Упр.319 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Выразительно прочитайте стихотворение Владимира Орлова «Что делают часы?». Объясните, что придаёт тексту комическое содержание. В прямом или переносном значении употреблены выделенные глаголы?
Говорят: часы стоят, Но немного отстают.
Говорят: часы спешат, Мы смотрели с Мишкой вместе,
Говорят: часы идут, А часы висят на месте.
Комическое содержание тексту стихотворения В. Орлова «Что делают часы?» придают герои стихотворения, которые не могли понять, как висящие на стене часы могли «стоять, спешить, идти, отставать».
Выделенные глаголы «стоят, спешат, идут, отстают» употреблены в переносном значении, а глагол «висят» - в прямом.
2. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне. Выделите корень, подберите проверочные слова.
3. Попробуйте передать комическое содержание текста с помощью рисунка.
Русского художника Константина Фёдоровича Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа. Рассмотрите его картину «Русская зима. Лигачево». Мы видим, как живописец любуется чарующей красотой покрытых инеем деревьев, заснеженными и сверкающими на солнце пригорками, пушистым снегом, одевшим землю.
Сравните настроение, которое передаёт эта картина, с тем, что описано в стихотворении И. А. Бунина «Иней» (см. предыдущею упражнение). Выберите из текста стихотворения слова, с помощью которых можно описать картину К. Ф. Юбна. Какие из них нужно употребить в переносном значении? Опишите картину. В тексте подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.
Настроение, которое передаёт картина Константина Фёдорович Юона «Русская зима. Лигачёво» совпадает с настроением стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Иней». Мы чувствуем, что живописец любуется чарующей красотой покрытых жемчужным инеем деревьев. Он очарован заснеженными пригорками, горящими, сверкающими на солнце стоцветными алмазами. Пушистый снег заботливо укрыл землю пушистым ковром.
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Ответьте на вопрос, поставленный в названии § 40. Используйте материалы упражнений и толковый словарик учебника. Запишите свой ответ в виде самостоятельного высказывания.
Сколько лексических значений имеет слово?
Слово может иметь только одно значение, а может иметь два и более значений. В зависимости от того, сколько значений имеет слово, оно называется однозначным или многозначным.
Например, слова «монолог, диалог, тюль» являются однозначными: монолог – это речь одного человека, обращённая к самому себе, к зрителям, к слушателям;
диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами;
тюль – это тонкая сетчатая ткань.
Слова «золотой, огонёк, расцвести» - многозначные слова:
золотой – 1) сделанный, изготовленный из золота; 2) цвета золота; 3) перен. счастливый; 4) перен. дорогой, любимый;
огонёк. – 1) маленький огонь; 2) перен. увлечение.
расцвести – 1) распустив бутоны, дать цветки; 2) перен. стать лучше, сильнее; 3) перен. стать радостным, просиять.
Таким образом слова могут иметь одно или несколько значений.
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Таблицу «Виды орфограмм в корне» (см. упр. 270) дополните ещё одной графой: «Буквы о—ё после шипящих», приведите примеры. Подготовьте устное сообщение на основе таблицы.
Виды орфограмм в корне слова
Орфограммы в корне слова делятся на:
1) проверяемые произношением гласные и согласные: чтобы не ошибиться в написании таких гласных и согласных, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы сомнительный гласный или согласный отчётливо произносился (тропинка – тропка, луг - луга);
2) непроверяемые произношением гласные и согласные: правописание таких гласных и согласных надо запомнить, а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю (дорога, футбол);
3) чередующиеся гласные: следует запомнить чередование «о», «е» с нулём звука(лоб – лба, о//нуль звука); есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний (младший – молодой, ла//оло); чередование а//о в корне «-лаг-//-лож-» зависти от наличия суффикса -а- за корнем (предлагать – предложить);чередование а//о в корне-рос-//-раст-//-ращ- зависит от того, перед какой согласной находится гласная корня: перед «ст», «щ» пишется «а», перед «с» - «о» (вырос – расту – выращу); в корне -гор-//-гар- в безударном положении пишется «о» (загорит – загар); в корне -зор-//-зар- в безударном положении пишется «а» (заря – зори, а//о);
4) гласные после шипящих: чу – щу пишется с буквой «у» (чудо, щука), ча – ща пишется с буквой «а» (чашка, пощада), жи – ши пишется с буквой «и» (жизнь, ширь);
5) буквы о – ё после шипящих: буква «о» пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударным гласным (шорох, жокей); буква «ё» пишется, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным (шёлк – шелковистый).
Вот такие виды орфограмм в корне слова есть в русском языке.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением