Упр.254 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным моделям. Каким способом образованы эти слова? Запишите их. Понаблюдайте, какие фонетические изменения...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным моделям. Каким способом образованы эти слова? Запишите их. Понаблюдайте, какие фонетические изменения...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным моделям. Каким способом образованы эти слова? Запишите их. Понаблюдайте, какие фонетические изменения...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным моделям. Каким способом образованы эти слова? Запишите их. Понаблюдайте, какие фонетические изменения...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Чтобы научиться правильно разбирать слово по составу, необходимо иметь представление об основных способах словообразования. Прочитайте текст вслух. Перескажите его, отвечая на вопросы: 1) Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»? 2) С помощью каких морфем образуются новые слова? 3) О каких способах образования слов вы узнали? 4) Как образуются слова с помощью суффикса, приставки?
1. Раздел науки о языке «Словообразование» изучает способы образования слов.
2. Новые слова образуются в основном с помощью приставок и суффиксов.
3. Мы узнали о таких способах образования новых слов: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, сложение с одновременным присоединением суффикса.
4 При суффиксальном способе образования к исходной основе присоединяется суффикс:
покупать + -тель( ) > покупатель
При приставочном способе образования к исходной основе присоединяется приставка:
при- + готовить > приготовить

Укажите, какой частью речи является каждое выделенное слово. Объясните, почему примеры даны попарно.
образец записи Рабочий (прил.) человек — молодой рабочий (сущ.).

Родные (прил.) люди – к нам приехали родные (сущ.). Ванная (прил.) комната – прекрасная ванная (сущ.). Близкие (сущ.) окружили вниманием – близкие (прил.) люди. Гостям подали горячее (сущ.) – горячее (прил.) блюдо. Уютная гардеробная (сущ.) – гардеробная (прил.) комната.
Примеры даны попарно, чтобы доказать, что одно и то же слово в разных контекстах может переходить из одной части речи в другую.

Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным моделям. Каким способом образованы эти слова? Запишите их. Понаблюдайте, какие фонетические изменения происходят в корне при присоединении суффикса. Отражаются ли эти изменения на письме? Объясните написание ь в словах второй группы.
1) ка: берёз-, бород-, голов-, пугов-, ягод-.
2) оа: кос-, прос-, ход-, молот-.

При присоединении суффикса «-к-» происходит оглушение конечного согласного корня, а при присоединении суффикса «-б-» – озвончение.
Эти изменения не отражаются на письме.
В словах второй группы на конце корня пишется мягкий знак для обозначения мягкости предшествующего согласного. Следующая за ним согласная при склонении всегда остаётся твёрдой.

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Ответьте на вопрос, поставленный в названии § 40. Используйте материалы упражнений и толковый словарик учебника. Запишите свой ответ в виде самостоятельного высказывания.

Сколько лексических значений имеет слово?
Слово может иметь только одно значение, а может иметь два и более значений. В зависимости от того, сколько значений имеет слово, оно называется однозначным или многозначным.
Например, слова «монолог, диалог, тюль» являются однозначными: монолог – это речь одного человека, обращённая к самому себе, к зрителям, к слушателям;
диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами;
тюль – это тонкая сетчатая ткань.
Слова «золотой, огонёк, расцвести» - многозначные слова:
золотой – 1) сделанный, изготовленный из золота; 2) цвета золота; 3) перен. счастливый; 4) перен. дорогой, любимый;
огонёк. – 1) маленький огонь; 2) перен. увлечение.
расцвести – 1) распустив бутоны, дать цветки; 2) перен. стать лучше, сильнее; 3) перен. стать радостным, просиять.
Таким образом слова могут иметь одно или несколько значений.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением