Упр.282 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Составьте словосочетания с каждым словом и объясните написание гласных о—ё после шипящих.
Тихий шорох (словарь), чёрный (чернеть) зонт, жёлтый (желтеть) одуванчик, растолчённый (от глагола «растолочь») мел, печёшь (окончание глагола) пирог, лжёшь (глагол) от страха, несёшься (окончание глагола) к дому, решётка (решето) мясорубки, длинная чёлка (чело), пошёл (шедший) в библиотеку, аккуратный шов (словарь).
Приведите примеры слов с приставками, иллюстрирующие озвончение и оглушение согласных (отбросить, обхватить). Все ли приставки пишутся одинаково, независимо от того, как произносятся?
Отдать, отбить, отделить; обстучать, обступить, обшить; надписать, надстроить, надкусить; подплыть, подползти, подшутить; впустить, входить, вписать.
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Таблицу «Виды орфограмм в корне» (см. упр. 270) дополните ещё одной графой: «Буквы о—ё после шипящих», приведите примеры. Подготовьте устное сообщение на основе таблицы.
Виды орфограмм в корне слова
Орфограммы в корне слова делятся на:
1) проверяемые произношением гласные и согласные: чтобы не ошибиться в написании таких гласных и согласных, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы сомнительный гласный или согласный отчётливо произносился (тропинка – тропка, луг - луга);
2) непроверяемые произношением гласные и согласные: правописание таких гласных и согласных надо запомнить, а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю (дорога, футбол);
3) чередующиеся гласные: следует запомнить чередование «о», «е» с нулём звука(лоб – лба, о//нуль звука); есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний (младший – молодой, ла//оло); чередование а//о в корне «-лаг-//-лож-» зависти от наличия суффикса -а- за корнем (предлагать – предложить);чередование а//о в корне-рос-//-раст-//-ращ- зависит от того, перед какой согласной находится гласная корня: перед «ст», «щ» пишется «а», перед «с» - «о» (вырос – расту – выращу); в корне -гор-//-гар- в безударном положении пишется «о» (загорит – загар); в корне -зор-//-зар- в безударном положении пишется «а» (заря – зори, а//о);
4) гласные после шипящих: чу – щу пишется с буквой «у» (чудо, щука), ча – ща пишется с буквой «а» (чашка, пощада), жи – ши пишется с буквой «и» (жизнь, ширь);
5) буквы о – ё после шипящих: буква «о» пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударным гласным (шорох, жокей); буква «ё» пишется, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным (шёлк – шелковистый).
Вот такие виды орфограмм в корне слова есть в русском языке.
1. От данных слов образуйте новые но схеме. Какой способ словообразования она иллюстрирует? Можно ли по этой схеме определить морфологические признаки нового слова (часть речи, род, число, падеж)? Докажите.
1) стакан, карман;
2) перевозить, докладывать, разведывать.
Данная схема иллюстрирует суффиксальный способ образования.
По этой схеме можно определить морфологические признаки нового слова: это имена существительные мужского рода, единственного числа, именительного падежа.
2. Объясните, почему данные слова разделены на две группы. От слов какой группы образуются существительные со значением «человек»? Какая морфема придаёт это значение?
Данные слова разделены на две группы, так как в первой группе исходным словом являются существительные, а во второй – глаголы.
От слов первой группы образованы существительные с уменьшительно-ласкательным значением, а от слов второй группы образованы существительные со значением «человек».
Это значение придаёт словам суффикс -чик.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением