Ответы на вопросы на стр.306-307 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?Безымянный мастер (левша) и его товарищи...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?
Безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и, через него, всю Россию, потому что для них эта работа представлялась не только вопросом чести, но и возможностью продемонстрировать уникальные таланты и мастерство русских ремесленников. В произведении Николая Лескова «Левша» патриотизм героев выражается через их стремление доказать, что русские мастера не уступают, а даже превосходят лучших зарубежных мастеров.
Когда Платов привёз английскую блоху в Россию и задал задачу русским мастерам, они восприняли её как вызов. Левша и его товарищи понимали, что от их работы зависит репутация всей страны. Они стремились показать, что даже в условиях ограниченных ресурсов и недостаточного образования, русские люди обладают выдающимися способностями и могут создать нечто выдающееся.
Таким образом, работа над подковыванием блохи стала для них не просто ремесленной задачей, но делом национальной гордости. Они не могли позволить себе подвести Платова и Россию, поэтому приложили все усилия, чтобы справиться с поручением, несмотря на трудности и риски. В этом проявляется основной мотив сказа — идея о том, что талант и умение народа могут и должны служить на благо Родины, даже если этот труд не всегда оценивается по достоинству.
2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?
В сцене во дворце из "Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе" Николая Лескова Левша предстает перед царём и его окружением как простой, скромный человек, но при этом он демонстрирует достоинство и внутреннюю силу. Несмотря на свою скромность и простоту, Левша ведёт себя достойно и уверенно, не теряя присутствия духа перед высоким начальством.
В присутствии царя и его приближённых Левша держится спокойно и смиренно, что отражает его уважение к власти, но одновременно показывает, что он не чувствует себя ниже других. Его манера поведения подчеркивает его народную мудрость и искренность. Левша не стремится впечатлить или произвести на кого-то особое впечатление — он просто выполняет свою работу с максимальной ответственностью и скромностью.
Эта сцена подчёркивает контраст между внешней простотой и внутренней силой героя, его глубокую преданность своему делу и стране, а также невоспитанность и простоту, которые не позволяют ему полностью раскрыть свои таланты и мысли перед власть имущими.
3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?
Эта цитата взята из повести Николая Лескова "Левша". В ней рассказывается история о русском мастере, которого прозвали Левшой, и его подвигах на службе у государства. Смысл цитаты заключается в том, что Левша, будучи талантливым мастером, смог подковать английскую блоху, используя микроскопические подковы. Однако, несмотря на его мастерство, его имя не было упомянуто на подковах. Левша ковал гвоздики, а они настолько мелкие, что его имя не помещалось.
Эта ситуация символизирует трагическую судьбу талантливого человека в России, который совершает подвиги и работает на благо своей страны, но остаётся незамеченным и не получает должного признания. Лесков использует этот эпизод, чтобы подчеркнуть, как часто труд талантливых людей в России остается незамеченным и недооцененным. Имя Левши не оказалось на подковах, потому что в обществе, описанном Лесковым, скромность и незаметность мастера часто остаются более важными, чем слава и признание.
4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?
В повести Николая Лескова "Левша" англичанам удалось уговорить Левшу поехать с ними в Англию, пообещав показать ему "заморские" чудеса и поделиться знаниями, которые могли бы пригодиться для улучшения ремесла в России. Левша, будучи человеком любознательным и стремящимся к совершенствованию своего мастерства, соглашается на поездку, несмотря на его приверженность родной земле.
За границей на Левшу произвело особое впечатление несколько вещей. Прежде всего, его поразила техника и инструменты, которые использовали английские мастера. Он увидел, как англичане аккуратно и тщательно хранят свои инструменты, уделяя большое внимание мелочам и точности. Это был контраст с тем, как часто в России обращались с инструментами и технологиями. Левша отметил, что английские мастера не оставляют инструментов ржаветь, а всегда содержат их в идеальном порядке, что способствует качеству работы.
Эти наблюдения произвели на Левшу сильное впечатление, и он, несмотря на предложение остаться в Англии, решает вернуться на родину, чтобы поделиться своими знаниями и помочь улучшить ремесло в России. Это решение показывает его патриотизм и привязанность к своей стране, несмотря на все трудности и недостатки, с которыми он сталкивается на родине.
5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?
В повести Николая Лескова "Левша" генерал Матвей Иванович Платов, один из ключевых персонажей, изображён как истинный русский патриот, преданный своему делу и стране. Лесков рисует его как человека, сочетающего в себе черты народного героя и руководителя, который заботится о благополучии своей родины.
Главные черты характера Платова:
1. Патриотизм: Платов демонстрирует глубокую любовь к России и искреннее желание улучшить её положение. Он отстаивает интересы страны перед иностранцами и стремится применить полученные знания для пользы России.
2. Решительность и смелость: Генерал Платов – человек решительный и не боящийся ответственности. Он готов взять на себя руководство в сложных ситуациях и делает всё возможное, чтобы защитить интересы своей страны.
3. Скромность: Платов, несмотря на свои заслуги и высокое положение, остаётся скромным человеком. Он не стремится к славе или почестям, а руководствуется исключительно долгом перед отечеством.
Черты народного героя, которыми любуется автор:
• Отвага и доблесть: Лесков восхищается мужеством и смелостью Платова, его готовностью защищать родину, несмотря на все трудности.
• Простота и человечность: Автор подчеркивает простоту и душевную теплоту генерала. Он близок к народу, понимает его нужды и стремится помочь простым людям.
• Преданность и верность родине: Эти черты наиболее ценны для Лескова, поскольку они отражают исконные русские добродетели.
Черты, которые автор отвергает или не акцентирует:
• Излишняя суровость и жестокость: Несмотря на то, что Платов – военный человек, Лесков не акцентирует внимание на его жестокости или суровости. Автор скорее подчеркивает его справедливость и человечность.
• Ориентация на силу как основное средство решения проблем: Лесков ценит в Платове умение находить мудрые и дальновидные решения, а не только полагаться на грубую силу.
Таким образом, Лесков изображает Платова как идеального народного героя, в котором сочетаются сила, мужество, справедливость и глубокая любовь к России. Эти качества автор ставит в пример, противопоставляя их поверхностным или деструктивным чертам, которые он считает неподходящими для настоящего героя.
6. В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:
«Платов, Матвей Иванович (1751 —1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков»1.
Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»?
Сведения о Матвее Ивановиче Платове в энциклопедическом словаре и его изображение в сказе Николая Лескова "Левша" представляют два разных взгляда на одну и ту же историческую личность. Эти различия связаны с жанром произведений, их целями и подходом к изображению персонажа.
Энциклопедический словарь:
1. Историческая точность: В словаре Платов описан как реальная историческая фигура, с акцентом на его военные достижения и роль в ключевых событиях, таких как штурм Измаила и Отечественная война 1812 года. Это информация, основанная на фактах, и она даёт читателю объективное представление о значимости Платова как военного лидера.
2. Военные заслуги: Основное внимание уделяется его военным достижениям: командованию колонной при штурме Измаила, участию в Бородинском сражении, прикрытию отступления русских армий. Платов представлен как стратег и талантливый полководец, сыгравший важную роль в защите России.
3. Официальный стиль: Текст энциклопедии нейтрален, без выраженных эмоциональных оценок. Платов показан в контексте его места в военной истории России.
В "Левше" Николая Лескова:
1. Художественное изображение: Лесков изображает Платова не как историческую фигуру, а как фольклорного героя, олицетворяющего лучшие черты русского народа. Платов в сказе становится персонажем, через которого передаются народные представления о патриотизме, доблести и служении Родине.
2. Человечность и близость к народу: В отличие от сухого описания в энциклопедии, Лесков акцентирует внимание на человеческих качествах Платова: его патриотизме, простоте, справедливости и человечности. Платов в "Левше" – не только великий полководец, но и символ народного духа, что делает его более близким и понятным для читателя.
3. Народный герой: В сказе Платов представлен не столько как военный деятель, сколько как идеальный образ народного героя. Лесков подчеркивает его патриотизм, заботу о благополучии России и интерес к достижениям простых людей, таких как Левша.
Основное различие:
Энциклопедическое описание Платова фокусируется на его реальных исторических достижениях и роли в военной истории России, тогда как Лесков в "Левше" создаёт художественный образ Платова как народного героя, подчеркивая его патриотизм, простоту и близость к народу. В сказе Платов скорее символический персонаж, чем реальная историческая фигура, и Лесков использует его для выражения своих взглядов на лучшие черты русского характера.
7. Вспомните сказы П. П. Бажова. Как вы думаете, различна ли речь рассказчика у Н. С. Лескова и П. И. Бажова? Чем и почему?
Речь рассказчика у Николая Лескова и Павла Петровича Бажова действительно различна, и эти различия обусловлены как стилистическими особенностями авторов, так и жанровыми и культурными контекстами, в которых они создавали свои произведения.
Речь рассказчика у Н. С. Лескова:
1. Архаичность и фольклорные элементы: Лесков в своих произведениях, особенно в таких как "Левша", использует архаичную лексику и синтаксис, чтобы передать дух старины и близость к народному творчеству. Его речь насыщена народными оборотами, поговорками и крылатыми выражениями. Лесков стремится создать атмосферу былины или старинного сказания.
2. Ирония и сатира: Лесков часто использует иронию и сатиру, высмеивая пороки общества или показывая абсурдность ситуации. Это отражается в речи рассказчика, которая может быть одновременно простой и сложной, многослойной по своему смыслу.
3. Интонации устного рассказа: В "Левше" и других произведениях Лескова заметно влияние устного народного рассказа. Речь его рассказчика напоминает речь сказителя, который повествует историю с элементами живого общения с аудиторией.
Речь рассказчика у П. П. Бажова:
1. Уральский говор и диалектизмы: Бажов в своих "Сказах" использует уральский говор, наполняя текст региональными диалектизмами, что придает его произведениям яркий колорит. Речь его рассказчика передает особенности уральского рабочего люда, их образ жизни и мышления.
2. Лаконичность и простота: В отличие от Лескова, Бажов чаще использует более простую и лаконичную речь. Его сказы ближе к устным преданиям и легендам, и в них меньше архаичных и сложных конструкций. Бажов стремится к доступности и выразительности, передавая мудрость и простоту народа.
3. Сказовый стиль: Речь рассказчика у Бажова является более концентрированной и образной. Она часто передает мистическую атмосферу уральских преданий, связанных с природой, камнями и горными духами. В его произведениях меньше социальной сатиры и больше внимания к природным и магическим мотивам.
Причины различий:
1. Региональные особенности: Лесков опирается на центральную русскую культуру и использует более общерусские языковые формы, тогда как Бажов акцентирует внимание на региональной специфике Урала.
2. Жанровые различия: Лесков часто работает в жанре сказа, где присутствует значительное количество сатиры и морали, тогда как Бажов создает сказы, приближенные к народным легендам и мифам, с акцентом на мистику и природу.
3. Тематика и цели: Лесков более социально ориентирован в своих произведениях, его интересуют человеческие судьбы в контексте исторических и социальных изменений. Бажов, напротив, больше фокусируется на передаче народных преданий и сказаний, где главное – связь человека с природой и духами.
Таким образом, речь рассказчика у Лескова и Бажова отличается стилем, лексикой и интонацией, что связано с их различными творческими задачами и культурными контекстами.
8. Как речь рассказчика характеризует его в сравнении с автором? Кто ведёт повествование в главе двадцатой и что можно сказать о повествователе, наблюдая за его речью?
Речь рассказчика в литературных произведениях играет ключевую роль в создании образа этого персонажа и в определении его отношения к рассказанным событиям. Рассмотрим это на примере главы двадцатой повести Николая Лескова "Левша".
Речь рассказчика в сравнении с автором:
1. Рассказчик как персонаж: В "Левше" рассказчик часто выступает не только как передатчик событий, но и как своеобразный персонаж с определёнными взглядами и особенностями речи. Его речь, насыщенная народными оборотами, архаизмами и простотой, создаёт ощущение близости к народной среде. Он как будто рассказывает историю "своим", делая её более доступной и понятной для простого человека.
2. Авторский стиль: Лесков, как автор, может использовать сложные литературные приёмы, строить повествование с разными уровнями значений, вкладывать в текст символику и метафоры. Рассказчик, в отличие от автора, ориентируется на непосредственное восприятие и не стремится к сложным литературным конструкциям. Речь рассказчика более устная, "живая", что отличает его от литературного стиля автора.
Повествование в главе двадцатой "Левши":
В главе двадцатой повести "Левша" повествование ведёт не автор, а рассказчик, который говорит простым и понятным языком, приближенным к народной речи. Это может быть какой-то условный "народный" рассказчик, который излагает события, как их мог бы пересказать человек из народа, с соответствующими комментариями и оценками.
Характеристика рассказчика на основе его речи:
1. Простота и доступность: Рассказчик использует простую, разговорную речь, что делает его близким к слушателям. Он не усложняет изложение, а старается сделать его понятным для всех.
2. Эмоциональность и субъективность: Рассказчик в "Левше" не скрывает своих эмоций и личного отношения к событиям. Его речь наполнена иронией, иногда даже грустью, когда он рассказывает о несправедливости или трагических моментах.
3. Народная мудрость: Рассказчик часто прибегает к народным присказкам, пословицам и метафорам, что придаёт его речи особую окраску. Это показывает его связь с народной культурой и народным восприятием мира.
Заключение:
Рассказчик в главе двадцатой "Левши" представляет собой персонажа, который отличается от автора своей простотой, эмоциональностью и народной мудростью. Его речь подчёркивает связь с народом и делает повествование доступным и понятным для широкой аудитории. Рассказчик как бы выступает посредником между автором и читателем, передавая историю с позиции простого человека, близкого к событиям и героям произведения.
Учимся читать выразительно
Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.
В повести Николая Лескова "Левша" содержится несколько эпизодов, в которых изображено царское окружение, и эти сцены насыщены сатирическим отношением автора к представителям власти и высших кругов. Лесков использует едкую иронию, чтобы подчеркнуть их глупость, недальновидность и непонимание народных талантов. Приведу несколько ключевых эпизодов.
1. Эпизод с осмотром английской блохи
Когда царь получает от англичан блоху, механическую игрушку, способную танцевать, он и его окружение приходят в восторг. Однако они совершенно не понимают, что её искусство — это не самое важное, и видят в ней лишь забаву. Лесков описывает царское окружение как людей, неспособных оценить истинное мастерство и глубину технологии, увидев в блохе лишь "забаву".
Текстовые детали:
• "Никакого употребления от неё нет, а вот только для интересу."
• "Англичане так хитро ее сделали, что никто и никуда понять не может, как устроено."
Здесь Лесков высмеивает слепое преклонение перед иностранным, особенно когда это иностранное не несет никакой практической пользы. Царское окружение, восхищающееся блохой, демонстрирует своё невнимание к важным вещам и неспособность отличить пустое от полезного.
2. Эпизод с поручением мастерам
После того как царь решает, что русские мастера должны сделать что-то "лучше", чем английская блоха, он отдаёт указание Платову найти лучших мастеров. В этом эпизоде показана не столько ирония, сколько насмешка над тем, как царь и его окружение воспринимают народные таланты. Царские указания звучат абсурдно и оторвано от реальности, что показывает их непонимание того, как на самом деле работают мастера.
Текстовые детали:
• "Идите и скажите, чтобы сделали такую же, да еще лучше."
• "Пусть теперь сделают что-нибудь такое, чтоб на английское диво похоже было, да нашего ума."
Царское окружение в этом эпизоде не понимает, что мастерство требует времени и условий, а не просто приказа сверху. Лесков высмеивает их уверенность в том, что великие достижения можно просто "заказать".
3. Эпизод с возвращением Левши
Когда Левша возвращается из Англии, его встречают без должного внимания. Он пытается передать важное послание о том, что ружья нужно чистить кирпичом, но никто не хочет его слушать. В этом эпизоде Лесков с иронией описывает тупость и равнодушие царских чиновников, которые игнорируют важные советы, данные мастером, потому что они не понимают их важности.
Текстовые детали:
• "А Левша отвечает: 'Я государю должен сказать важное слово, а они меня не пускают.'"
• "Ведь я англичанам о своем долге говорил, а они сказали: 'Не до вас.'"
Этот эпизод показывает, насколько царское окружение оторвано от нужд и интересов народа, и как они пренебрегают важными знаниями, исходящими от простых людей.
Заключение:
Лесков в этих эпизодах с едкой насмешкой изображает царское окружение как людей, неспособных понять и оценить народное мастерство, живущих в своём ограниченном и часто абсурдном мире. Их действия и реакции показывают их оторванность от реальности и пренебрежение к истинным ценностям, что становится предметом сатиры автора.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением