Упр.289 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение 1. Разделите данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем запишите...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение 1. Разделите данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем запишите...
Дополнительное изображение

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение 1. Разделите данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем запишите...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение 1. Разделите данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем запишите...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Образуйте новые слова от данных, употребляя приставки раз- или рас-, из- или ис-, низ- или нис-, воз- или вое-, аз-ил и вс-, без- или бес- в зависимости от того, с какой буквы начи нается слово.
образец записи Порядок — распорядок, беспорядок.
Водить – разводить, изводить, низводить, возводить.
Хвалить – расхвалить, восхвалить.
Ценный – бесценный.
Грабить – разграбить.
Кинуть – раскинуть, вскинуть.
Ходить – расходить, исходить, нисходить, восходить, всходить.
Полезный – бесполезный.
Варить – разварить.
Гонять – разгонять, изгонять.
Бедный – безбедный.

С данными словами составьте словосочетания и запишите их. Объясните выбор букв и—ы в корне, пользуясь правилом. Дайте толкование лексического значения слов путём подбора однокоренных.
Сыграть (после приставки на согласный) на гитаре – играть, поиграть, играющий.
Безынициативный (после приставки на согласный) ученик – инициативный, инициатива.
Сверхинициативный (после приставки «сверх-») работник – инициативный, инициатива.
Неизвестный (после приставки не на согласный) путь– неизвестность, известный, известие, весть.
Подытожить (после приставки на согласный) данные – итог, итоговый.
Сверхискусный (после приставки «сверх-») портрет – искусный, искусница.
Подыскивать (после приставки на согласный) слова – выискивать, искать, поиск.
Безымянный (после приставки на согласный) герой – имя, именной, поимённо (назвать).
Вспомнить поимённо (после приставки не на согласный) – имя, именной, именовать.
Безызвестный (после приставки на согласный) подвиг – известный, известие, известность.
Доиграть (после приставки не на согласный) партию – игра, игроки, играющий.

1. Разделите данные слова на две группы: сначала выпишите слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы, а затем запишите оставшиеся слова, в которых приставки пишутся всегда одинаково. Выписывая слова, обозначайте приставки и рассуждайте следующим образом.
образец рассуждения Приставка вз- пишется с буквой з или с буквой с
в зависимости от того, какая буква в слове идёт за ней. В слове вздохнуть за приставкой идёт буква д, которая обозначает звонкий звук. Значит, в приставке надо писать букву з.
Или: В слове сварить есть приставка с- (варить —> сварить). Эта приставка пишется всегда одинаково, её написание не зависит от произношения.
Безграничный, израсходовать, сбивать, бестолковый, сгибать, возделывать, сделать, расцеловать, низвергаться (водопад), взбудоражить, сгореть, сбрить, разгневать, сдержать.
Слова с приставками, которые меняют написание в зависимости от характера последующей буквы: безграничный, израсходовать, бестолковый, возделывать, расцеловать, низвергаться (водопад), взбудоражить, разгневать.
Слова с приставками, которые пишутся всегда одинаково: сбивать, сгибать, сделать, сгореть, сбрить, сдержать.
2. Докажите, что в выделенных словах происходит озвончение согласных звуков.
В выделенных словах «сбивать, сгибать, сделать, сгореть, сбрить, сдержать» происходит озвончение приставки «с-» перед буквами звонких согласных звуков «б, д, г»: слышится [з], а пишется «с».

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Передайте своими словами его главную мысль.
Возьмите на заметку! Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней, около 500 (пятисот) суффиксов, почти 100 приставок.
Как же язык выбирает для создания слова нужные морфемы? Почему не могут жить в языке такие нелепые слова, как «пере-лисичливый», «разаптекарьость», «ироберезонер»? Какой закон нарушили эти «слова»?
Оказывается, любое слово — это не соединение случайных морфем. Оно образовано по той модели (образцу), которая живёт в русском языке и понятна каждому.
Так, морфемная модель овапг чуть, слегка». Все слова этой модели образованы суффиксальным способом с помощью суффикса -оват-: кисловатый, груб-оват-ый, бел-оват-ый.
Все слова, образованные по модели «принадлежит животному»: льв-ин-ый, зме-ин-ый, гус-ин-ый.
В русском языке множество моделей, и каждая из них образует слово с определённым значением, определённой части речи и с определённым набором морфологических признаков. Такие схемы, образцы, по которым образуются слова, называются морфемными (или словообразовательными) моделями.
Слова в русском языке образуются по той модели (образцу), которая живёт в русском языке и понятна каждому. Каждая из множества моделей образует слово с определённым значением, определённой части речи и с определённым набором морфологических признаков. Такие схемы, по которым образуются слова, называются морфемными (или словообразовательными) моделями.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением