Упр.283 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение 1. Прочитайте выразительно. Сформулируйте основную мысль текста.Основная мысль текста: чтобы ощутить вкус земной живительной прохлады, надо просыпаться рано...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение 1. Прочитайте выразительно. Сформулируйте основную мысль текста.Основная мысль текста: чтобы ощутить вкус земной живительной прохлады, надо просыпаться рано...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение 1. Прочитайте выразительно. Сформулируйте основную мысль текста.Основная мысль текста: чтобы ощутить вкус земной живительной прохлады, надо просыпаться рано...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение 1. Прочитайте выразительно. Сформулируйте основную мысль текста.Основная мысль текста: чтобы ощутить вкус земной живительной прохлады, надо просыпаться рано...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Таблицу «Виды орфограмм в корне» (см. упр. 270) дополните ещё одной графой: «Буквы о—ё после шипящих», приведите примеры. Подготовьте устное сообщение на основе таблицы.

Виды орфограмм в корне слова
Орфограммы в корне слова делятся на:
1) проверяемые произношением гласные и согласные: чтобы не ошибиться в написании таких гласных и согласных, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы сомнительный гласный или согласный отчётливо произносился (тропинка – тропка, луг - луга);
2) непроверяемые произношением гласные и согласные: правописание таких гласных и согласных надо запомнить, а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю (дорога, футбол);
3) чередующиеся гласные: следует запомнить чередование «о», «е» с нулём звука(лоб – лба, о//нуль звука); есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний (младший – молодой, ла//оло); чередование а//о в корне «-лаг-//-лож-» зависти от наличия суффикса -а- за корнем (предлагать – предложить);чередование а//о в корне-рос-//-раст-//-ращ- зависит от того, перед какой согласной находится гласная корня: перед «ст», «щ» пишется «а», перед «с» - «о» (вырос – расту – выращу); в корне -гор-//-гар- в безударном положении пишется «о» (загорит – загар); в корне -зор-//-зар- в безударном положении пишется «а» (заря – зори, а//о);
4) гласные после шипящих: чу – щу пишется с буквой «у» (чудо, щука), ча – ща пишется с буквой «а» (чашка, пощада), жи – ши пишется с буквой «и» (жизнь, ширь);
5) буквы о – ё после шипящих: буква «о» пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударным гласным (шорох, жокей); буква «ё» пишется, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным (шёлк – шелковистый).
Вот такие виды орфограмм в корне слова есть в русском языке.

Образуйте новые слова от данных, употребляя приставки раз- или рас-, из- или ис-, низ- или нис-, воз- или вое-, аз-ил и вс-, без- или бес- в зависимости от того, с какой буквы начи нается слово.
образец записи Порядок — распорядок, беспорядок.
Водить – разводить, изводить, низводить, возводить.
Хвалить – расхвалить, восхвалить.
Ценный – бесценный.
Грабить – разграбить.
Кинуть – раскинуть, вскинуть.
Ходить – расходить, исходить, нисходить, восходить, всходить.
Полезный – бесполезный.
Варить – разварить.
Гонять – разгонять, изгонять.
Бедный – безбедный.

1. Прочитайте выразительно. Сформулируйте основную мысль текста.
Основная мысль текста: чтобы ощутить вкус земной живительной прохлады, надо просыпаться рано утром.

Ранним утром вы идёте по р..спетому цв..тущему лугу и, может быть, не обращаете внимания на накопившуюся в тр..ве росу и не ощущаете вкус з..мной живительной прохлады. Но общее состояние свежести, радости охватывает вас. Если же вы проснётесь только часов в девять, когда зной уже всё обсушит и погасит, вы станете думать, что таким всегда и бывает окружающий мир. (По В. Солоухину)

2. Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите к ним однокоренные и укажите вид орфограмм, объясните правописание.
Проверяемые: росистому (росы), цветущему (цвет), обращаете (обратно), (в) траве (травы), земной (земли).
Непроверяемые: внимания, живительной (жив, жи-ши).

3. Выпишите выделенные слова, обозначьте в них приставки. Докажите, что эти приставки не меняют своего написания.
Накопившуюся, прохлады, охватывают, проснётесь, обсушит, погасит, окружающий.
Эти приставки не меняют своего написания в разных словах: находка, наигранный, налево; проезд, прошедший; оговорка, освящённый; обход, обросший; поход, погасший.

От указанных слов образуйте и запишите существительные со значением «музыкант, играющий на ...». Какие морфемы вы использовали для образования таких слов? Как называется этот способ словообразования? В случае сомнения в написании слов смотрите в орфографический словарь.
Пи..нино, акк..рд..он, в..ол..нчель, г..тара, б..ян, скрипка, труба, б..рабан.

Для образования существительных со значением «музыкант, играющий на…» я использовал суффиксы -ист, -ач, -щик.
Этот способ образования называется приставочным.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением