Ответы на вопросы на стр.257 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Фонохрестоматия«Листья»1. Всё стихотворение — прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой — резкие порывы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
«Листья»
1. Всё стихотворение — прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, а в какой — резкие порывы ветра в кронах деревьев?
В стихотворении «Листья» слышатся разные настроения и интонации, которые сменяются по мере его развития.
Весёлый лепет листьев можно услышать в первой части стихотворения, когда листья описывают свою жизнь летом. Лёгкость и радость звучат в строках, где листья вспоминают, как они «цвели и блестели», играли с лучами и купались в росе. Эти строки передают ощущение лёгкости, радости и беззаботности, словно листья действительно наслаждаются своей жизнью.
Резкие порывы ветра начинают звучать в последней части стихотворения, где листья обращаются к ветру с просьбой сорвать их с ветвей. В этих строках уже чувствуется нетерпение и желание улететь, что передаёт образ порывистого ветра, который скоро сорвёт листья с деревьев. Повторение слова «скорей» и резкий призыв «Сорвите, умчите!» подчёркивают усиление движения, словно ветер уже начал свою работу.
Таким образом, стихотворение плавно переходит от тихого, весёлого лепета листьев к бурным и порывистым звукам ветра, который завершает их короткую жизнь на деревьях.
2. Чем судьба листьев напоминает судьбу людей? Как от строфы к строфе меняется эмоциональная окраска стихотворения?
Судьба листьев в стихотворении напоминает судьбу людей, которые также переживают периоды расцвета и упадка в своей жизни. Листья, как и люди, сначала радуются своему существованию, наслаждаясь красотой и жизненной энергией, но со временем осознают неизбежность своего увядания и стремятся поскорее освободиться от тяжелой судьбы, даже если это означает конец их существования.
Эмоциональная окраска стихотворения меняется от строфы к строфе:
• Первая строфа начинает с описания сосен и елей, которые «всю зиму торчат», подчёркивая их стойкость и неизменность. Однако этот образ не вызывает восхищения, скорее он выглядит скучным и утомительным, что создаёт чувство тихой меланхолии.
• Во второй и третьей строфах листья описывают своё собственное существование. Здесь слышится весёлый лепет и радость от жизни, они «цветут и блестят», «играют с лучами». Эмоциональная окраска здесь светлая и жизнерадостная, полная энергии и жизненных сил.
• Четвёртая и пятая строфы переходят к описанию увядания, когда «птички отпели», «цветы отцвели», и листьям предстоит покинуть свои ветви. Здесь настроение становится грустным и тоскливым, листья начинают задумываться о том, чтобы покинуть эту жизнь, поскольку они не видят смысла в «висеть и желтеть».
• Последняя строфа выражает уже отчаянное желание уйти, сорваться с ветвей и улететь вместе с ветром. Эмоциональная окраска здесь меняется на порывистую, почти мятежную, отражая стремление к освобождению, пусть и через разрушение.
Таким образом, стихотворение проходит путь от радости к меланхолии, а затем к стремлению к свободе, даже если это означает конец существования. Этот путь напоминает жизненный цикл человека, который сначала наслаждается молодостью, затем сталкивается с неизбежным увяданием, и в конце стремится к освобождению от земных тягот.
3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?
Стихотворение завершается многоточием, что символично и многозначительно. Многоточие в конце стихотворения может указывать на открытый финал, на то, что история листьев, как и жизнь человека, не завершается окончательно, а продолжается в каком-то другом виде, за пределами нашего понимания. Оно также может символизировать неуверенность или недосказанность, оставляя место для размышлений и интерпретаций.
В контексте этого стихотворения многоточие может выражать неопределённость и бесконечность процесса жизненного цикла — как для листьев, так и для людей. Листья говорят: «Летите, летите! Мы с вами летим!», и многоточие здесь подчёркивает движение, которое не заканчивается, уход в неизвестность, возможно, к новому началу или к чему-то неизведанному. Этот приём помогает сохранить настроение и эмоции стихотворения, подчеркивая, что история продолжается, даже если мы её не видим.
Учимся читать выразительно
1. Прочитайте стихотворение вслух, пытаясь передать смену настроения в говоре листьев.
Для выразительного чтения стихотворения, передающего смену настроения в «говоре» листьев, важно использовать интонацию, темп и силу голоса.
1. Начало стихотворения («Пусть сосны и ели...») читайте спокойно, размеренно, с лёгкой тягой в голосе, подчеркивая контраст между неизменностью сосен и елей и лёгкостью, жизнерадостностью листьев. В этих строках должно ощущаться некоторое спокойствие и даже зависть к постоянству хвойных деревьев, но при этом без особой эмоциональной окраски.
2. Вторая и третья строфы («Мы ж, лёгкое племя...») — здесь ваша интонация должна стать более живой, весёлой. Подчеркните радость листьев от их недолгой, но яркой жизни. Ваша интонация должна передавать лёгкость и беззаботность, как будто листья с удовольствием вспоминают о времени, когда они были в расцвете сил.
3. Четвёртая строфа («Но птички отпели...») — здесь начинается переход к грусти и тоске. Замедлите темп, придайте голосу нотку сожаления и меланхолии. Передайте ощущение увядания и безысходности, когда листья осознают приближение конца.
4. Заключительные строки («О буйные ветры...») должны прозвучать с возрастающим напряжением и отчаянием. Здесь листья обращаются к ветрам, умоляя их сорвать их с ветвей. Ваш голос должен становиться всё более настойчивым и энергичным, отражая желание листьев поскорее завершить свой жизненный цикл.
Такое чтение поможет передать смену настроения листьев — от весёлой жизнерадостности к грусти и затем к отчаянному стремлению к свободе.
2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?
После прочтения стихотворения остаётся ощущение грусти и лёгкой меланхолии. Это настроение создаётся постепенным переходом от радостного и беззаботного описания жизни листьев летом к осознанию неизбежности их увядания и исчезновения. Вначале стихотворение полнится лёгкостью и жизнерадостностью, когда листья вспоминают своё время на ветвях, но затем настроение сменяется на грусть и отчаяние, когда они понимают, что их время подошло к концу. Завершается стихотворение призывом к ветрам сорвать их с ветвей, что выражает стремление к освобождению, но и подчёркивает конечность их существования. Многоточие в конце стихотворения оставляет ощущение неопределённости и незавершённости, подчёркивая цикл жизни и уход в неизвестность.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, одно из них выучите наизусть. Постарайтесь передать настроение, которое вы почувствуете в этом стихотворении.
Для подготовки выразительного чтения стихотворений Ф. И. Тютчева, которые мы рассматривали выше, давайте рассмотрим два стихотворения: «С поляны коршун поднялся» и «Листья». Оба произведения отличаются разными настроениями и требуют особого подхода при чтении.
1. «С поляны коршун поднялся»
• Настроение: Стихотворение передаёт глубокое философское размышление о контрасте между свободой и ограниченностью, небесным и земным. Чтение этого стихотворения должно передавать как торжественность, так и грусть.
• Как читать:
o Начинайте чтение торжественно, особенно первые строки, описывающие полёт коршуна. Ваша интонация должна быть возвышенной, как будто вы наблюдаете за величественным зрелищем.
o В середине стихотворения постепенно меняйте интонацию на более грустную и рефлексивную, подчёркивая контраст между свободой коршуна и ограниченностью человека.
o В последних строках («Я, царь земли, прирос к земли») используйте более тихий и задумчивый тон, передавая горечь и осознание человеческой связанности с землёй.
2. «Листья»
• Настроение: Это стихотворение отражает смену эмоций от радости и лёгкости жизни к осознанию её конечности и стремлению к освобождению. Чтение должно передать и весёлый лепет, и порывы ветра, который уносит листья.
• Как читать:
o В начале стихотворения используйте лёгкий и жизне-радостный тон, передавая весёлую атмосферу, когда листья говорят о своей жизни в красном лете.
o Во второй части стихотворения, когда листья начинают говорить о своём увядании, ваше чтение должно стать более задумчивым и меланхоличным, с нотками грусти.
o В заключительных строках читайте более энергично и эмоционально, передавая нетерпение листьев и их желание улететь вместе с ветром. Многоточие в финале читайте с лёгким замедлением, оставляя ощущение незавершённости и некой загадки.
Выбор для заучивания наизусть:
Вы можете выбрать «Листья» для заучивания наизусть, поскольку это стихотворение предлагает богатую палитру эмоций и возможностей для интонационного разнообразия. Повторяйте его несколько раз, чтобы уловить ритм и эмоциональные изменения в каждой строфе.
Заключение:
Когда будете читать стихотворение вслух, старайтесь передать эмоциональную глубину, заложенную в каждом из них, используя изменение темпа, интонации и громкости голоса. Это позволит вам не только выразительно передать настроение, но и создать у слушателей сильное впечатление от вашего чтения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением