Упр.299 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст и перескажите его.1. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Словарный состав...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст и перескажите его.1. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Словарный состав...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст и перескажите его.1. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Словарный состав...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПрочитайте текст и перескажите его.1. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Словарный состав...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Вдумчиво прочитайте эпиграф к разделу «Словообразование. Орфография». Объясните, как вы понимаете высказывание выдающегося русского историка, писателя Николая Михайловича Карамзина (1766—1826).
Эпиграф к разделу «Словообразование. Орфография» – слова Н.М. Карамзина «Слова не изобретаются Академиями: они рождаются вместе с мыслями». Николай Михайлович Карамзин говорит о том, что никто не изобретает слова, они рождаются сами. Да, они рождаются по тем словообразовательным моделям, которые живут в языке и понятны каждому носителю языка. Каждая из моделей образует слово с определённым значением, определённой части речи и с определённым набором морфологических признаков.

Заполните третью графу таблицы.

Слово
краткий
кроткий
Значение слова (синонимы)
недолгий, короткий
смирный, покорный
Однокоренные слова

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст и перескажите его.
1. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Словарный состав языка изучает лексикология.
2. Большинство слов имеет лексическое значение, то есть тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.
3. Существует несколько способов объяснения лексического значения слов.
1) Краткое толкование чаще всего используется в толковых словарях: ущелье — узкая и глубокая расщелина в горах. Горное ущелье.
2) Подбор синонимов (близких по лексическому значению слов) также помогает уточнить значение слова, вспомнить и другие слова с таким же значением: ущелье — теснина, каньон.
3) Подбор однокоренных, родственных слов помогает понять, почему именно так назван предмет: ущелье щель, щёлочка, расщелина.
4) Рисунок объясняет лексическое значение слова. Такой приём знакомства с новым словом часто используется в книжках, адресованных маленьким детям, а также в книгах, где разъясняются значения редко употребляемых слов.

Лексика – это все слова, образующие словарный состав языка. Словарный состав изучает лексикология.
Большинство слов имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что мы представляем, когда произносим слово.
Лексическое значение слова можно объяснить несколькими способами:
1) краткое толкование: ущелье – узкая и глубокая расщелина в горах;
2) подбор синонимов: ущелье – теснина, каньон;
3) подбор однокоренных слов: ущелье – щель, щёлочка, расщелина;
4) рисунок.

1. Рассмотрите таблицу «Чередование гласных в корне», расположенную в справочных материалах в конце учебника. Какая информация о чередовании гласных оказалась для вас новой?
Я узнал, что выбор чередующейся гласной о/а в корне слова может зависеть от ударения (опоздать - опаздывать), от конечной согласной корня (росли – расту - выращивать), от наличия суффикса -а- за корнем (коснуться - касаться).
Выбор чередующейся гласной е/и в корне слова зависит от наличия суффикса -а- за корнем (соберу - собирать).

2. Спишите примеры из указанной таблицы, выделяя в словах корни.
Третьего столбика в таблице нет. Слова записаны во втором столбике.
Опоздать – опаздывать, копать – выкапывать, спорить – оспаривать, коснуться – касаться, изложение – предлагать, росли – расту – выращивать, загореть – загар.
Соберу – собирать, удеру – удирать, замереть – замирать, запереть – запирать, затереть – затирать, блестеть – блещет – блистать, расстелить – расстилать.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением