Ответы на вопросы на стр.26-28 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).Поехал...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ
1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).
Поехал старик в лес, доезжает до того места — под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре...
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
— Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеётся:
— На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
«Поехал старик в лес…» - «Морозко»
«Несет меня лиса…» - «Петушок-золотой гребешок»
«Отец с матерью ушли…» - «Гуси-лебеди»
«Вдруг щука говорит…» - «По щучьему велению»
Пересказ сказки «Морозко»
Сказка "Морозко" рассказывает о старике и старухе, которые жили в деревне. У старика была дочь от первого брака, а у старухи — своя родная дочь. Мачеха не любила падчерицу и всячески её притесняла, заставляя выполнять самую тяжёлую работу. Однажды зимой мачеха решила избавиться от падчерицы и приказала старику отвезти её в лес и оставить там на морозе.
Старик, хотя и не хотел, но повиновался жене и оставил дочь в лесу. Морозко, дух зимы, нашёл девушку и сначала пытался заморозить её, но она была добра и приветлива к нему, несмотря на холод. В итоге Морозко смилостивился и одарил её богатствами.
Мачеха, увидев падчерицу вернувшейся домой с подарками, решила отправить в лес и свою дочь, надеясь на те же дары. Однако родная дочь была грубой и неблагодарной. Морозко не пощадил её, и она замёрзла в лесу.
В итоге, падчерица вернулась домой счастливой и богатой, а мачеха и её родная дочь получили по заслугам.
Эта сказка учит, что доброта и терпение вознаграждаются, а злость и жадность приводят к беде.
2. Прочитайте определение сказки в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в разделе «Справочные материалы» части 2 учебника. С какими видами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.
Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы.
Примеры: «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Марья Моревна».
Сказки о животных, где главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определёнными человеческими качествами. Например, лиса обычно наделяется хитростью, проворностью, заяц — трусостью, медведь — мудростью, неторопливостью.
Примеры: «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Теремок».
Бытовые сказки – их характеристикой служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается в противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.
Примеры: «Каша из топора», «Жена-спорщица», «Солдатская шинель».
3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?
Иллюстрации к русским народным сказкам занимают особое место в сердцах многих поколений, и некоторые художники особенно выделяются своими работами.
Иван Билибин
Иван Билибин – один из самых известных иллюстраторов русских народных сказок. Его работы отличаются яркими красками, декоративными элементами и вниманием к деталям. Билибин использовал элементы традиционного русского орнамента, что придавало его иллюстрациям аутентичность и национальный колорит. Он создал иллюстрации к таким сказкам, как "Царевна-лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Василиса Прекрасная" и многим другим. Его работы привлекают внимание своей художественной выразительностью и уникальным стилем.
Виктор Васнецов
Виктор Васнецов также известен своими иллюстрациями к русским сказкам и эпическим былинам. Его работы наполнены духом русского народного творчества и обладают эпической масштабностью. Он создавал иллюстрации к сказкам "Алёнушка", "Иван-Царевич на Сером Волке", "Три богатыря". Васнецов умело передавал атмосферу и настроение сказок, а его иллюстрации часто напоминали живописные полотна, которые оживляют сказочные сюжеты.
Елена Поленова
Елена Поленова внесла значительный вклад в иллюстрирование русских народных сказок. Её работы отличаются мягкими цветами и нежными линиями. Она иллюстрировала такие сказки, как "Гуси-лебеди" и "Сказка о золотом петушке". Поленова умела передать волшебство и лиричность русских сказок через свои иллюстрации, создавая атмосферу уюта и таинственности.
Эти художники особенно выделяются благодаря своему уникальному стилю и способности передавать дух русских народных сказок. Их иллюстрации не только украшают книги, но и помогают читателям глубже погрузиться в волшебный мир русской народной литературы.
4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?
1. «Царевна-лягушка»
Тема: Сказка посвящена теме любви, верности и мудрости. Она рассказывает о том, как истинная любовь и терпение могут преодолеть любые испытания и привести к счастью.
Особенности:
• Преображение: Главная героиня, Василиса Прекрасная, обретает человеческий облик из облика лягушки, символизируя превращение и внутреннюю красоту, скрытую под неприметной внешностью.
• Испытания: Главный герой, Иван-царевич, проходит через несколько испытаний, показывая свои качества и преданность. Это типичный элемент волшебных сказок, где герой должен доказать свою силу и верность.
• Волшебные помощники: Василиса использует магические способности для выполнения трудных задач, что является важным элементом волшебных сказок, где герою помогают волшебные силы или существа.
2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Тема: Эта сказка посвящена теме семейной любви и самопожертвования. Она показывает, как сильны могут быть семейные узы и как важно заботиться друг о друге.
Особенности:
• Волшебное превращение: Иванушка, выпивший из лужи, превращается в козлёнка. Это показывает, как легко можно попасть в беду, если не слушаться советов и предупреждений.
• Зло и наказание: Ведьма, причинившая вред Аленушке и Иванушке, в конце получает заслуженное наказание. В сказке зло всегда побеждается и наказывается, что подчёркивает моральный аспект волшебных сказок.
• Воскрешение: В конце сказки Аленушка, с помощью чудесного вмешательства, возвращается к жизни. Это часто встречающийся мотив, символизирующий надежду и возрождение.
Сравнение сказок
• Общие черты: Обе сказки включают элементы волшебства и превращений, типичные для волшебных сказок. Герои проходят через испытания и получают помощь от волшебных сил.
• Различия: В «Царевне-лягушке» больше акцентируется на романтических отношениях и мудрости, в то время как «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» более сосредоточена на семейных связях и самопожертвовании.
• Мораль: Обе сказки несут важный моральный урок. В «Царевне-лягушке» это любовь и верность, а в «Сестрице Аленушке и братце Иванушке» – семейная забота и преданность.
Эти волшебные сказки помогают детям (и взрослым) понять важные жизненные уроки через захватывающие и магические истории, что делает их вечными и любимыми в литературе.
5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.
Постоянные эпитеты — это устойчивые прилагательные, которые часто используются в сказках для характеристики персонажей, предметов или явлений. Они придают речи выразительность и помогают создать определённый образ.
Примеры:
• Добрый молодец (молодец, который всегда добрый и храбрый)
• Красна девица (девушка, которая всегда красивая)
• Серый волк (волк, который всегда серый и умный)
Присказка — это короткая фраза или набор фраз, которые часто употребляются в начале сказки, чтобы привлечь внимание слушателя и подготовить его к восприятию истории.
Примеры:
• "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок."
• "Жили-были дед да баба..."
• "В некотором царстве, в некотором государстве…"
Зачин — это начальная часть сказки, вводящая в сюжет и описывающая начальные обстоятельства. Он помогает задать тон и атмосферу рассказа.
Примеры:
• "Жил-был царь, у него был сын..."
• "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..."
• "Давным-давно в одной далёкой деревне…"
Концовка — это завершающая часть сказки, которая подводит итог истории и часто содержит мораль или вывод.
Примеры:
• "И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало."
• "Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец."
• "Живут они счастливо до сих пор, а нам с вами пора по домам."
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением