Ответы на вопросы на стр.273 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Проверьте себя1. Мы смеёмся или хотя бы улыбаемся, когда читаем русскую народную сказку «Журавль и цапля», басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица», повесть Н. В. Гоголя...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Проверьте себя
1. Мы смеёмся или хотя бы улыбаемся, когда читаем русскую народную сказку «Журавль и цапля», басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица», повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Как вы считаете, в каких из названных произведений герои (персонажи) изображены юмористически, а в каких — сатирически? Для доказательства своего ответа приведите цитаты из текстов произведений.
В перечисленных произведениях персонажи изображены либо в юмористическом, либо в сатирическом ключе, и это различие можно чётко проследить по стилю и цели каждого произведения.
1. Русская народная сказка «Журавль и цапля»:
o Изображение героев: Юмористическое. Персонажи изображены с лёгкой иронией, их поступки и диалоги вызывают улыбку. Сюжет сказки, где журавль и цапля никак не могут договориться о браке, построен на комическом повторении одной и той же ситуации.
o Цитата: «Журавль подумал, подумал, — идти ему в женихи или нет? — и пошёл свататься к Цапле. Пришёл и говорит: “Ну что, Цапля, подружка, давай жить вместе?” — “Нет, Журавль, не хочу!» — отвечает Цапля. Журавль огорчился и ушёл домой».
2. Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»:
o Изображение героев: Сатирическое. Лисица и Ворона изображены как типичные представители лицемерного и глупого общества. Крылов с помощью Лисицы насмехается над льстецами, а Ворона становится символом глупости и тщеславия, которые легко поддаются обману.
o Цитата: «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
3. Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
o Изображение героев: Юмористическое с элементами иронии. Герои, такие как кузнец Вакула и чёрт, изображены с доброй иронией. Гоголь использует юмор, чтобы показать их забавные и часто нелепые поступки, но при этом сохраняет уважение к своим персонажам.
o Цитата: «Вакула набросился на черта с такой силой, что тот захлопал всеми четырьмя ногами, как умирающий сверчок, и стонал так жалобно, что всякий, кроме Вакулы, пожалел бы его».
4. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»:
o Изображение героев: Сатирическое. Чехов изображает фельдшера Курятина и дьячка Вонмигласова с явным сарказмом. Комизм здесь строится на разоблачении невежественности и самоуверенности фельдшера, который вместо помощи причиняет вред, и на глупом доверии дьячка.
o Цитата: «Хирургия — пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть... Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский... Человек образованный, обо всем расспрашивает...»
Вывод:
• В «Журавле и цапле» и «Ночи перед Рождеством» персонажи изображены в основном юмористически. Эти произведения вызывают улыбку через добродушное изображение забавных и нелепых ситуаций.
• В «Вороне и Лисице» и «Хирургии» герои изображены сатирически. Авторы используют их для высмеивания человеческих пороков — глупости, тщеславия, лицемерия и невежественности.
2. Как вы думаете, какой смех вызывает рассказ М. М. Зощенко «Галоша» — сатирический или юмористический? Почему вы так считаете?
Рассказ М. М. Зощенко «Галоша» вызывает скорее юмористический смех, чем сатирический. Это объясняется тем, что история построена на комическом изображении бытовой ситуации, без явного осуждения или высмеивания пороков общества.
В рассказе Зощенко описывает простую, на первый взгляд, нелепую ситуацию, когда главный герой теряет галошу и проходит через множество смешных и абсурдных испытаний, пытаясь её вернуть. Юмористический эффект создаётся за счёт преувеличения незначительности самой потери и излишне серьёзного отношения героя к этой ситуации. Комизм здесь заключается в несоответствии между масштабом проблемы (потеря галоши) и количеством усилий, затраченных на её решение.
Например, герой сталкивается с бюрократией, но вместо того, чтобы высмеивать её, Зощенко показывает, как герой с иронией и наивностью воспринимает происходящее: «Только когда я надел галошу на ногу, я почувствовал полное умиление. "Вот, — думаю, — аппарат работает!"». Этот момент вызывает у читателя улыбку, так как герой, несмотря на всю нелепость ситуации, остаётся довольным и умиротворённым.
В отличие от сатиры, где обычно присутствует осуждение или критика, юмор в «Галоше» добродушен. Зощенко не ставит целью высмеять человеческие пороки или недостатки, а скорее показывает комичность обычных жизненных ситуаций. Читатель смеётся над незначительностью проблемы и тем, как герой с серьёзностью подходит к её решению, но этот смех лишён злобы или критики.
Внеклассное чтение
Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон», Тэффи. «Взамен политики», Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки» (сюжет о дядюшке Поджере) и др.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением