Ответы на вопросы на стр.30 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?Одиссея насторожило множество деталей, когда он...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?
Одиссея насторожило множество деталей, когда он увидел пещеру циклопа Полифема. Прежде всего, он заметил, что пещера была обнесена высокой стеной из огромных камней, что свидетельствовало о силе и величине существа, которое там жило. Внутри пещеры Одиссей увидел много скота и множество предметов, связанных с обработкой молока, что указывало на постоянное присутствие циклопа.
Когда Одиссей увидел, что пещера принадлежит существу великого роста и нелюдимого характера, это его насторожило и вызвало чувство тревоги. Он осознал, что это существо — циклоп, который не знает закона и свиреп по натуре, что вызывало страх.
В момент, когда Одиссей и его спутники спрятались и ожидали возвращения Полифема, их охватил ужас. Позже, когда циклоп появился и начал грубо обращаться с ними, Одиссей и его спутники испытали сильный страх, что их сердца замерли. Однако Одиссей собрался с силами и смог ответить циклопу, хотя внутренне испытывал тревогу и беспокойство за свою жизнь и жизнь своих товарищей.
2. Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа, ведь в этом не было особой нужды?
Одиссей остался на острове и ждал возвращения циклопа Полифема, несмотря на то, что его спутники предлагали немедленно покинуть пещеру, из-за своей любопытной и авантюрной натуры, а также из-за своей надежды на получение подарка от хозяина пещеры. Одиссей был уверен в своих силах и в том, что сможет справиться с любой ситуацией. Он надеялся, что циклоп окажется гостеприимным и предложит им традиционный дар, как это было принято у древних греков.
Однако это решение оказалось роковым. Одиссей недооценил опасность и свирепость Полифема. Желание испытать удачу и получить выгоду от встречи с циклопом взяло верх над осторожностью, что в итоге привело к трагическим последствиям. Таким образом, его любопытство и стремление к приключениям стали причиной того, что он остался на острове, несмотря на разумные предупреждения своих товарищей.
3. Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.
Циклоп Полифем предстал перед Одиссеем и его спутниками как грозное и чудовищное существо, далёкое от человеческих норм и понятий. В тексте использованы следующие эпитеты и сравнения для его характеристики:
1. "Муж великанского роста" - подчеркивает его необычайные размеры и силу.
2. "Нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона" - описывает его как дикого и жестокого, без соблюдения каких-либо законов или моральных норм.
3. "Видом и ростом чудовищным в страх приводя" - указывает на его устрашающую внешность, способную вызывать ужас.
4. "Подобен скале необъятной" - сравнение с гигантской скалой усиливает впечатление от его массивности и несокрушимости.
5. "Разъяряемый гладом" - его сравнивают с голодным львом, что акцентирует его животные, бесчеловечные инстинкты.
6. "Людоед" - прямое указание на его каннибализм, который подчёркивает его жестокость и отсутствие моральных границ.
7. "Свирепый глупец" - указывает на его жестокость, но при этом недостаток разума, из-за чего его обманывает Одиссей.
Эти эпитеты и сравнения создают образ Полифема как ужасающего, свирепого и грубого существа, обладающего огромной физической силой, но лишённого интеллекта и человечности.
4. Как встретил циклон гостей? Какое впечатление произвёл? Прочитайте вслух соответствующие строки.
Циклоп встретил гостей грубо и враждебно, что произвело на Одиссея и его спутников сильное впечатление страха и ужаса. Вот соответствующие строки из текста:
"Кончив с заботливым спехом работу свою, наконец он
Яркий огонь разложил, нас увидел и грубо сказал нам:
«Странники, кто вы? Откуда пришли водяною дорогой?
Дело ль какое у вас? Иль без дела скитаетесь всюду,
Взад и вперёд по морям, как добычники вольные, мчася,
Жизнью играя своей и беды приключая народам?»
Так он сказал нам; у каждого замерло милое сердце:
Голос гремящий и образ чудовища в трепет привёл нас."
Циклоп Полифем произвёл на гостей огромное впечатление своим грубым поведением, неуважением к ним как к странникам и внушающей страх внешностью. Его "гремящий голос" и "образ чудовища" вызвали в них трепет и страх, замерли сердца всех присутствующих.
5. Гомер называет Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «постоянным в бедах», «богоравным». Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?
Одиссей оправдывает эпитеты «хитроумный», «многострадальный», «постоянный в бедах» и «богоравный» в эпизоде с циклопом Полифемом через свои действия и решения, демонстрируя выдающиеся качества, которые Гомер ему приписывает.
1. «Хитроумный»: Одиссей проявляет свою хитрость, когда обманывает Полифема, называя себя именем «Никто». Эта уловка спасает его и его спутников, когда циклоп взывает к помощи других циклопов, говоря, что ему вредит «Никто». Кроме того, хитроумие Одиссея проявляется в его плане ослепить Полифема, а затем сбежать, спрятавшись под животами овец.
2. «Многострадальный»: Одиссей и его спутники подвергаются ужасным страданиям, когда циклоп убивает и съедает нескольких из них. Одиссей вынужден наблюдать эту страшную сцену и переносить ужас осознания того, что они могут стать следующими жертвами. Однако, несмотря на страдания, Одиссей сохраняет разум и находит способ спастись.
3. «Постоянный в бедах»: Одиссей не сдается даже в самых трудных обстоятельствах. Несмотря на то что он оказался в ловушке у могущественного и жестокого существа, он сохраняет самообладание и решимость, придумывая план спасения.
4. «Богоравный»: Одиссей проявляет качества, достойные богов, такие как мудрость, хитрость и способность преодолевать трудности. Его действия в эпизоде с Полифемом показывают, что он не просто человек, но и обладатель выдающихся способностей, которые позволяют ему справляться с казалось бы непреодолимыми опасностями.
Таким образом, в этом эпизоде Одиссей демонстрирует все те качества, которые оправдывают эпитеты, данные ему Гомером.
6. Каким предстаёт Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчёркиваются?
В этом повествовании Одиссей предстаёт как многогранный и сложный герой, обладающий целым рядом выдающихся качеств. Одно из самых ярких его качеств — это хитроумие и изобретательность. Одиссей проявляет необычайную сообразительность, придумывая и успешно реализуя план по спасению себя и своих спутников. Он обманывает Полифема, назвавшись именем «Никто», что позволяет ему избежать мести со стороны других циклопов и выиграть время для побега. Его смелость и решительность проявляются в том, что он решает остаться в пещере, несмотря на очевидную опасность, и не боится пойти на риск, когда решает ослепить циклопа, хотя малейшая ошибка могла бы стоить им жизни.
Одиссей также демонстрирует стойкость и выдержку. В самых сложных и опасных ситуациях, когда многие могли бы впасть в отчаяние, он сохраняет хладнокровие и способность трезво мыслить. Он терпеливо выжидает подходящий момент для удара и тщательно продумывает каждый шаг. Как мудрый и опытный лидер, Одиссей берёт на себя ответственность за своих людей, руководит ими и принимает решения, которые спасают их жизни. Даже в ситуации крайней опасности, когда надежды кажется нет, он продолжает действовать и мотивирует своих спутников.
Одиссей также проявляет стремление к славе и жажду приключений. Несмотря на разумные предупреждения своих спутников, он решает остаться и встретиться с циклопом, из желания узнать больше о нём и, возможно, получить какой-то дар. Это подчеркивает его стремление к славе и любопытство, которые часто движут им в его путешествиях. При этом он вынужден терпеть тяжелые испытания, теряя своих товарищей и рискуя собственной жизнью, что подчеркивает его многострадальность. Эти страдания лишь усиливают его решимость и показывают способность выстоять перед лицом любых трудностей. Таким образом, Одиссей в этом эпизоде предстаёт как хитроумный, смелый и стойкий герой, способный не только выжить в экстремальных условиях, но и повести за собой других, несмотря на все опасности и страдания.
7. Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?
Одиссей и Геракл, оба являясь героями древнегреческой мифологии, обладают рядом общих черт, но в то же время их образы и подвиги отражают разные аспекты героизма.
Оба героя известны своей силой и выносливостью, однако в разных смыслах. Геракл, будучи полубогом, сыном Зевса и смертной женщины Алкмены, прославился прежде всего своей физической мощью и невероятными подвигами, требующими огромной силы и храбрости. Его знаменитые «Двенадцать подвигов» включают в себя такие задачи, как удушение Немейского льва, поимка Эриманфского вепря и победа над Лернейской гидрой, которые подчеркивают его сверхчеловеческие физические способности.
Одиссей, в отличие от Геракла, славится прежде всего своей хитростью, умом и изобретательностью. Его подвиги, хотя и требуют силы и смелости, чаще всего связаны с решением сложных задач и преодолением трудностей с помощью разума. Примером может служить его план по ослеплению циклопа Полифема и хитроумный способ бегства из пещеры. Одиссей — это символ героя, который побеждает не столько силой, сколько умом и хитроумием.
Отличие между героями также заключается в их целях и подходе к решению задач. Геракл действует в основном прямо и решительно, сталкиваясь с вызовами лицом к лицу и полагаясь на свою физическую мощь. Его сила часто является основным средством достижения цели. Одиссей же, сталкиваясь с трудностями, ищет обходные пути и решения, которые требуют стратегического мышления и способности предвидеть последствия.
Кроме того, Геракл олицетворяет идеал физической силы и мужества, часто изображаемый как воин, готовый жертвовать собой ради выполнения задачи. Его подвиги часто связаны с искуплением вины или выполнением поставленных задач, как, например, служение царю Эврисфею. Одиссей же более многогранен в своих мотивациях. Он действует не только ради выполнения заданий, но и ради возвращения домой к своей семье. Его стремление к дому и к близким является одной из центральных тем его мифа.
Таким образом, Одиссей и Геракл имеют общие черты героизма, такие как сила и выносливость, но при этом представляют разные аспекты героического идеала: Геракл — это сила и прямолинейность, тогда как Одиссей — ум, хитрость и стремление к миру и гармонии.
8. Каково отношение автора к своему герою?
Отношение автора к Одиссею в эпосе Гомера «Одиссея» можно охарактеризовать как уважительное и восхищённое. Гомер изображает Одиссея как многогранного героя, сочетая в нём качества, которые вызывают не только уважение, но и симпатию.
Во-первых, Гомер подчёркивает мудрость и хитроумие Одиссея, что выделяет его среди других героев. Одиссей — это не просто воин, а человек, который достигает своих целей благодаря уму, изобретательности и способности находить нестандартные решения в самых трудных ситуациях. Эти качества автор преподносит как основные достоинства своего героя, что показывает его высокую оценку такого типа героизма.
Во-вторых, автор не скрывает страданий и трудностей, через которые проходит Одиссей, что делает его героизм ещё более впечатляющим. Гомер описывает Одиссея как «многострадального», подчеркивая его стойкость и способность преодолевать невзгоды. Это вызывает у читателя чувство сопереживания и уважения к герою, который, несмотря на все испытания, сохраняет стремление к своей цели — возвращению домой.
Кроме того, Гомер восхищается человеческой стороной Одиссея. Несмотря на его хитрость и ум, он остаётся глубоко человечным, проявляя любовь к своей семье, верность друзьям и преданность своим убеждениям. Автор подчёркивает, что Одиссей, несмотря на свою хитроумность, руководствуется не только разумом, но и сердцем, что делает его образ ещё более привлекательным.
Таким образом, отношение Гомера к Одиссею можно описать как восхищение мудростью, стойкостью и человечностью героя. Автор создаёт образ, в котором ум и сила сочетаются с глубокими чувствами и моральными ценностями, что вызывает уважение и симпатию как со стороны автора, так и читателей.
9. Обратите внимание на некоторые повторы, которые ветре чаются в тексте поэмы, например: «С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос: Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторов и постарайтесь объяснить их роль.
Повторы в тексте поэмы Гомера «Одиссея» встречаются достаточно часто, и они играют важную роль в структуре и стилистике произведения. Такие повторы называют эпическими формулами, и они выполняют несколько функций.
Примеры повторов:
1. "С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос: Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос."
Этот повтор встречается в нескольких местах поэмы и служит для обозначения наступления нового дня. Он помогает создать ритм повествования и подчёркивает неизбежность времени, которое идёт независимо от переживаний и событий героев.
2. "Когда свершится труд мой, вы снова к царю Эврисфею пойдете..."
Геракл в своих подвигах часто повторяет эту фразу, подчеркивая цикличность его задач и неизбежность выполнения поставленных перед ним задач. Это также отражает его стойкость и смирение перед судьбой.
3. "Но Одиссей, богоравный, решительным был и отважным..."
В различных местах поэмы Одиссея называют "богоравным", "хитроумным", что подчёркивает его особое положение среди людей и его уникальные качества.
Роль повторов в поэме:
1. Ритмичность и музыкальность: Повторы помогают создать определённый ритм и мелодику текста, что было особенно важно в устной традиции исполнения эпических поэм. Постоянное повторение фраз и формул облегчало запоминание текста для исполнителя и делало повествование более плавным и гармоничным для слушателей.
2. Структурная функция: Повторяющиеся элементы помогают структурировать поэму, выделяя важные моменты и придавая им особую значимость. Например, повторение эпитета «богоравный» каждый раз, когда речь идёт о важных действиях Одиссея, подчёркивает его особое положение среди людей.
3. Подчёркивание ключевых тем и мотивов: Повторение определённых фраз и эпитетов акцентирует внимание на ключевых темах поэмы, таких как неизбежность судьбы, стойкость перед испытаниями и цикличность времени. Эти повторы помогают удерживать основную идею в центре внимания на протяжении всего произведения.
4. Создание эффекта традиционности и универсальности: Повторяющиеся формулы и эпитеты создают ощущение древности и традиционности эпоса. Они связывают историю Одиссея с более широкой мифологической традицией, показывая, что его приключения — часть общего культурного наследия.
Таким образом, повторы в поэме Гомера играют важную роль как в художественном, так и в функциональном плане. Они помогают создать ритмическую основу повествования, структурируют текст и подчёркивают ключевые темы, делая их более запоминающимися и значимыми для читателей и слушателей.
10. Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?
Рассказ о приключениях Одиссея, изложенный в «Одиссее» Гомера, можно назвать мифом, хотя в нём также присутствуют элементы легенды. Прежде всего, этот рассказ является мифом, поскольку в нём активную роль играют боги и богини, такие как Афина, Посейдон и Зевс. Их вмешательство в жизнь Одиссея, влияние на его судьбу и судьбы других героев типично для мифов, где божественные силы являются важными участниками событий.
Кроме того, сюжет «Одиссеи» включает в себя архетипические темы и мотивы, такие как путешествие героя, испытания, возвращение домой, борьба с чудовищами и преодоление препятствий. Эти элементы характерны для мифологического повествования и символизируют универсальные идеи, выходящие за пределы обычной человеческой жизни, такие как борьба с судьбой, сила разума, преданность и верность.
Однако в рассказе о приключениях Одиссея присутствуют и элементы легенды. Одиссей считается царём острова Итака, а Троянская война, из которой он возвращается, возможно, имеет историческую основу. Это придаёт рассказу некоторую историческую привязку, что характерно для легенд, которые часто основаны на реальных событиях, но приукрашены фантазией и сверхъестественными элементами.
Кроме того, Одиссей изображён как великий герой, чьи подвиги стали предметом многочисленных рассказов и преданий. Героизация персонажа и его выдающиеся качества, такие как хитроумие и стойкость, также сближают этот рассказ с легендами, где исторические или полулегендарные личности наделяются выдающимися чертами и совершают великие дела.
Таким образом, «Одиссея» является мифом, поскольку в ней центральную роль играют боги и архетипические сюжеты, однако в ней также присутствуют элементы легенды, особенно в героическом изображении Одиссея и его связи с возможными историческими событиями.
Учимся читать выразительно
Выберите отрывок и подготовьте его для выразительного чтения. Постарайтесь при чтении передать особый ритм гекзаметра.
Для выразительного чтения я предлагаю отрывок из «Одиссеи», где Одиссей впервые встречается с циклопом Полифемом. Этот отрывок хорошо передаёт напряжение и страх героев перед неизвестной опасностью:
Кончив с заботливым спехом работу свою, наконец он
Яркий огонь разложил, нас увидел и грубо сказал нам:
«Странники, кто вы? Откуда пришли водяною дорогой?
Дело ль какое у вас? Иль без дела скитаетесь всюду,
Взад и вперёд по морям, как добычники вольные, мчася,
Жизнью играя своей и беды приключая народам?»
Так он сказал нам; у каждого замерло милое сердце:
Голос гремящий и образ чудовища в трепет привёл нас.
Чтобы передать особый ритм гекзаметра при чтении, важно учитывать структуру строк и размер. Гекзаметр состоит из шести стоп, где первая — долгий слог, за которым следуют два коротких, а затем четыре дактиля. При чтении нужно:
1. Сохранять ритм: Важно не торопиться, делая небольшие паузы на каждой строке, чтобы подчеркнуть её завершённость.
2. Интонационно выделять ключевые слова: Например, в строке «Голос гремящий и образ чудовища в трепет привёл нас» следует акцентировать внимание на словах «гремящий», «чудовища» и «трепет», чтобы усилить драматический эффект.
3. Плавно перетекать от одной строки к другой: Гекзаметр, несмотря на свою строгую структуру, должен звучать естественно, как живая речь, но с элементами музыкальности.
Попробуйте читать медленно, подчёркивая ритмические акценты, чтобы слушатели ощутили как напряжение сцены, так и ритмическую красоту древнегреческого эпоса.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением