Ответы на вопросы на стр.260 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение ПроектК чеховскому вечеру или к вечеру юмора в школе подготовьте инсценированное чтение рассказов Чехова, а также электронную презентацию «Иллюстрации к рассказам А....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Проект
К чеховскому вечеру или к вечеру юмора в школе подготовьте инсценированное чтение рассказов Чехова, а также электронную презентацию «Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова».
Литература и изобразительное искусство
Какие художники иллюстрировали рассказы Чехова? Чем интересны эти иллюстрации? На что в первую очередь художники обращают внимание? Какие средства создания юмористических образов используют художники-иллюстраторы?
Иллюстрации к произведениям Антона Чехова, созданные такими известными художниками, как Дмитрий Кардовский, Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов), Сергей Алимов, Станислав Тюнин, братья Траугот, Наталья Муравская, Александр Апсит, Татьяна Шишмарева, Татьяна Гапоненко, Наталья Поморцева, Борис Басов и Николай Чехов (брат Антона Павловича), представляют собой уникальные и разноплановые интерпретации чеховских произведений. Эти художники, каждый по-своему, сумели передать атмосферу и характеры персонажей, создавая иллюстрации, которые обогатили восприятие рассказов и пьес Чехова.
Чем интересны эти иллюстрации?
Иллюстрации, выполненные этими художниками, интересны своим разнообразием стилей и подходов. Например, Кардовский известен своим вниманием к исторической достоверности и психологической глубине образов. Кукрыниксы, знаменитые своими политическими карикатурами, в иллюстрациях к Чехову также проявили остроумие и сатирическую направленность, что сделало их работы яркими и запоминающимися. Сергей Алимов, в свою очередь, акцентирует внимание на тонких психологических нюансах и иронии, характерных для чеховских текстов, в то время как братья Траугот создают иллюстрации с элементами сюрреализма и фантазии, что добавляет дополнительный слой интерпретации.
Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))
А. П. Чехов. «Хирургия»
1. Расскажите о манере героев говорить, выражать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность и уровень культуры персонажей?
Манера героев говорить и выражать свои чувства в рассказе "Хирургия" Антона Чехова играет ключевую роль в раскрытии их характеров и культурного уровня. Через диалоги и реплики Чехов передает не только мысли и эмоции персонажей, но и их социальный статус, образование, жизненный опыт.
Манера речи фельдшера Курятина:
Фельдшер Курятин говорит с уверенностью и важностью, часто употребляя медицинские термины и псевдонаучные выражения. Однако его речь выдает не столько профессионализм, сколько стремление казаться более значимым, чем он есть на самом деле. Например, он использует такие слова, как "трактция по вертикальной оси", что звучит нелепо и излишне усложненно в контексте обычного удаления зуба. Это стремление говорить "по-ученому" создает комический эффект, подчеркивая его невежество и отсутствие реальных знаний. В его речи также присутствует некоторый сарказм и снисходительность, особенно в общении с пациентом, что отражает его пренебрежительное отношение к простым людям.
Манера речи дьячка Вонмигласова:
Дьячок Вонмигласов выражает свои чувства через почтительную, даже слегка заискивающую речь. Его слова проникнуты уважением и набожностью, что соответствует его положению церковного служителя. Он обращается к фельдшеру с почтением, используя такие фразы, как "благодетели вы наши", "нам дуракам и невдомек". Его речь проста, но искренна, она отражает его смирение перед жизнью и доверие к медицинскому работнику. Однако по мере развития ситуации, когда фельдшер не справляется с задачей, в его речи появляются нотки раздражения и возмущения, что показывает, что его терпение не безгранично.
Влияние чтения актёров:
Если рассматривать чтение рассказа актёрами, то это значительно помогает в представлении внешности и уровня культуры персонажей. Голос и интонации актёров способны передать нюансы речи, которые возможно не так очевидны при простом чтении текста. Например, уверенные и несколько снисходительные интонации в голосе Курятина могут дать представление о его грубоватой внешности, самоуверенности и недалёкости. С другой стороны, мягкость и почтительность в голосе Вонмигласова, сменяющиеся возмущением, помогают лучше представить его как пожилого, простого человека с ограниченным жизненным опытом и традиционным мировоззрением.
Таким образом, чтение актёров может значительно усилить восприятие текста, сделать образы героев более живыми и осязаемыми, подчеркнув особенности их речи и характеров. Оно позволяет почувствовать тонкие грани иронии и юмора, заложенные Чеховым, и лучше понять внутренний мир его персонажей.
2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?
Поведение дьячка Вонмигласова и его отношение к фельдшеру Курятину в рассказе "Хирургия" претерпевают заметные изменения по мере развития событий. В начале дьячок проявляет почтительность и смирение, но постепенно, по мере того как фельдшер не справляется со своей задачей, его отношение меняется, переходя в раздражение и возмущение.
Начальное поведение и отношение:
В начале рассказа дьячок Вонмигласов входит в земскую больницу с большим почтением и уважением. Он смиренно обращается к фельдшеру, выражая своё доверие и почтение к его знаниям и профессионализму. Его речь полна уважительных выражений, таких как "благодетели вы наши" и "нам дуракам и невдомек". Это отражает его традиционное восприятие власти и науки, где он видит в медике фигуру, заслуживающую уважения и безоговорочного доверия.
Изменение поведения и отношения:
По мере того как фельдшер приступает к удалению зуба и терпит неудачу, поведение дьячка начинает меняться. Когда попытка фельдшера вырвать зуб проваливается, Вонмигласов сначала выражает недовольство и боль, но все еще старается быть вежливым. Однако с каждой неудачей его терпение иссякает, и в его речи появляются нотки сарказма и раздражения. В какой-то момент он уже не сдерживает своих эмоций, называя фельдшера "поршивым чёртом" и обвиняя его в неумелости. Это показывает, что первоначальное уважение дьячка сменяется разочарованием и даже гневом, когда он понимает, что его доверие было напрасным.
Передача изменений актёром:
Актёр, исполняющий роль дьячка, может передать эти изменения через несколько ключевых элементов: интонацию, темп речи, жесты и мимику.
• В начале сцены его голос может быть мягким, спокойным, с нотками почтительности. Интонации могут быть спокойными и ровными, передающими доверие и уважение.
• По мере того как ситуация ухудшается, интонация начинает меняться: голос становится более напряженным, появляется нервозность. В моменты боли актёр может передать это через повышенный тон, ускорение темпа речи, а также через негодование, которое постепенно проявляется в голосе.
• Когда дьячок теряет терпение, актёр может использовать более резкие и громкие интонации, передавая раздражение и гнев. Могут появиться резкие жесты, такие как хватание за лицо, драматические движения руками, что подчеркнёт изменение его настроения.
• В финале, когда дьячок уходит, можно передать его разочарование и подавленность через более медленный и усталый тон, низкий голос и даже угрюмую позу.
Таким образом, актёр, используя изменение интонации, ритма речи и мимику, может эффективно передать эволюцию отношения дьячка Вонмигласова к фельдшеру, переход от почтительного уважения к раздражению и разочарованию.
3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать об общении с помещиком Египетским, чем сосредоточиться на зубе дьячка?
Поведение фельдшера Курятина в рассказе "Хирургия" Антона Чехова претерпевает незначительные изменения, но в целом остается последовательным в своем невежестве и самоуверенности. Фельдшер с самого начала проявляет определенное пренебрежение к своему пациенту, и это отношение только усиливается по мере того, как ситуация развивается.
Поведение фельдшера:
С самого начала фельдшер Курятин ведет себя с демонстративной уверенностью и важностью. Он говорит с дьячком высокомерно и многословно, пытаясь произвести впечатление профессионала. Однако за его словами скрывается отсутствие реальных знаний и умений, что становится особенно очевидно в сцене попытки удаления зуба. Несмотря на неудачу, он пытается оправдаться и сохранить лицо, обвиняя дьячка в том, что тот "мешает" ему работать.
Курятин не проявляет искреннего интереса к состоянию дьячка и его страданиям. Его больше занимает собственная репутация и желание казаться компетентным. Когда процесс удаления зуба начинает не складываться, фельдшер не признает свои ошибки, а продолжает уверять себя и дьячка в том, что все под контролем. Это показывает его неспособность критически оценить свою работу и реальную ситуацию.
Почему важен рассказ об общении с Египетским:
Рассказывая о помещике Египетском, фельдшер Курятин пытается подчеркнуть свою значимость и повысить свой статус в глазах дьячка. Этот рассказ служит своеобразной защитой от возможной критики и одновременно способом самоутверждения. Для Курятина важнее показать себя человеком, который общается с "важными" и "образованными" людьми, чем сосредоточиться на своей непосредственной задаче — лечении дьячка. Он стремится произвести впечатление профессионала, который имеет дело с влиятельными и высокообразованными людьми, такими как Египетский. Это объясняет его желание отвлечься от неудачи с зубом и сосредоточиться на рассказе о более престижном пациенте.
Курятину важнее рассказать об общении с Египетским, потому что это позволяет ему почувствовать себя значимым и уважительным. В его сознании это делает его "настоящим" врачом, даже если на деле он не справляется с элементарной задачей. Этот акцент на собственной значимости вместо сосредоточенности на проблеме пациента подчеркивает его эгоизм и пренебрежение к своим профессиональным обязанностям.
Таким образом, поведение фельдшера отражает его желание самоутвердиться за счет показной важности, а не через реальную заботу о пациентах, что и составляет комическую и одновременно грустную основу рассказа.
4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?
Дьячка Вонмигласова действительно можно пожалеть. Он представлен в рассказе как простой, набожный человек, который искренне верит в помощь фельдшера и проявляет к нему уважение и доверие. Его поведение в начале рассказа вызывает симпатию: он терпеливо и с почтением относится к Курятину, надеясь, что тот поможет ему справиться с болью. Однако по мере того, как фельдшер оказывается некомпетентным и даже грубым, дьячок переживает не только физическую боль, но и разочарование, что делает его положение еще более грустным.
Эти переживания и боль, которые испытывает дьячок, вызывают сочувствие у читателя. Он оказывается в беспомощной ситуации, зависимым от человека, который вместо помощи только усугубляет его страдания. Особенно жалко его в момент, когда, несмотря на боль и разочарование, он все равно старается быть вежливым, а затем, уже не выдержав, проявляет раздражение. Это делает его образ еще более человечным и трогательным.
Что касается отношения к фельдшеру Курятину, то оно, безусловно, меняется по мере развития рассказа. В начале он может показаться просто самоуверенным и несколько комичным персонажем, который, возможно, слишком переоценивает свои способности. Однако по мере того, как становится очевидной его некомпетентность и пренебрежительное отношение к страданиям дьячка, отношение к нему становится более негативным. Курятин не только не справляется с задачей, но и не проявляет никакого сострадания или ответственности, что вызывает раздражение и осуждение.
Фельдшер думает больше о своей значимости, чем о реальной помощи пациенту, что делает его образ в глазах читателя еще более отрицательным. Его неспособность признать свои ошибки и готовность винить дьячка за неудачу показывают его как человека, который, несмотря на свою самоуверенность, не способен реально выполнять свою работу. Это вызывает скорее раздражение, чем симпатию, и усиливает сочувствие к дьячку, который оказался в столь печальной ситуации.
В итоге, рассказ Чехова заставляет задуматься о невежестве и безответственности, которые могут нанести серьезный вред людям, доверяющим свою жизнь и здоровье тем, кто должен им помогать.
5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?
Рассказ Антона Чехова «Хирургия» одновременно и смешной, и грустный, что является характерной чертой чеховского стиля. Чехов умело сочетает комические элементы с элементами, вызывающими у читателя чувство грусти и даже некоторого сострадания.
На первый взгляд, «Хирургия» может показаться комичным рассказом. Фельдшер Курятин, полагающий, что вырвать зуб — это простая задача, и дьячок Вонмигласов, доверяющий ему, оказываются в нелепой ситуации, которая разыгрывается в комическом ключе. Курятин рассуждает о своей работе с такой важностью и самоуверенностью, что это выглядит смешно, особенно на фоне его реальной некомпетентности. Его попытки вырвать зуб, сопровождаемые громкими научными фразами, и последующий провал вызывают смех своей абсурдностью.
Однако за этим юмором скрывается грусть. Фельдшер, который должен был помочь дьячку, не только не справляется с задачей, но и причиняет ему дополнительную боль и страдания. Дьячок, в свою очередь, является воплощением простого, доверчивого человека, который верит в помощь и с почтением относится к представителю медицинской профессии. Его разочарование и боль вызывают у читателя чувство жалости и сочувствия.
Таким образом, «Хирургия» — это рассказ, в котором юмор и грусть неразрывно связаны. Чехов создает комическую ситуацию, которая одновременно вызывает смех и заставляет задуматься о более серьезных вещах: о невежестве, человеческой слабости и разочаровании. Этот двойственный эффект и делает рассказ таким запоминающимся и типичным для чеховской прозы.
6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?
Мне понравилось чтение актера, передающего образ дьячка. На мой взгляд, он убедительно передал характер и чувства героя.
Будьте внимательны к слову
1. Обратите внимание на действия фельдшера («берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы»). О чём эти его действия рассказывают читателю?
Действия фельдшера Курятина, описанные в рассказе «Хирургия» — «берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы» — раскрывают несколько важных черт его характера и профессиональной некомпетентности.
Во-первых, эти действия показывают нерешительность и неуверенность фельдшера. В момент, когда он должен продемонстрировать свое мастерство и уверенность в своих силах, Курятин испытывает сомнения. Он берет инструмент, но его вопросительный взгляд на него говорит о том, что он сам не до конца понимает, как правильно его использовать. Это ставит под сомнение его профессионализм и подчеркивает, что за его внешней самоуверенностью скрывается неопытность или некомпетентность.
Во-вторых, этот эпизод свидетельствует о том, что фельдшер действует скорее по наитию, чем на основании профессиональных знаний. Он берет инструмент, но затем откладывает его в сторону, как будто не знает, подойдет ли он для задачи. Это подчеркивает, что его действия не основаны на опыте или уверенности, а скорее на попытках «нащупать» правильное решение.
В-третьих, эти действия вызывают у читателя тревогу и сомнение в способности фельдшера успешно провести процедуру. Пауза, в течение которой он смотрит на инструмент, словно решая, что делать дальше, усиливает ощущение того, что ситуация может закончиться плохо.
Таким образом, эти простые действия Курятина говорят читателю о том, что перед ним человек, который не только не обладает достаточной компетенцией, но и не осознает своих ограничений. В этом моменте проявляется основной комизм и грусть ситуации: человек, призванный помогать другим, не уверен в своих силах и знаниях, но все же продолжает действовать, что неизбежно ведет к неудаче и страданиям пациента.
2. О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры удаления зуба? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе?
На протяжении всей процедуры удаления зуба фельдшер Курятин говорит много и часто, его речь насыщена словами и выражениями, которые должны, по его замыслу, произвести впечатление на пациента и подчеркнуть его профессионализм. Однако за обилием слов скрывается не столько уверенность в своих действиях, сколько желание создать видимость компетентности и важности.
Речь Курятина можно охарактеризовать как многословную, самоуверенную и насыщенную псевдонаучными терминами. Он постоянно комментирует свои действия, пытаясь представить процесс удаления зуба как сложное и высокопрофессиональное дело, требующее особых знаний и умений. Например, он использует такие фразы, как «трактцию сделать по вертикальной оси» или «раз плюнуть», подчеркивая простоту и легкость операции, хотя в действительности все далеко не так.
Фельдшер говорит о своей работе с подчеркнутой важностью, но его речь изобилует бессмысленными и излишними подробностями, которые не несут реальной информационной нагрузки. Это создает впечатление, что он больше заботится о том, чтобы показаться знающим и опытным, чем о том, чтобы действительно помочь пациенту.
Кроме того, его речь наполнена примерами и историями, которые должны подтвердить его профессионализм, например, рассказ о помещике Египетском, которому он якобы успешно удалил зуб. Эти рассказы и комментарии не столько связаны с текущей задачей, сколько служат для поддержания собственного престижа в глазах пациента.
В лексиконе Курятина действительно много слов, но большинство из них — это пустые, лишенные содержания фразы, которые он использует для того, чтобы казаться более знающим, чем он есть на самом деле. Это многословие на фоне реальной некомпетентности создает комический эффект и подчеркивает его неумелость и беспомощность в данной ситуации.
Таким образом, речь фельдшера Курятина отражает его внутреннюю неуверенность и попытку скрыть свою некомпетентность за потоком слов, которые должны произвести впечатление на пациента, но в конечном итоге лишь подчеркивают его непрофессионализм.
3. Какой можно сделать вывод о нём как о медицинском работнике и о его культуре?
Фельдшер Курятин в рассказе "Хирургия" Антона Чехова предстает перед нами как медицинский работник с явно недостаточным уровнем профессиональных знаний и навыков, а также с низким уровнем общей культуры.
Вывод о фельдшере как о медицинском работнике:
Фельдшер Курятин демонстрирует значительную некомпетентность и отсутствие реальных знаний в своей профессии. Его действия и речь показывают, что он не уверен в своих способностях и не обладает достаточным опытом для выполнения даже простой процедуры, такой как удаление зуба. Он больше заботится о том, чтобы создать видимость профессионализма, чем о реальном решении проблемы пациента. Многословие и использование псевдонаучных терминов служат лишь для того, чтобы прикрыть его невежество и произвести впечатление на пациента. Однако на практике его неуверенность и нерешительность приводят к тому, что он не справляется с задачей, что в конечном итоге наносит вред пациенту.
Вывод о его культуре:
Что касается общей культуры, то поведение и речь Курятина свидетельствуют о низком уровне. Он проявляет неуважение к пациенту, не уделяя должного внимания его боли и страданиям. Вместо того чтобы сосредоточиться на своей профессиональной обязанности, он занимается саморекламой, рассказывая о своем якобы успешном опыте с другими пациентами. Его грубое обращение с дьячком, пренебрежительные и унизительные выражения, такие как "дура", а также отсутствие сочувствия показывают его как человека с низкой культурой общения и этики.
Таким образом, фельдшер Курятин в рассказе "Хирургия" представлен как медицинский работник с низким уровнем профессионализма и культуры. Он больше заинтересован в поддержании своего статуса и видимости компетентности, чем в настоящей помощи пациентам, что делает его образ комичным, но одновременно вызывает и грусть, поскольку его действия могут иметь серьезные последствия для людей, которым он должен помогать.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением