Ответы на вопросы на стр.26-28 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ
1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).
Поехал старик в лес, доезжает до того места — под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре...
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
— Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеётся:
— На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
«Поехал старик в лес…» - «Морозко»
«Несет меня лиса…» - «Петушок-золотой гребешок»
«Отец с матерью ушли…» - «Гуси-лебеди»
«Вдруг щука говорит…» - «По щучьему велению»
Пересказ сказки «Морозко»
Сказка "Морозко" рассказывает о старике и старухе, которые жили в деревне. У старика была дочь от первого брака, а у старухи — своя родная дочь. Мачеха не любила падчерицу и всячески её притесняла, заставляя выполнять самую тяжёлую работу. Однажды зимой мачеха решила избавиться от падчерицы и приказала старику отвезти её в лес и оставить там на морозе.
Старик, хотя и не хотел, но повиновался жене и оставил дочь в лесу. Морозко, дух зимы, нашёл девушку и сначала пытался заморозить её, но она была добра и приветлива к нему, несмотря на холод. В итоге Морозко смилостивился и одарил её богатствами.
Мачеха, увидев падчерицу вернувшейся домой с подарками, решила отправить в лес и свою дочь, надеясь на те же дары. Однако родная дочь была грубой и неблагодарной. Морозко не пощадил её, и она замёрзла в лесу.
В итоге, падчерица вернулась домой счастливой и богатой, а мачеха и её родная дочь получили по заслугам.
Эта сказка учит, что доброта и терпение вознаграждаются, а злость и жадность приводят к беде.
2. Прочитайте определение сказки в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в разделе «Справочные материалы» части 2 учебника. С какими видами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.
Сказка — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы.
Примеры: «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Марья Моревна».
Сказки о животных, где главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определёнными человеческими качествами. Например, лиса обычно наделяется хитростью, проворностью, заяц — трусостью, медведь — мудростью, неторопливостью.
Примеры: «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Теремок».
Бытовые сказки – их характеристикой служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается в противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.
Примеры: «Каша из топора», «Жена-спорщица», «Солдатская шинель».
3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?
Иллюстрации к русским народным сказкам занимают особое место в сердцах многих поколений, и некоторые художники особенно выделяются своими работами.
Иван Билибин
Иван Билибин – один из самых известных иллюстраторов русских народных сказок. Его работы отличаются яркими красками, декоративными элементами и вниманием к деталям. Билибин использовал элементы традиционного русского орнамента, что придавало его иллюстрациям аутентичность и национальный колорит. Он создал иллюстрации к таким сказкам, как "Царевна-лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Василиса Прекрасная" и многим другим. Его работы привлекают внимание своей художественной выразительностью и уникальным стилем.
Виктор Васнецов
Виктор Васнецов также известен своими иллюстрациями к русским сказкам и эпическим былинам. Его работы наполнены духом русского народного творчества и обладают эпической масштабностью. Он создавал иллюстрации к сказкам "Алёнушка", "Иван-Царевич на Сером Волке", "Три богатыря". Васнецов умело передавал атмосферу и настроение сказок, а его иллюстрации часто напоминали живописные полотна, которые оживляют сказочные сюжеты.
Елена Поленова
Елена Поленова внесла значительный вклад в иллюстрирование русских народных сказок. Её работы отличаются мягкими цветами и нежными линиями. Она иллюстрировала такие сказки, как "Гуси-лебеди" и "Сказка о золотом петушке". Поленова умела передать волшебство и лиричность русских сказок через свои иллюстрации, создавая атмосферу уюта и таинственности.
Эти художники особенно выделяются благодаря своему уникальному стилю и способности передавать дух русских народных сказок. Их иллюстрации не только украшают книги, но и помогают читателям глубже погрузиться в волшебный мир русской народной литературы.
4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?
1. «Царевна-лягушка»
Тема: Сказка посвящена теме любви, верности и мудрости. Она рассказывает о том, как истинная любовь и терпение могут преодолеть любые испытания и привести к счастью.
Особенности:
• Преображение: Главная героиня, Василиса Прекрасная, обретает человеческий облик из облика лягушки, символизируя превращение и внутреннюю красоту, скрытую под неприметной внешностью.
• Испытания: Главный герой, Иван-царевич, проходит через несколько испытаний, показывая свои качества и преданность. Это типичный элемент волшебных сказок, где герой должен доказать свою силу и верность.
• Волшебные помощники: Василиса использует магические способности для выполнения трудных задач, что является важным элементом волшебных сказок, где герою помогают волшебные силы или существа.
2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Тема: Эта сказка посвящена теме семейной любви и самопожертвования. Она показывает, как сильны могут быть семейные узы и как важно заботиться друг о друге.
Особенности:
• Волшебное превращение: Иванушка, выпивший из лужи, превращается в козлёнка. Это показывает, как легко можно попасть в беду, если не слушаться советов и предупреждений.
• Зло и наказание: Ведьма, причинившая вред Аленушке и Иванушке, в конце получает заслуженное наказание. В сказке зло всегда побеждается и наказывается, что подчёркивает моральный аспект волшебных сказок.
• Воскрешение: В конце сказки Аленушка, с помощью чудесного вмешательства, возвращается к жизни. Это часто встречающийся мотив, символизирующий надежду и возрождение.
Сравнение сказок
• Общие черты: Обе сказки включают элементы волшебства и превращений, типичные для волшебных сказок. Герои проходят через испытания и получают помощь от волшебных сил.
• Различия: В «Царевне-лягушке» больше акцентируется на романтических отношениях и мудрости, в то время как «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» более сосредоточена на семейных связях и самопожертвовании.
• Мораль: Обе сказки несут важный моральный урок. В «Царевне-лягушке» это любовь и верность, а в «Сестрице Аленушке и братце Иванушке» – семейная забота и преданность.
Эти волшебные сказки помогают детям (и взрослым) понять важные жизненные уроки через захватывающие и магические истории, что делает их вечными и любимыми в литературе.
5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.
Постоянные эпитеты — это устойчивые прилагательные, которые часто используются в сказках для характеристики персонажей, предметов или явлений. Они придают речи выразительность и помогают создать определённый образ.
Примеры:
• Добрый молодец (молодец, который всегда добрый и храбрый)
• Красна девица (девушка, которая всегда красивая)
• Серый волк (волк, который всегда серый и умный)
Присказка — это короткая фраза или набор фраз, которые часто употребляются в начале сказки, чтобы привлечь внимание слушателя и подготовить его к восприятию истории.
Примеры:
• "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок."
• "Жили-были дед да баба..."
• "В некотором царстве, в некотором государстве…"
Зачин — это начальная часть сказки, вводящая в сюжет и описывающая начальные обстоятельства. Он помогает задать тон и атмосферу рассказа.
Примеры:
• "Жил-был царь, у него был сын..."
• "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..."
• "Давным-давно в одной далёкой деревне…"
Концовка — это завершающая часть сказки, которая подводит итог истории и часто содержит мораль или вывод.
Примеры:
• "И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало."
• "Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец."
• "Живут они счастливо до сих пор, а нам с вами пора по домам."
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением