Упр.316 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Попытайтесь сформулировать разные значения слова корень. Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.Корень. 1. Подземная часть растения. Пустить корни. 2....

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение Попытайтесь сформулировать разные значения слова корень. Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.Корень. 1. Подземная часть растения. Пустить корни. 2....

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение Попытайтесь сформулировать разные значения слова корень. Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.Корень. 1. Подземная часть растения. Пустить корни. 2....
Дополнительное изображение

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение Попытайтесь сформулировать разные значения слова корень. Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.Корень. 1. Подземная часть растения. Пустить корни. 2....
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Прочитайте загадку. Отгадка будет служить названием стихотворения Ескена Елубаева.
Шахматы.
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться!

2. Почему в этом тексте появляется двойной смысл? Какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать?
Сначала думаешь, что речь идёт о зоопарке, в котором в клетках кони и слоны. Прочитав стихотворение до конца, понимаешь, что говорится о шахматах. В клетках шахматной доски располагаются фигуры: слоны, кони, короли, королевы.
Можно нарисовать шахматную доску с несколькими фигурами, упоминающимися в стихотворении Елены Елубаевой.

3. Спишите текст. Найдите слова с непроверяемыми гласными в корне. Объясните правописание глаголов.
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли? (словарь) и королевы (словарь).
Но не могут удержаться (что сделать?),
Чтоб друг с другом не сражаться (словарь; что делать?)!

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Какие слова вам не знакомы? Установите их значение с помощью толкового словаря.
Перенос наименования одного предмета, признака на другой служит для создания образной и выразительной речи.
В своей повседневной жизни мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении: кружится голова, встаёт солнце, пришла весна, горящие глаза, тяжёлый характер, тонкий голос.
А поэты и писатели, работая над художественными произведениями, ищут свежие, неожиданные способы передачи мыслей и чувств. Опираясь на особую выразительность переносного значения слова, они создают специальные средства художественной изобразительности — троны: метафору, олицетворение, эпитет и др. (значение этих терминов вам известно по урокам литературы).

метафора
костёр рябины красной
олицетворение
запела капель
эпитет
ледяной взгляд

Метафора – это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Олицетворение – это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы и явления природы наделяются человеческими способностями, даром речи, чувствами и мыслями.
Эпитет – это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события
Троп – это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сопоставления двух предметов или явлений, связанных друг с другом смысловыми отношениями.

Попытайтесь сформулировать разные значения слова корень. Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.
Корень. 1. Подземная часть растения. Пустить корни. 2. Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя. Покраснеть до корней волос. 3. Основная морфема слова. Корень – значимая часть слова. 4. Перен. Начало, источник, основа. Корень зла.
Попробуйте самостоятельно нарисовать в виде дерева семью следующих однокоренных слов.
Корнеплод, корень, корневище, корневой, корнеплодный, прикорневой.
6. В каком значении употребляется главное слово этой семьи однокоренных слов? Докажите.
Главное слово этой семьи однокоренных слов употребляется в значении «корень дерева, растения», так как однокоренные слова имеют одинаковое значение – «корень какого-либо растения».
Определите, как образованы производные слова.
образец записи Корневой + -ищ(е)—> корневище.
Корень + -ев(ой) > корневой.
При- + корневой > прикорневой.
Корневой + -ищ(е) > корневище.
Корень + е + плод( ) >корнеплод.
Корнеплод + -н(ый) > корнеплодный.

Спишите, заменяя звуки буквами и объясняя написание слов. Произнесите их правильно.
Щ[о]лкнул выключатель, заж[о]гся свет, и окно стало ч[о]рным. Исчезли оч[и’]ртания деревьев, слышался только шум идущих по ш[ы ]ссе машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными ш[о]рохами и невнятным ш[о]потом.

Щёлкнул (щелчок) выключатель, зажёгся (зажечь) свет, и окно стало чёрным (чернеть). Исчезли очертания (чёрточка) деревьев, слышался только шум идущих по шоссе? (иноязычное слово) машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными шорохами (шорох) и невнятным шёпотом (шепт?ть).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением