мужские имена: Иван, Дмитрий, Роман, Григорий, Виктор, Сергей,...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1 •Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте пословицы и объясните, какие правила речевого поведения они выражают.
1) Слово не воробей (воробышек), вылетит (полёт) – не поймаешь. – Это значит, что перед тем, как что-то сказать, надо хорошенько подумать.
2) Коня на вожжах (вожжи) не удержишь, а слова с языка не воротишь (ворот). – Сказанное слово уже не вернёшь, поэтому сначала надо подумать, а потом говорить.
3) Сердечное (сердце) слово до сердца доходит. – Добрые слова каждому приятно слушать, они радуют человека.
4) Малое слово большую (больше) обиду творит. – Обидеть можно даже маленьким несправедливым словом.
5) Красно (красный) поле пшеном (пшённый), а речь – слушаньем. – Если в поле вырос богатый урожай пшеницы, то это поле красивое, щедрое, дорогое. Если речь говорящего слушают внимательно, с интересом, значит это достойная речь, правильная, нужная.

2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание слов путём подбора однокоренных.

1. Допишите русские пословицы. Докажите, что в них использованы антонимы.
1) Сытый голодного не разумеет.
2) Живое слово дороже мёртвой буквы.
3) Не мудрено начать – мудрено кончить.
4) Маленькое дело лучше большого безделья.
5) По одёжке встречают – по уму провожают.
6) Меньше говоришь – больше делаешь.
7) На смелого собака лает, а труса кусает.
В пословицах использованы слова с противоположным значением. Это и есть антонимы: сытый – голодный, живой – мёртвый, начать – кончить, маленький – большой, встречают – провожают, меньше – больше, смелый – трус.
ДЛЯ СПРАВКИ Больше делаешь, мудрено кончить, большого безделья, а труса кусает, мёртвой буквы, по уму провожают, не разумеет.
2. Расскажите, как вы понимаете смысл одной из пословиц.
Сытый голодного не разумеет - человек, у которого есть все, не может понять того, кто в чём-то нуждается.

Кто больше? Запишите как можно больше слов, входящих в состав одной из перечисленных групп (на выбор).
1) Мужские имена: Иван, Дмитрий, Роман, Григорий, Виктор, Сергей, Пётр, Александр, Анатолий, Михаил, Василий, Леонид, Алексей, Захар, Николай, Владимир, Геннадий, Юрий, Андрей, Никита, Антон, Евгений, Станислав, Степан, Егор, Леонид, Вячеслав, Семён, Илья.
2) Женские имена: Мария, Нина, Антонина, Зоя, Валентина, Любовь, Зоя, Тамара, Ольга, Надежда, Ирина, Елена, Екатерина, Полина, Наталья, Дарья, Юлия, Зинаида, Раиса, Людмила, Лидия, Марина, Арина, Оксана, Маргарита, Вера, Галина, Светлана, Анастасия, Пелагея.
3) Города России: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новокуйбышевск, Саратов, Саранск, Чебоксары, Нижний Новгород, Калуга, Нефтегорск, Нефтеюганск, Салехард, Когалым, Сургут, Иркутск, Чита, Владивосток, Казань, Уфа, Мурманск, Кострома, Анапа, Краснодар, Сочи, Чапаевск, Волгоград, Новосибирск, Екатеринбург.
4) Реки России: Волга, Самара, Чапаевка, Татьянка, Енисей, Обь, Амур, Лена, Иртыш, Ангара, Ока, Кама, Урал, Днепр, Витим, Индигирка, Дон, Воронеж, Печора, Белая, Десна, Нева, Москва, Волхов, Кубань, Северная Двина, Онега, Уса, Клязьма, Сура, Казанка, Свияга, Чусовая, Сок, Кривуша, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Большой Черемшан.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1. Познакомьтесь с планом (см. справочные материалы в конце учебника) и образцом лексического анализа слова. В 5 классе вы будете работать только с 1, 2 и 3-м пунктами плана.
образец лексического анализа слова Леса в жемчужном инее. (И. Бунин)
1. Жемчужный — напоминающий жемчуг своим видом, блеском, оттенком.
2. Слово употреблено в переносном значении (эпитет).
3. Синонимы: белый, серебристый.

2. Выполните лексический анализ выделенных слов.
1) В багровом зареве закат шипуч и пенен, берёзки белые горят в своих венцах.
1. Багровый – густо-красный, пурпуровый.
2. Слово употреблено в переносном значении (эпитет).
3. Синонимы: багряный, красный, пурпурный.
1. Гореть - сверкать ярким, ослепительным блеском (отражая свет).
2. Слово употреблено в переносном значении (метафора).
3. Синонимы: сверкать, светиться.

2) Солнце садится за горы лесистые, рог золотой выплывает луны. (С. Есенин)
1. Лесистый – обильно поросший лесом.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Синонимы: богатый лесом, поросший лесом.
1. Золотой - блестяще-желтый, цвета золота.
2. Слово употреблено в переносном значении (эпитет).
3. Синонимы: жёлтый, лимонный, янтарный.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением