Упр.260 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПознакомьтесь с планом (см. справочные материалы в конце учебника) и образцом словообразовательного анализа. Сравните их...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПознакомьтесь с планом (см. справочные материалы в конце учебника) и образцом словообразовательного анализа. Сравните их...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПознакомьтесь с планом (см. справочные материалы в конце учебника) и образцом словообразовательного анализа. Сравните их...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТПознакомьтесь с планом (см. справочные материалы в конце учебника) и образцом словообразовательного анализа. Сравните их...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным моделям. Каким способом образованы эти слова? Запишите их. Понаблюдайте, какие фонетические изменения происходят в корне при присоединении суффикса. Отражаются ли эти изменения на письме? Объясните написание ь в словах второй группы.
1) ка: берёз-, бород-, голов-, пугов-, ягод-.
2) оа: кос-, прос-, ход-, молот-.

При присоединении суффикса «-к-» происходит оглушение конечного согласного корня, а при присоединении суффикса «-б-» – озвончение.
Эти изменения не отражаются на письме.
В словах второй группы на конце корня пишется мягкий знак для обозначения мягкости предшествующего согласного. Следующая за ним согласная при склонении всегда остаётся твёрдой.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Какая важная информация в нём содержится?
Возьмите на заметку! В русском языке много слов, в которых происходит чередование гласных о и е с нулём звука, то есть гласный звук в какой-либо морфеме то произносится, то исчезает. Эти чередования могут происходить и в корне, и в приставке, и в суффиксе.
Чередование о и е с нулём звука
в приставке
надорвать — надрывать о//нуль звука
Подрать — Сдирать о//нуль звука
в корне
сон — сна о//нуль звука
день — дня е//нуль звука
в суффиксе
пучок — пучка о//нуль звука
испанец — испанца
е//нуль звука
Когда-то, очень давно, в древнем русском языке были гласные, которые называют теперь сверхкраткими (редуцированными). Они и в самом деле отличались в произношении своей краткостью.
Долго жили в языке эти звуки, шло время — и они стали исчезать. Учёные позже назвали этот процесс «падением редуцированных». Но пропали они не везде, а только там, где звучали совсем кратко. В других же случаях они «превратились» в знакомые нам гласные звуки, передаваемые на письме буквами о не.
Вот так и получилось, что в одной и той же морфеме звук то произносится, то не слышен совсем (нуль звука): 'пен'ь — пня (е//нуль звука), продавец — продавца {е//нуль звука), подобрать — подби рать (о//нуль звука).
В тексте говорится о том, что в русском языке есть много слов, в которых происходит чередование гласных «о», «е» с нулём звука. Гласный звук то появляется в какой-либо морфеме, то исчезает. Это может происходить и в корне (сон – сна, о//нуль звука), и в приставке (содрать – сдирать, о//нуль звука), и в суффиксе (платочек – платочка, е//нуль звука).

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Познакомьтесь с планом (см. справочные материалы в конце учебника) и образцом словообразовательного анализа. Сравните их с планом и образцом морфемного анализа слова и сделайте выводы.
образец словообразовательного анализа слова
Перечитали (книгу)
1. Начальная форма — перечитать.
2. Значение слова — «читать снова, ещё раз». Значение «снова, ещё раз» передаётся с помощью приставки пере-. Слово образовано от глагола читать:
пере- + (читать) —> перечитать.
3. Приставочный способ.

Цель словообразовательного анализа слова – определить способ образования слова. Для этого устанавливается лексическое значение слова, определяется, как оно образовано: записывается слово, от которого образовано, обозначается в нём исходная основа и указывается словообразующая морфема.
Цель морфемного анализа слова – определить морфемный состав слова. При этом используются элементы словообразовательного анализа: определяется лексическое значение слова, а также от какого слова и при помощи каких морфем образовано.
Сходство словообразовательного, и морфемного разборов в том, что при их проведении устанавливается лексическое значение слова и определяется, от какого слова и с помощью каких морфемы образовано.

1. Прочитайте стихотворение Сергея Александровича Есенина. Найдите примеры употребления слов в переносном значении: три метафоры, три олицетворения и три эпитета.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова...

Метафора: души сиреневую цветь; горит костёр рябины красной; не обгорят рябиновые листья.
Олицетворение: отговорила роща; журавли не жалеют ни о ком; дерево роняет листья
Эпитет: роща золотая; берёзовым, весёлым языком; грустные слова.

2. Какое настроение вызывает у вас стихотворение? Отыщите в нём «грустные слова», о которых говорит поэт.
Стихотворение вызывает грустное, печальное настроение.
«Грустные слова»: печально, не жалеют, не жаль, растраченных напрасно, не жаль, никого не может он согреть, грустные слова.

3. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?
Языком [j'ь], жалеют [ыэ], души [ы], рябиновые[иэ], грустные [с].

4. Выпишите из текста слова, строение которых соответствует схемам: ный, овный, (могут стоять в разных формах). Какой частью речи обязательно будут эти слова? Как вы узнали об этом? Каким способом они образованы?
Эти слова – прилагательные. Отвечают на вопросы какие? каким? Обозначают признак предмета, изменяются по падежам, числам и родам. Имеют окончания прилагательных: -ые, -им.
Образованы суффиксальным способом:
грусть +-н(ый) > грустный
берёза +-ов(ый) > берёзовый
рябина +-ов(ый) > рябиновый

5. Найдите и запишите три прилагательных, которые состоят из корня и окончания. Какие из этих слов употреблены в переносном значении? Докажите.
Золотая, весёлым, красной.
Золотая осень: прилагательное «золотая» употреблено в переносном значении. С помощью этого слова автор передаёт цвет осени – жёлтый, похожий на золото.
Весёлым языком: прилагательное «весёлым» употреблено в переносном значении, так как роща, деревья не умеют разговаривать.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением