Упр.293 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Употребите нужную приставку, оканчивающуюся на з или с. Объясните написание, выделив в каждом слове приставку и корень.
Безжалостный поступок, бессвязный рассказ, бессонная ночь, разжигать костёр, рассудить спорящих, рассчитать стоимость книг, рассердиться на друга, рассеять сомнения, бесшумный пылесос, рассортировать покупки, бессмертное произведение искусства, беззвучный плач.
Вдумчиво прочитайте эпиграф к разделу «Словообразование. Орфография». Объясните, как вы понимаете высказывание выдающегося русского историка, писателя Николая Михайловича Карамзина (1766—1826).
Эпиграф к разделу «Словообразование. Орфография» – слова Н.М. Карамзина «Слова не изобретаются Академиями: они рождаются вместе с мыслями». Николай Михайлович Карамзин говорит о том, что никто не изобретает слова, они рождаются сами. Да, они рождаются по тем словообразовательным моделям, которые живут в языке и понятны каждому носителю языка. Каждая из моделей образует слово с определённым значением, определённой части речи и с определённым набором морфологических признаков.
1. Спишите, подчёркивая буквы и. ы в корне и обозначая приставки, если они есть. Сделайте вывод о том, как пишется корень в сопоставляемых однокоренных словах.
образец записи Доисторический — предыстория.
Выиграть —сыграть, разыграть; поиск — розыск, подыскивать; неизвестный — безызвестный; искусный — безыскусный; итог подытожить.
В сопоставляемых словах в корне происходит чередование гласных «и//ы».
2. На гласный или согласный оканчивается приставка перед корнем с буквой и? А перед корнем с буквой ы? Проверьте ответы, прочитав следующее орфографическое правило.
Перед корнем с буквой «и» приставка оканчивается на гласный, а перед корнем с буквой «ы» - на согласный.
Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным моделям. Каким способом образованы эти слова? Запишите их. Понаблюдайте, какие фонетические изменения происходят в корне при присоединении суффикса. Отражаются ли эти изменения на письме? Объясните написание ь в словах второй группы.
1) ка: берёз-, бород-, голов-, пугов-, ягод-.
2) оа: кос-, прос-, ход-, молот-.
При присоединении суффикса «-к-» происходит оглушение конечного согласного корня, а при присоединении суффикса «-б-» – озвончение.
Эти изменения не отражаются на письме.
В словах второй группы на конце корня пишется мягкий знак для обозначения мягкости предшествующего согласного. Следующая за ним согласная при склонении всегда остаётся твёрдой.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением