Упр.315 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Определите способ образования данных ниже слов от существительного земля («верхний слой земной коры, грунт, почва»). См. также рисунок к упр. 308. Запись оформляйте по образцу, данному в этом упражнении.
Земля + -иц(а) > землица.
Земля + -н(ый) > земельный.
Земля + -н- +о + водный > земноводный.
Земля + е + мерить > землемер
Землемер + -н(ый) > землемерный.
Земля + е + копать > землекоп.
Землекоп + -н(ый) > землекопный.
2. Докажите, что слово наземный образовано приставочно-суффиксальным способом.
На- + земля + -н(ый) > наземный, приставочно-суффиксальный способ.
1. Спишите, расставляя недостающие буквы и знаки препинания. Выделите корни в глаголах.
Всё лето листья подставляли (подставить) солнцу (солнышко) свои ладошки (словарь) и щёчки, спинки и животики (словарь). И до того налились и пропитались (пропитка) солнцем, что к осени (осенний) стали золотыми (золото, позолота).
Зашумел в лесу золотой (золото, позолота) дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы (словарь) на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит (полёт), и закружится пёстрый смерч. По колено (словарь) в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся (проскрёбывать), лопочут, скачут, качаются (качка) на паутинках (словарь).
Шумит золотой (золото, позолота) дождь. (Н. Сладков)
2. Выразительно прочитайте текст. Найдите в нём слова, употреблённые в переносном значении.
Слова в переносном значении: листья подставляли ладошки и щёчки, спинки и животики; листья налились и пропитались, стали золотыми; золотой дождь; капля щёлкнет; сорвётся лист; брызнут листья; по колено в листьях деревья стоят; листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.
3. Подчеркните грамматические основы предложений второго абзаца.
1. Сколько значений у слова корень? Ответить на этот вопрос вам поможет схема.
У слова «корень» шесть значений.
2. Запишите все пять словосочетаний. Составьте и запишите с ними пять предложений.
корень
слова
дерева
зуба
волоса
зла
Корень слова, корень дерева, корень зуба, корень волоса, математический корень, корень зла.
Корень слова объединяет все однокоренные слова.
Корень дерева уходит глубоко в землю.
На уроках математики мы будем учится извлекать математический корень.
3. Рассмотрите рисунок. Какое значение слова корень он иллюстрирует? Докажите.
Рисунок иллюстрирует значение «корень слова», потому что здесь содержатся однокоренные слова с корнем -земл-: земля, земельный, землекопный, землекоп, наземный, земелька, земноводный, землемер, землемерный, землица.
4. Попытайтесь сформулировать разные значения слова корень. Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.
Корень. 1. Подземная часть растения. Пустить корни. 2. Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя. Покраснеть до корней волос. 3. Основная морфема слова. Корень – значимая часть слова. 4. Перен. Начало, источник, основа. Корень зла.
5. Попробуйте самостоятельно нарисовать в виде дерева семью следующих однокоренных слов.
Корнеплод, корень, корневище, корневой, корнеплодный, прикорневой.
6. В каком значении употребляется главное слово этой семьи однокоренных слов? Докажите.
Главное слово этой семьи однокоренных слов употребляется в значении «корень дерева, растения», так как однокоренные слова имеют одинаковое значение – «корень какого-либо растения».
7. Определите, как образованы производные слова.
образец записи Корневой + -ищ(е)—> корневище.
Корень + -ев(ой) > корневой.
При- + корневой > прикорневой.
Корневой + -ищ(е) > корневище.
Корень + е + плод( ) >корнеплод.
Корнеплод + -н(ый) > корнеплодный.
1. Составьте словосочетания или предложения с иноязычными словами, в которых пишется о после шипящих.
Шомпол, шоколад, шоссе, шофёр, жонглёр.
Стальной шомпол, молочный шоколад, ровное шоссе, опытный шофер, искусный жонглёр.
2. Правильно вслух прочитайте выделенные слова. Проверьте себя но орфоэпическому словарику учебника.
Шоссе [шыэсэ].
Шофёр [шаф'ор].
3. Объясните лексическое значение слова шомпол. В случае затруднения обратитесь к толковому словарику учебника.
Шомпол – это стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии или для забивания заряда в ружья, заряжаемые с дула.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением