Упр.317 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Приведите примеры однозначных и многозначных слов. Используйте материалы упражнений и толковый словарик пособия. Запишите свой ответ в виде самостоятельного высказывания.
Слово может иметь только одно значение, а может иметь два и более значений. В зависимости от того, сколько значений имеет слово, оно называется однозначным или многозначным.
Например, слова «монолог, диалог, тюль» являются однозначными: монолог – это речь одного человека, обращённая к самому себе, к зрителям, к слушателям;
диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами;
тюль – это тонкая сетчатая ткань.
Слова «золотой, огонёк, расцвести» - многозначные слова:
золотой – 1) сделанный, изготовленный из золота; 2) цвета золота; 3) перен. счастливый; 4) перен. дорогой, любимый;
огонёк. – 1) маленький огонь; 2) перен. увлечение.
расцвести – 1) распустив бутоны, дать цветки; 2) перен. стать лучше, сильнее; 3) перен. стать радостным, просиять.
Таким образом слова могут быть однозначными и многозначными.
1. Прочитайте стихотворение Сергея Александровича Есенина. Найдите примеры употребления слов в переносном значении: три метафоры, три олицетворения и три эпитета.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова...
Метафора: души сиреневую цветь; горит костёр рябины красной; не обгорят рябиновые листья.
Олицетворение: отговорила роща; журавли не жалеют ни о ком; дерево роняет листья
Эпитет: роща золотая; берёзовым, весёлым языком; грустные слова.
2. Какое настроение вызывает у вас стихотворение? Отыщите в нём «грустные слова», о которых говорит поэт.
Стихотворение вызывает грустное, печальное настроение.
«Грустные слова»: печально, не жалеют, не жаль, растраченных напрасно, не жаль, никого не может он согреть, грустные слова.
3. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?
Языком [j'ь], жалеют [ыэ], души [ы], рябиновые[иэ], грустные [с].
4. Выпишите из текста слова, строение которых соответствует схемам: ный, овный, (могут стоять в разных формах). Какой частью речи обязательно будут эти слова? Как вы узнали об этом? Каким способом они образованы?
Эти слова – прилагательные. Отвечают на вопросы какие? каким? Обозначают признак предмета, изменяются по падежам, числам и родам. Имеют окончания прилагательных: -ые, -им.
Образованы суффиксальным способом:
грусть +-н(ый) > грустный
берёза +-ов(ый) > берёзовый
рябина +-ов(ый) > рябиновый
5. Найдите и запишите три прилагательных, которые состоят из корня и окончания. Какие из этих слов употреблены в переносном значении? Докажите.
Золотая, весёлым, красной.
Золотая осень: прилагательное «золотая» употреблено в переносном значении. С помощью этого слова автор передаёт цвет осени – жёлтый, похожий на золото.
Весёлым языком: прилагательное «весёлым» употреблено в переносном значении, так как роща, деревья не умеют разговаривать.
1. Определите способ образования данных ниже слов от существительного земля («верхний слой земной коры, грунт, почва»). См. также рисунок к упр. 308. Запись оформляйте по образцу, данному в этом упражнении.
Земля + -иц(а) > землица.
Земля + -н(ый) > земельный.
Земля + -н- +о + водный > земноводный.
Земля + е + мерить > землемер
Землемер + -н(ый) > землемерный.
Земля + е + копать > землекоп.
Землекоп + -н(ый) > землекопный.
2. Докажите, что слово наземный образовано приставочно-суффиксальным способом.
На- + земля + -н(ый) > наземный, приставочно-суффиксальный способ.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов с ударными о—ё в корне после шипящих. В скобках укажите однокоренные слова.
Кусты крыжовника (словарь), трудолюбивая (соединительная «о» после твердого «д») пчёлка (пчела), меховой (мех) капюшон (словарь), печёт (глагол) пирожки (словарь), расщепить (щепка) полено (словарь), дешёвый (дешевле, дешевизна) билет (словарь), чопорный (словарь) старик (старый), зеленеющий (зелёный) бережок (берег), тушёные овощи (словарь), тоненькие жёрдочки (жердь, жердина), с зажжённой свечой (свечи), рассказ искажён.
2. Объясните значение слова чопорный.
Чопорный – 1. Чрезмерно, неестественно строгий в поведении и в обращении; крайне щепетильный в отношении соблюдения приличий. 2. Преисполненный чопорности, чрезмерной благопристойности.
3. На основе какого правила пишется буква е в слове расщепить
Буква «е» в слове «расщепить» пишется на основе правила правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением