Упр.262 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение 1. Рассмотрите таблицу «Чередование гласных в корне», расположенную в справочных материалах в конце учебника. Какая информация о чередовании гласных оказалась для вас...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение 1. Рассмотрите таблицу «Чередование гласных в корне», расположенную в справочных материалах в конце учебника. Какая информация о чередовании гласных оказалась для вас...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение 1. Рассмотрите таблицу «Чередование гласных в корне», расположенную в справочных материалах в конце учебника. Какая информация о чередовании гласных оказалась для вас...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение 1. Рассмотрите таблицу «Чередование гласных в корне», расположенную в справочных материалах в конце учебника. Какая информация о чередовании гласных оказалась для вас...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Выполняя морфемный анализ следующих слов, старайтесь учитывать, как образовано каждое из них.
Избушка, пронести, чернослив, пароход, старик, смелость.

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Расскажите о чередованиях в корнях слов, пользуясь материалами § 34. Составьте план ответа.

В русском языке есть много слов с чередующимися гласными и согласными. В корне чередуются гласные о//а, е//и (гореть – загар, запереть - запирать).
Чередоваться могут неполногласные сочетания с полногласными: ра//оро, ре//ере, ле//оло, ла//оло (врата – ворота, средний – середина, млечный (путь) – молоко, охладить - холод).
В корне могут чередоваться согласные: к//ч (река - речка), к//ч//ц (казак – казачий – казацкий), х//ш (ухо - уши), г//ж (снег - снежок), г//ж//з (друг – дружба - друзья), т//ч//щ (свет – свеча - освещение), д//ж (обида – обижен), д//ж//жд (водить – вожу - вождение), з//ж (сказать - скажу), с//ш (просить - прошу), т//щ (прекратить - прекращу), ск//ст//щ (блеск – блестит - блещет), ц//ч (огурец - огуречный), б//бл (любить - люблю), в//вл (ловить - ловлю), п//пл (купить - куплю), м//мл (сломить - сломлю), ф//фл (разграфить - разграфлю).
В русском языке есть много слов, в которых происходит чередование гласных «о», «е» с нулём звука. Гласный звук то появляется в какой-либо морфеме, то исчезает. Это может происходить и в корне (сон – сна, о//нуль звука), и в приставке (содрать – сдирать, о//нуль звука), и в суффиксе (платочек – платочка, е//нуль звука).
Вот такие чередования в корнях слов встречаются в русском языке.

1. Рассмотрите таблицу «Чередование гласных в корне», расположенную в справочных материалах в конце учебника. Какая информация о чередовании гласных оказалась для вас новой?
Я узнал, что выбор чередующейся гласной о/а в корне слова может зависеть от ударения (опоздать - опаздывать), от конечной согласной корня (росли – расту - выращивать), от наличия суффикса -а- за корнем (коснуться - касаться).
Выбор чередующейся гласной е/и в корне слова зависит от наличия суффикса -а- за корнем (соберу - собирать).

2. Спишите примеры из указанной таблицы, выделяя в словах корни.
Третьего столбика в таблице нет. Слова записаны во втором столбике.
Опоздать – опаздывать, копать – выкапывать, спорить – оспаривать, коснуться – касаться, изложение – предлагать, росли – расту – выращивать, загореть – загар.
Соберу – собирать, удеру – удирать, замереть – замирать, запереть – запирать, затереть – затирать, блестеть – блещет – блистать, расстелить – расстилать.

Русского художника Константина Фёдоровича Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа. Рассмотрите его картину «Русская зима. Лигачево». Мы видим, как живописец любуется чарующей красотой покрытых инеем деревьев, заснеженными и сверкающими на солнце пригорками, пушистым снегом, одевшим землю.
Сравните настроение, которое передаёт эта картина, с тем, что описано в стихотворении И. А. Бунина «Иней» (см. предыдущею упражнение). Выберите из текста стихотворения слова, с помощью которых можно описать картину К. Ф. Юбна. Какие из них нужно употребить в переносном значении? Опишите картину. В тексте подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.
Настроение, которое передаёт картина Константина Фёдорович Юона «Русская зима. Лигачёво» совпадает с настроением стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Иней». Мы чувствуем, что живописец любуется чарующей красотой покрытых жемчужным инеем деревьев. Он очарован заснеженными пригорками, горящими, сверкающими на солнце стоцветными алмазами. Пушистый снег заботливо укрыл землю пушистым ковром.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением