Ответы на вопросы на стр.266-267 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение А. А. Фета? Объясните почему.Стихотворение А. А. Фета вызвало у меня чувства стойкости,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение А. А. Фета? Объясните почему.
Стихотворение А. А. Фета вызвало у меня чувства стойкости, надежды и внутреннего терпения. В начале стихотворения преобладает мрачное, почти безысходное настроение, передающее суровость зимы и её жестокость по отношению к природе. Описание замерзших деревьев, застывших слёз и треснувшей коры создаёт ощущение холода и безжизненности. Эти образы подчёркивают трудности и страдания, которые приходят с зимней порой, а также необходимость молчания и терпения, как это делают деревья, выносящие все испытания без жалоб.
Однако, несмотря на это мрачное начало, стихотворение заканчивается на оптимистичной ноте. Призыв верить в весну, в её приход и обновление, вселяет надежду. Образ весны, которая принесёт тепло и новые откровения, символизирует возрождение и исцеление души, которая пережила зиму. Это контрастное сочетание тягостного ожидания и веры в светлое будущее создаёт у читателя глубокое ощущение того, что после самых трудных времен всегда приходит возрождение и новая жизнь.
Таким образом, стихотворение оставляет после себя чувство уверенности в том, что даже самые тяжёлые времена пройдут, и за ними последует обновление и радость.
2. Почему поэт призывает читателя учиться «у дуба, у берёзы»?
Поэт призывает читателя учиться у дуба и берёзы, потому что эти деревья символизируют стойкость, выносливость и способность переживать трудности. В стихотворении дуб и берёза сталкиваются с суровыми условиями зимы — холодом, метелями, трескающейся корой. Несмотря на все эти испытания, деревья остаются сильными и молчаливыми, сохраняя своё внутреннее спокойствие и терпение. Они переживают зиму с верой в то, что весна неизбежно придёт, и с ней вернутся тепло и жизнь.
Поэт предлагает читателю взять пример с дуба и берёзы, научиться терпению и умению молчаливо переносить жизненные трудности. Как и деревья, человек должен сохранять внутреннюю силу и веру в лучшее, зная, что после тяжёлых времён обязательно наступит обновление и радость. Эта идея воплощает философский взгляд на жизнь, где стойкость и терпение ведут к возрождению и новым открытиям.
3. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней?
Зима представляется поэту жестокой из-за суровых условий, которые она приносит с собой: холод, метели, разрушающие силы природы. Эта жестокость подчёркивается эпитетами и олицетворениями, которые Фет использует для создания яркой, эмоционально насыщенной картины зимы.
Картина зимы:
В стихотворении зима описана как жестокая сила, которая «сжимает» деревья, трескает их кору, и беспощадно «рвёт последние листы». Эта зима не просто холодна и сурова, она кажется агрессивной и разрушительной, словно она целенаправленно стремится нанести вред природе. Олицетворение зимы как силы, которая «за сердце хватает холод лютый», усиливает это впечатление — она не просто холодит, но и причиняет боль, обволакивая всё вокруг своим холодом.
Эпитеты и олицетворения:
• Эпитеты: Использование эпитетов, таких как «жестокая пора», «злей метель», «холод лютый», усиливает ощущение силы и беспощадности зимы. Они подчёркивают, что зима — это время, когда природа вынуждена выдерживать тяжёлые испытания.
• Олицетворения: Олицетворение зимы, которая сжимает деревья, «рвёт» листья, создаёт образ активной и враждебной силы. Зима не просто приходит, она «нападает» на природу, вынуждая её страдать.
Мужество деревьев и кратковременные радости весны:
Фет также использует образы дуба и берёзы как символы стойкости и мужественности. Деревья «стоят, молчат», несмотря на всю жестокость зимы, показывая пример терпения и выдержки. Этот образ перекликается с советом лирического героя «молчи и ты», призывающим читателя к внутреннему спокойствию и силе.
Весенние дни в стихотворении ассоциируются с «новыми откровениями» и «ясными днями». Несмотря на кратковременность весны, она символизирует возрождение и новые радости, которые наступают после долгих месяцев зимних испытаний. Эти радости описываются через образы тепла и жизни, которые снова придут с весной, и с которыми «переболит скорбящая душа».
Таким образом, через эпитеты и олицетворения Фет создаёт яркую и эмоционально насыщенную картину зимы, показывая её жестокость, но одновременно подчёркивая стойкость природы и надежду на весеннее возрождение.
4. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет в своём стихотворении?
Стихотворение Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы...» несомненно имеет более глубокий смысл, чем просто описание зимы и весны, или дуба и берёзы. На самом деле, через эти образы поэт говорит о жизненных трудностях и испытаниях, с которыми сталкивается человек, и о том, как важно сохранять стойкость, веру и терпение.
Глубокий смысл стихотворения:
Фет использует образы дуба и берёзы, чтобы показать, как природа может служить примером для человека. Деревья, стоящие в морозную зиму, символизируют стойкость перед лицом трудностей. Зима в этом стихотворении может восприниматься как метафора для жизненных испытаний и страданий, а весна — как символ надежды, возрождения и обновления.
Призыв к стойкости и вере:
Фет призывает читателя учиться у дуба и берёзы, как стойко и молча переживать трудности, зная, что после зимы всегда наступит весна. Это может быть прочитано как совет сохранять внутреннюю силу и не опускать руки, даже когда обстоятельства кажутся безнадёжными. Вместо того чтобы жаловаться или сдаваться перед трудностями («они стоят, молчат»), Фет предлагает проявлять терпение и веру в то, что трудные времена пройдут и настанут лучшие дни.
Таким образом, стихотворение является призывом к мужеству и стойкости в жизни, к сохранению надежды на будущее, даже когда всё вокруг кажется мрачным и безысходным. Фет через образы природы говорит о человеческой жизни, напоминая, что после любой "зимы" приходит "весна" — время обновления и радости.
5. Как вы понимаете строки: «Учись у них — у дуба, у берёзы», «Напрасные на них застыли слёзы, / И треснула, сжимаяся, кора», «Но верь весне. Её промчится гений...»?
Строки стихотворения А. А. Фета наполнены глубоким символическим смыслом, который отражает не только отношение поэта к природе, но и его философское понимание жизни.
«Учись у них — у дуба, у берёзы»
Эти слова призывают читателя перенять у деревьев их способность стойко переносить жизненные испытания. Дуб и берёза символизируют выносливость и терпение. Они стоят в суровую зиму, несмотря на холод, ветер и метель, не жалуясь и не сдаваясь. Фет предлагает учиться у природы — выдерживать трудности, не теряя веры и надежды, что тяжелые времена пройдут.
«Напрасные на них застыли слёзы, / И треснула, сжимаяся, кора»
Эти строки изображают страдания деревьев в зимнюю пору. «Напрасные слёзы» — это образ, который передаёт чувство безысходности или замороженные слёзы, как символ бесполезных страданий. Треснувшая от холода кора символизирует внешние раны, которые природа наносит деревьям, но, несмотря на это, деревья остаются стоять. Этот образ можно перенести на человека, который также сталкивается с внешними и внутренними трудностями, но должен оставаться стойким, даже когда всё кажется безнадёжным.
«Но верь весне. Её промчится гений...»
Эта строка внушает надежду. Весна символизирует возрождение, обновление и возвращение жизни после тяжёлой зимы. «Промчится гений» весны — это образ, который передаёт мощь и энергию, с которыми придёт новая жизнь, когда зима отступит. Фет через эти строки призывает верить в то, что после любого трудного периода обязательно наступит время радости и новых возможностей. Эта вера помогает переносить любые испытания, зная, что за зимой всегда следует весна.
Таким образом, эти строки говорят о необходимости терпения, веры и внутренней стойкости перед лицом жизненных испытаний.
Фонохрестоматия
«Учись у них — у дуба, у берёзы...»
1. «Жестокая пора», «застыли слёзы», «всё злей метель», «холод лютый» — эти выражения определяют эмоциональное содержание первых двух строф. При помощи каких средств выразительности актриса передаст это содержание?
Актриса передаёт эмоциональное содержание первых двух строф стихотворения с помощью интонации, пауз и логических ударений. Она начинает чтение с низкой, напряжённой интонации, что подчёркивает суровость и холодность описываемой зимы. Когда звучат такие выражения, как «жестокая пора», «застыли слёзы» и «холод лютый», актриса делает паузы, которые усиливают драматическое напряжение и акцентируют внимание на важности каждого слова. Чувственное чтение, в котором тщательно расставлены логические ударения, помогает передать гнетущее настроение первых строф, создавая образ жестокой и беспощадной зимы, где каждое слово звучит как выражение внутреннего напряжения и страдания.
2. Какие мысли, чувства поэт утверждает в последней строфе? Какова эмоциональная окраска последних строк?
В последней строфе стихотворения Афанасия Фета поэт утверждает мысль о необходимости сохранять веру и надежду, несмотря на трудности и суровость жизни. После описания жестокой зимы и испытаний, которые приходится переживать, поэт внушает уверенность в том, что за трудными временами обязательно придёт весна — время обновления, возрождения и радости. Весна здесь символизирует не только физическое пробуждение природы, но и внутреннее исцеление, духовное возрождение.
Эмоциональная окраска последних строк стихотворения светлая и оптимистичная. Поэт внушает читателю уверенность в том, что все страдания временны, и что душа, пережившая зиму, снова обретёт силу и радость с наступлением весны. Последние строки наполнены спокойствием и надеждой, создавая контраст с тяжёлым и мрачным настроением первых строф.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передавая динамику, движение, развитие эмоционального содержания стихотворения.
Для выразительного чтения стихотворения Афанасия Фета важно учитывать динамику, движение и развитие эмоционального содержания по мере его прочтения.
Начало стихотворения:
• Интонация: Начинайте с низкой, сдержанной интонации, передающей суровость зимы. Ваш голос должен звучать медленно и спокойно, с небольшими паузами после каждой строки, чтобы подчеркнуть тяжесть и жестокость описываемого времени года. Логические ударения ставьте на словах «жестокая пора», «застыли слёзы», «холод лютый», чтобы выделить ключевые моменты.
• Темп: Читайте медленно, растягивая слова, чтобы передать ощущение зимнего времени, тянущегося долго и тяжело.
Середина стихотворения:
• Интонация: По мере перехода к описанию мужественности деревьев и их стойкости, слегка поднимайте интонацию, передавая уважение к этой стойкости. Читайте строки «они стоят, молчат; молчи и ты!» с уверенностью, но не спеша, чтобы передать наставление.
• Темп: Немного ускорьте темп, передавая постепенное нарастание внутренней силы и уверенности.
Заключительная часть:
• Интонация: Последние строки «Но верь весне. Её промчится гений...» читайте с постепенным увеличением эмоционального подъёма, голос должен звучать более светло и оптимистично. Подчеркните слова «весне», «теплом», «жизнию», «счастью», чтобы выразить надежду и уверенность в наступлении лучших времён.
• Темп: Ускорьте темп, чтобы передать ощущение приближения весны и радости, которую она принесёт. Завершите чтение на высокой, радостной ноте, подчёркивая позитивное завершение стихотворения.
Такое чтение позволит вам передать всю гамму эмоций — от суровой и жестокой зимы до светлой надежды на весеннее обновление, отражая динамику и развитие эмоционального содержания стихотворения.
Проект
Подготовьте и проведите в классе конкурс на лучшее чтение стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (составьте программу, определите чтецов, критиков, жюри, выберите призы, продумайте художественное оформление и т.д.).
Сценарий конкурса на лучшее чтение стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы насладиться удивительным миром русской поэзии. Творчество Фёдора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета — это истинные сокровища русской литературы, наполненные глубокой философией, тонкими наблюдениями за природой и мощными эмоциональными переживаниями. Их стихи — это не просто слова, это живые образы, которые заставляют нас задуматься, ощутить и увидеть мир иначе.
Сегодня у нас состоится конкурс на лучшее чтение стихотворений этих великих поэтов. Наши участники не только прочтут вам известные произведения, но и постараются передать всю гамму чувств и мыслей, заложенных в них авторами.
Часть 1: Открытие конкурса
1. Звучание музыки: Для создания соответствующего настроения включается фоновая музыка — инструментальные произведения П. И. Чайковского (например, «Времена года»).
2. Вступительное слово ведущего:
Прежде чем мы начнём, давайте вспомним, чем нам дороги стихи Тютчева и Фета. Фёдор Иванович Тютчев — это поэт-философ, чьи стихотворения наполнены размышлениями о месте человека в мире, о природе, которая живёт по своим, неподвластным человеку законам. Его знаменитые строки «Умом Россию не понять...» стали афоризмом, который передаёт загадочность и многогранность нашей страны.
Афанасий Афанасьевич Фет, в свою очередь, мастерски владел искусством передачи мгновенных впечатлений, тонких эмоций и настроений. Его стихи — это гимн природе, любви и красоте. «Я пришел к тебе с приветом...» — как прекрасно он передаёт трепетное чувство влюблённости и радости жизни!
3. Представление жюри:
Сегодня у нас в жюри — настоящие ценители поэзии и искусства. Разрешите представить наших уважаемых судей: [Имя Фамилия], преподаватель литературы, [Имя Фамилия], актёр театра и кино, и [Имя Фамилия], специалист по русской классической литературе. Они будут оценивать наших участников по таким критериям, как выразительность чтения, эмоциональная глубина и оригинальность исполнения.
Часть 2: Выступление участников
1. Выступление первого участника:
o Представление стихотворения: Участник коротко рассказывает о своём выборе стихотворения, его значении для себя.
o Чтение: Участник читает стихотворение, стараясь передать его эмоциональное содержание.
o Музыкальная пауза: Между выступлениями участников звучит лёгкая фоновая музыка, создающая атмосферу.
2. Выступление остальных участников:
Каждый участник поочерёдно выходит на сцену и читает своё стихотворение, повторяя структуру первого выступления. Музыка сопровождает каждое выступление и помогает сохранять атмосферу вечера.
Часть 3: Музыкальная пауза
Ведущий:
Прежде чем мы продолжим, предлагаем сделать небольшую музыкальную паузу. Сейчас прозвучит романс на стихи Ф. И. Тютчева/А. А. Фета — «[название романса]». Вслушайтесь в мелодию, которая так точно передаёт настроение этих удивительных стихов.
1. Исполнение романса:
В середине мероприятия можно включить исполнение романса на стихи Тютчева или Фета, например, «Я встретил вас» или «На заре ты её не буди». Романс исполняется вокалистом или на инструменте (фортепиано, скрипка и т.д.), что дополнительно погружает зрителей в атмосферу поэзии.
2. Звуковые эффекты и оформление:
Сцена украшена природными элементами — цветами, ветвями деревьев, мягким освещением. Возможно, использование визуальных проекций с изображениями природы (лес, поле, небо), сопровождающих музыкальную паузу.
Часть 4: Заключительное слово жюри
1. Оценка выступлений:
Жюри выходит на сцену, даёт свои комментарии по каждому выступлению, подчёркивая сильные стороны каждого участника. Особое внимание уделяется выразительности чтения, эмо-циональному раскрытию стихотворения, оригинальности исполнения.
2. Объявление победителей и вручение наград:
Жюри объявляет победителей в различных номинациях (например, «За лучшее эмоциональное раскрытие», «За оригинальность исполнения», «За точное следование авторскому стилю» и т.д.). Вручение дипломов, памятных призов и книг.
Часть 5: Заключительная часть
1. Заключительное слово ведущего:
Наш конкурс подходит к завершению. Но прежде чем объявить результаты, я хотел бы передать слово нашему уважаемому жюри. Как вам выступления наших участников? [Жюри делятся своими впечатлениями, дают обратную связь участникам.]
2. Завершающая музыкальная композиция:
Мероприятие завершается исполнением финальной музыкальной композиции, под которую участники и гости могут пообщаться и поделиться своими впечатлениями.
Ведущий:
Дорогие друзья, наш конкурс подошёл к концу. Благодарим всех участников за их талант и искренность, жюри — за профессионализм, а зрителей — за поддержку и интерес к русской поэзии. Пусть эти стихи останутся с вами, напоминая о красоте и глубине нашего родного слова. До новых встреч!
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением