Ответы на вопросы на стр.259 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Что побудило писателя к созданию этого произведения — личный опыт, игра, наблюдение над провинциальными лекарями?Рассказ
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Что побудило писателя к созданию этого произведения — личный опыт, игра, наблюдение над провинциальными лекарями?
Рассказ "Хирургия" Антона Чехова можно рассматривать как произведение, вдохновленное несколькими факторами: наблюдениями над провинциальной жизнью, личным опытом автора и его интересом к человеческой природе.
Чехов, по профессии врач, часто черпал вдохновение из собственной медицинской практики и наблюдений за жизнью провинциальных врачей и фельдшеров. Он был знаком с ситуациями, в которых недостаток знаний или опыта медиков мог приводить к комичным или даже трагическим последствиям. В данном рассказе он сатирически изображает ситуацию, в которой неопытный фельдшер пытается вырвать зуб, что приводит к фарсовым и болезненным для пациента последствиям.
Таким образом, основным источником вдохновения для создания этого рассказа послужили наблюдения Чехова за жизнью провинциальных медиков и их пациентами, а также его глубокое знание человеческой природы и слабостей.
2. Каковы были пациенты земской больницы? Как выглядят чеховские герои? Опишите их.
В рассказе "Хирургия" Антона Чехова пациенты земской больницы, как и сами герои, являются типичными представителями провинциальной России конца XIX века. Они изображены с иронией и даже некоторой долей сарказма, что позволяет автору подчеркнуть их характерные черты.
Дьячок Вонмигласов — главный пациент в этом рассказе. Это пожилой человек, дьячок (церковный служитель), что указывает на его низкий социальный статус и скромные жизненные обстоятельства. Внешне он описан как высокий, коренастый старик в коричневой рясе с широким кожаным поясом. У него полузакрыт правый глаз с бельмом, а на носу есть бородавка, которая издали напоминает большую муху. Все эти детали подчеркивают его неказистый и несколько комический вид. Вонмигласов — человек набожный и простой, который, несмотря на боль, остается вежливым и смиренным перед фельдшером, выражая почтение и уважение. Однако, столкнувшись с неудачной попыткой фельдшера вырвать зуб, его терпение иссякает, и он начинает выражать свое недовольство.
Фельдшер Курятин — главный герой рассказа, человек среднего возраста (около сорока лет), толстый, с внешностью, выдающей его простое происхождение и небогатое положение. Одет в поношенный чечунчовый жакет и истрепанные триковые брюки, что подчеркивает его небрежность и бедность. Он курит сигару, от которой распространяется зловоние, что добавляет образу фельдшера комичности и даже некоторой грубости. Курятин старается казаться знающим и уверенным в своих силах, но его действия показывают неумение и некомпетентность. Он пытается вырвать зуб дьячку, но терпит неудачу, что приводит к болезненным последствиям для пациента. Его самоуверенность и непонимание своих ограничений выставляют его в невыгодном свете.
Египетский — помещик, о котором рассказывает фельдшер Курятин, пытаясь придать себе значимости в глазах пациента. Из слов фельдшера мы узнаем, что Египетский — образованный человек, который жил в Петербурге семь лет и, по мнению фельдшера, перенюхал всех профессоров. Это подчеркивает его высокий социальный статус и, возможно, культурный уровень. Курятин отмечает, что даже такой человек, как Египетский, не жаловался и не хватал руками, когда ему вырывали зуб, что должно было бы внушить уважение к фельдшеру.
Однако этот рассказ фельдшера больше говорит о его самом, чем о Египетском. Фельдшер пытается прикрыть свою некомпетентность и неудачи рассказами о якобы успешных случаях, и Египетский становится орудием для поддержания его самоуверенности. Таким образом, образ Египетского служит контрастом, который только подчеркивает непрофессионализм и комичность фельдшера Курятина.
3. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям, к инсценированному чтению. Есть ли в рассказе эпизоды, переданные в драматической форме?
Основной эпизод рассказа — это сцена взаимодействия между фельдшером Курятиным и дьячком Вонмигласовым в земской больнице, которая практически полностью состоит из диалогов и минимального количества авторских комментариев. Это создает ощущение, что рассказ уже написан в полу-драматическом стиле, подходящем для постановки на сцене.
Вот основные части, которые можно считать близкими к драматической форме:
1. Начало сцены: Вход Вонмигласова и диалог с Курятиным.
o В этой части можно сразу ввести персонажей и задать тон. Диалог, в котором Вонмигласов жалуется на больной зуб и обращается к фельдшеру с почтением, можно читать с легким оттенком комизма, подчеркивая наивность и смирение дьячка.
2. Процесс осмотра и подготовки к удалению зуба.
o Этот эпизод можно передать с увеличением напряженности и некоторой долей фарса, так как Курятин многословно и с важностью рассуждает о хирургии, подготавливая инструменты. Его самоуверенные фразы о простоте и легкости задачи создают контраст с дальнейшим развитием событий.
3. Попытка вырвать зуб.
o Кульминационная часть, где происходит основное действие. Тут особенно важно показать изменения в настроении персонажей: от уверенности и спокойствия к панике и боли. В этом эпизоде присутствует динамика, выраженная в репликах и действиях героев, что делает его легко инсценируемым.
4. Заключительный диалог и уход Вонмигласова.
o После неудачной попытки вырвать зуб, этот эпизод показывает разочарование дьячка и попытку фельдшера оправдаться. В этом финале можно усилить комичность ситуации, подчеркнув, как нелепо фельдшер пытается сохранить лицо.
Инсценированное чтение:
Для инсценированного чтения вам нужно будет распределить роли:
• Фельдшер Курятин — можно передавать его образ как человека самоуверенного, но по-своему грубого и неуклюжего.
• Дьячок Вонмигласов — его реплики можно исполнять с почтением, но с нарастающим недовольством по мере развития событий.
Если рассказ читается по ролям, можно дополнительно добавить:
• Ведущего или чтеца для кратких описательных вставок, чтобы сохранить атмосферу и переходы между диалогами.
4. На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор— изображение смешного, мягкое, лишённое гнева высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?
Юмор в рассказе Антона Чехова "Хирургия" основан на комичности ситуаций и персонажей, которые автор мастерски использует для создания смешной, но одновременно грустной атмосферы. Главные герои — фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов — предстают перед нами в образах, которые вызывают смех из-за своего несоответствия реальности. Фельдшер, будучи человеком самоуверенным и горделивым, в действительности оказывается некомпетентным и неумелым, что проявляется в его неудачной попытке вырвать зуб у пациента. Наивный и простодушный Вонмигласов, доверяя фельдшеру, становится жертвой этой неумелости. Ситуация, в которой профессионализм уступает место фарсу и нелепости, сама по себе уже смешна.
Чехов использует иронию и комический контраст, чтобы подчеркнуть несоответствие между тем, как персонажи воспринимают себя, и тем, как их действия выглядят со стороны. Фельдшер, который с важностью рассуждает о хирургии, и дьячок, проявляющий почтение к нему, вызывают смех, когда их взаимодействие приводит к болезненной и абсурдной ситуации. Язык и диалоги также играют важную роль в создании юмористического эффекта: псевдонаучные термины, которыми оперирует фельдшер, звучат нелепо, а раздражение дьячка, переходящее в возмущение, добавляет комичности.
Однако, несмотря на все это, рассказ вызывает не только смех, но и грусть. Эта грусть проистекает из осознания того, что описанная ситуация — не просто смешная, а типичная для общества, где невежество и некомпетентность могут привести к реальной боли и страданиям. Мы смеемся над неудачей фельдшера и возмущением дьячка, но одновременно ощущаем печаль от того, что проблема осталась нерешенной, а человек, которому должна была быть оказана помощь, пострадал из-за чужой некомпетентности. В этом и заключается мастерство Чехова: он заставляет нас смеяться, но при этом не дает забыть о человеческих слабостях и несовершенствах, которые порой могут иметь серьезные последствия.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением