Упр.280 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Спишите, заменяя звуки буквами и объясняя написание слов. Произнесите их правильно.
Щ[о]лкнул выключатель, заж[о]гся свет, и окно стало ч[о]рным. Исчезли оч[и’]ртания деревьев, слышался только шум идущих по ш[ы ]ссе машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными ш[о]рохами и невнятным ш[о]потом.
Щёлкнул (щелчок) выключатель, зажёгся (зажечь) свет, и окно стало чёрным (чернеть). Исчезли очертания (чёрточка) деревьев, слышался только шум идущих по шоссе? (иноязычное слово) машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными шорохами (шорох) и невнятным шёпотом (шепт?ть).
Произнесите правильно слова спрятаться, сбросьте, сжечь и запишите их, обозначая приставки. Почему приставка с-в первом слове произносится как [е], во втором — как [з], в третьем — как долгий звук [ж]?
Спрятаться [спр'атъцъ] – приставка «с-» произносится как [с], так как находится перед глухим согласным «п».
Сбросьте [зброс'т'ь] – приставка «с-» произносится как [з], так как находится перед звонким согласным «б».
Сжечь [жэч'] – приставка «с-» произносится как долгий звук [ж], так как находится перед звонким шипящим согласным «ж» и уподобляется ему в произношении.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов с ударными о—ё в корне после шипящих. В скобках укажите однокоренные слова.
Кусты крыжовника (словарь), трудолюбивая (соединительная «о» после твердого «д») пчёлка (пчела), меховой (мех) капюшон (словарь), печёт (глагол) пирожки (словарь), расщепить (щепка) полено (словарь), дешёвый (дешевле, дешевизна) билет (словарь), чопорный (словарь) старик (старый), зеленеющий (зелёный) бережок (берег), тушёные овощи (словарь), тоненькие жёрдочки (жердь, жердина), с зажжённой свечой (свечи), рассказ искажён.
2. Объясните значение слова чопорный.
Чопорный – 1. Чрезмерно, неестественно строгий в поведении и в обращении; крайне щепетильный в отношении соблюдения приличий. 2. Преисполненный чопорности, чрезмерной благопристойности.
3. На основе какого правила пишется буква е в слове расщепить
Буква «е» в слове «расщепить» пишется на основе правила правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Вслух прочитайте текст. Перескажите его, отвечая на вопросы:
1) Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
Раздел науки о языке «Словообразование» изучает способы образования слов.
2) С помощью каких морфем образуются новые слова?
Новые слова образуются в основном с помощью приставок и суффиксов.
3) О каких способах образования слов вы узнали?
Я узнал о таких способах образования новых слов: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, сложение с одновременным присоединением суффикса.
4) Как образуются слова с помощью суффикса, приставки?
При суффиксальном способе образования к исходной основе присоединяется суффикс:
покупать + -тель( ) > покупатель
При приставочном способе образования к исходной основе присоединяется приставка:
при- + готовить > приготовить
5) Что такое производящая основа?
Производящая основа – это исходная часть слова (или всё слово), от которого образовано новое слово.
6) Как образуются слова способом сложения?
При сложения происходит объединение (сложение) частей двух (иногда трёх и более) слов с помощью соединительных гласных «о», «е» или без них:
сталь + е + варить > сталевар.
Раздел лингвистики, изучающий способы образовашш слов, называется словообразованием.
Какие морфемы участвуют в образовании слов? Подходит ли, например, для этого окончание? Конечно, нет. Оно выполняет другую работу в русском языке — образует разные формы одного и того же слова. Вспомните, что обозначает эта схема:
Для образовании слова с новым лексическим значением в основном используются суффиксы и приставки. Они присоединяются к производящей основе или к целому слову. В результате появляется новое слово:
дыра —> дырчатый; глядеть —> разглядеть;
регистрировать —> регистрация.
В зависимости от того, какая морфема присоединяется к исходной основе, различаются следующие способы словообразования.
1. Суффиксальный способ (присоединяется суффикс): (покупать + -тель() —> покупатель;
(переплет) ать + —> переплётчик.
2. Приставочный способ (присоединяется приставка):
при- + (готовить) —> приготовить;
по- + (больше) —> побольше.
3. Приставочно-суффиксальный способ (одновременно присоединяются приставка и суффикс):
под- + (свеч)а + -ник(?)—> подсвечник;
на + (стен)а + -н(ый) —> настенный.
4. Бессуффиксный способ (суффикс не добавляется, а отсекается от производящей основы вместе с окончанием):
размахнуть —> размах;
вылетать —> вылет.
Многие слова образуются путём сложения. Это способ словообразования, при котором происходит объединение (сложение) частей двух (иногда трёх и более) слов с помощью соединительных гласных о, е или без них:
сталь + е + варить —> сталевар;
новая + о + стройка —> новостройка;
стенная + газета —> стенгазета;
универсальный + магазин —> универмаг.
В некоторых случаях при образовании сложного слова не только объединяются части исходных слов, но и одновременно присоединяется суффикс. Это способ сложения с одновременным присоединением суффикса:с
скоро + о + варить + -к(а) —> скороварка.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением