Ответы на вопросы на стр.251 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
Прочитайте два произведения А. К. Толстого. Подумайте, к какому жанру их можно отнести. Обоснуйте свой ответ.
1.
Алексей Константинович Толстой, один из троих известных Толстых в русской литературе, наименее известен широкой публике, несмотря на значительный вклад в русскую культуру. Он был автором драм, поэм и исторических баллад, таких как "Василий Шибанов" и "Князь Михайло Репнин", а также знаменитых лирических стихотворений, таких как "Колокольчики мои..." и "Средь шумного бала...". Его творчество высоко ценилось его современниками, в том числе Пушкиным и Жуковским.
Художественное развитие А. К. Толстого:
Его художественное развитие шло под руководством дяди, Антония Погорельского (Алексей Алексеевич Перовский), автора таких произведений, как "Чёрная курица, или Подземные жители". Погорельский сыграл важную роль в становлении Толстого как литератора, приобщая его к литературе, искусству и эстетике. Благодаря поездкам с дядей по Европе, Алексей Константинович получил богатое впечатление от мирового искусства, что также повлияло на его творческое становление.
Произведение "Чёрная курица...":
Погорельский написал "Чёрную курицу, или Подземные жители" для своего племянника Алёши Толстого. Эта повесть, полная фантастических элементов, несла в себе глубокий моральный урок. Основная мысль произведения — необходимость ценить простые человеческие добродетели, такие как честность, трудолюбие и ответственность, а не поддаваться соблазнам и ложным искушениям. Через историю о мальчике и волшебной курице Погорельский стремился научить Алёшу важности моральных ценностей и показать, что истинное благополучие не всегда заключается в материальных благах или магических способностях, а в честном и добром сердце.
Таким образом, под руководством Антония Погорельского Алексей Константинович Толстой получил не только литературные навыки, но и уроки нравственности, которые отражаются в его собственном творчестве, насыщенном глубокими размышлениями о морали, истории и человеческой природе.
2.
Алексей Константинович Толстой оставил значительное литературное наследие, и среди его произведений можно выделить следующие.
1. Поэмы и стихотворения:
o "Колокольчики мои..." — одно из самых известных лирических стихотворений, которое было положено на музыку и стало популярной песней.
o "Средь шумного бала..." — знаменитое лирическое стихотворение, также известное благодаря музыкальным интерпретациям.
o "Сон попа о Ферапонте" — сатирическая поэма, высмеивающая духовенство и его нравы.
2. Исторические баллады:
o "Василий Шибанов" — баллада о верности и преданности слуги князя Курбского в эпоху Ивана Грозного.
o "Князь Михайло Репнин" — баллада о честном и прямолинейном князе, который противостоит деспотизму Ивана Грозного.
3. Драматургия:
o "Царь Фёдор Иоаннович" — драматическое произведение, одно из трилогии пьес о Смутном времени на Руси. Оно было высоко оценено современниками и продолжает ставиться в театрах.
o "Царь Борис" — трагедия, входящая в историческую трилогию о Смутном времени.
o "Смерть Иоанна Грозного" — ещё одна пьеса трилогии, посвященная последним дням Ивана Грозного.
4. Проза:
o "Упырь" — повесть в жанре готического романа, которая была опубликована в 1841 году. Это одно из первых произведений Толстого, ставшее его литературным дебютом.
o "Князь Серебряный" — исторический роман, рассказывающий о событиях времен Ивана Грозного и опричнины. Роман сочетает в себе элементы приключений и исторической эпопеи.
5. Сатирические произведения:
o "Трилогия о Козьме Пруткове" (совместно с братьями Жемчужниковыми) — сатирические произведения, написанные от лица вымышленного автора Козьмы Пруткова, которые высмеивают бюрократию и чиновничество.
Эти произведения отражают широкий диапазон творческих интересов А. К. Толстого — от лирики до сатиры, от исторических баллад до драматургии. Его творчество высоко ценилось как современниками, так и последующими поколениями, благодаря глубокому осмыслению исторических событий, остроумной сатире и проникновенной лирике.
3.
Эти произведения затрагивают темы верности, чести и противостояния деспотизму в эпоху Ивана Грозного.
1. "Василий Шибанов"
Сюжет: Баллада "Василий Шибанов" рассказывает о событиях, связанных с бегством князя Курбского от гнева царя Ивана Грозного. Князь, спасаясь от преследований, отправляется в Литву и планирует послать письмо царю, в котором выражает свой протест против его жестокости и тирании. Но для доставки письма ему нужен верный человек, готовый рискнуть жизнью ради выполнения задания. Таким человеком становится его слуга Василий Шибанов, который добровольно соглашается на опасную миссию. Шибанов, несмотря на угрозу смертельной казни, передает письмо лично царю. Царь, прочитав письмо и осознав его содержание, проявляет свою жестокость и пронзает Шибанова жезлом, но в конце концов испытывает стыд за свою жестокость перед верностью слуги.
Главные герои:
• Василий Шибанов — верный слуга князя Курбского, готовый пожертвовать собой ради выполнения порученного ему задания.
• Князь Курбский — опальный боярин, противостоящий деспотизму Ивана Грозного.
• Иван Грозный — царь, олицетворяющий жестокость и тиранию.
2. "Князь Михайло Репнин"
Сюжет: Баллада "Князь Михайло Репнин" повествует о драматических событиях, происходящих при дворе Ивана Грозного. Во время одного из пиршеств, царь приказывает своим опричникам и боярам надеть маски и участвовать в маскарадном хороводе, что символизирует их покорность и бессмысленное подчинение его воле. Однако князь Михайло Репнин, человек чести и принципов, отказывается надеть маску, считая такое поведение недостойным для правителя и его окружения. Репнин открыто выражает своё несогласие с политикой опричнины и упрекает царя в пренебрежении к своему долгу. За своё дерзновение князь расплачивается жизнью — Иван Грозный в ярости убивает его. Однако, после этого царь начинает осознавать, что поступил неправильно, и его веселье омрачается чувством вины за убийство верного слуги.
Главные герои:
• Князь Михайло Репнин — благородный боярин, отказывающийся подчиняться несправедливым приказам царя и выступающий против опричнины.
• Иван Грозный — царь, символизирующий деспотизм и жестокость, который убивает Репнина за его открытое сопротивление.
Общие темы баллад:
Обе баллады затрагивают темы верности, мужества и сопротивления деспотической власти. Главные герои — Василий Шибанов и князь Михайло Репнин — представлены как воплощение чести и преданности своим принципам, которые не могут мириться с несправедливостью и жестокостью. Иван Грозный в обеих балладах изображён как жестокий и беспощадный правитель, чьи действия подрывают доверие к царской власти. Через свои произведения А. К. Толстой выражает глубокое осмысление трагических страниц русской истории, связанных с правлением Ивана Грозного, и осуждение тирании и произвола.
В балладах Алексея Константиновича Толстого "Василий Шибанов" и "Князь Михайло Репнин" автор глубоко раскрывает характеры героев через их поступки, слова и отношения к царской власти. Эти произведения не только описывают исторические события, но и служат средством осмысления человеческих качеств и нравов того времени. Толстой через свои баллады передаёт глубокое понимание людей и эпохи, в которой происходят эти события.
Василий Шибанов предстает перед нами как воплощение верности и преданности. Он изображён как идеальный слуга, готовый пожертвовать собой ради выполнения поручения своего господина, князя Курбского. Шибанов проявляет удивительное мужество и стойкость, когда принимает письмо от князя и отправляется к царю, зная, что его может ждать казнь. Даже когда царь пронзает его ногу жезлом, он терпеливо выносит боль и не отступает от своей задачи. В образе Шибанова Толстой воспевает верность долгу, которая важнее жизни. Этот пример показывает, что истинная сила человека заключается в его моральной стойкости и преданности своим принципам.
Князь Михайло Репнин в своей балладе представлен как человек чести и достоинства. Он не боится высказать царю правду в лицо, открыто выражая своё несогласие с политикой опричнины. Репнин отказывается участвовать в маскараде, который символизирует подчинение и бессмысленное подражание, и это подчеркивает его независимость и внутреннюю силу. Репнин готов пожертвовать жизнью ради своих убеждений. Он осознаёт, что его слова могут стоить ему жизни, но не отступает от своих принципов. Этот акт мужества делает его настоящим героем в глазах читателя, символом протеста против тирании и деспотизма.
Иван Грозный в обеих балладах изображён как жестокий и деспотичный правитель, который не терпит никакого сопротивления своей власти. Он легко прибегает к насилию, чтобы подавить любое проявление неповиновения. Однако, несмотря на свою жестокость, в обоих произведениях царь испытывает угрызения совести после того, как осознаёт, что убил верного слугу (в случае с Шибановым) или преданного боярина (в случае с Репниным). Это добавляет к его образу элемент внутреннего конфликта и делает его более сложным и многослойным персонажем.
Через характеры своих героев А. К. Толстой передаёт свои размышления о людях и времени, в которое происходят описанные события. Он показывает, что в мире, где царит жестокость и произвол, важнейшими качествами человека остаются честь, верность и готовность отстаивать свои принципы, даже если это грозит смертельной опасностью. Герои, такие как Шибанов и Репнин, символизируют непоколебимость и стойкость перед лицом тирании. Иван Грозный олицетворяет деспотизм, который подавляет любые проявления независимости и свободы. Толстой через свои произведения осуждает такой режим, показывая, что он приводит к разрушению и деградации как общества, так и самого правителя. Баллады отражают эпоху, когда жертвами тирании становились даже самые преданные и честные люди. Это время несправедливости и страха, когда человеческая жизнь и честь могли быть легко уничтожены по воле одного человека.
Таким образом, А. К. Толстой через свои баллады раскрывает важные моральные и социальные вопросы. Он подчёркивает, что истинные герои — это те, кто не боится говорить правду и стоять за свои убеждения, даже перед лицом смерти. Толстой осуждает тиранию и деспотизм, показывая, что такие правители, как Иван Грозный, в конечном итоге остаются одинокими и раздавленными тяжестью своих преступлений. Эти произведения призваны напомнить о важности моральных принципов и справедливости в любой эпохе.
5.
В балладе А. К. Толстого "Василий Шибанов" князь Курбский упрекает царя Ивана Грозного в жестокости, тирании и предательстве своих подданных. Курбский обвиняет царя в том, что тот разрушил благородные традиции правления, превратив власть в инструмент насилия и произвола. Письмо, которое Курбский посылает царю, наполнено горечью и гневом. Он прямо указывает на неправедность царских действий и выражает свою обиду за все "ласки", которые Грозный обрушил на своих верных слуг.
Василий Шибанов, доставив письмо Курбского Ивану Грозному, подвергается жестоким пыткам. Однако он проявляет удивительное мужество и стойкость, не выдав своего господина и не отрёкшись от своей миссии. Шибанов выносит все страдания с достоинством, не поддаваясь страху или боли.
Под пытками Шибанов просит Бога не о спасении или освобождении от мучений, а о том, чтобы Господь даровал ему силы перенести эти страдания. Он молится, чтобы его душа осталась чистой, чтобы он смог выполнить свой долг до конца и не подвести своего господина. Эта просьба подчеркивает его глубокую веру, преданность и смирение перед Божьей волей, а также его твёрдую решимость выполнить свой долг, несмотря на все испытания.
6.
Князь Михайло Репнин в балладе А. К. Толстого не поднял свой кубок, выражая тем самым протест против опричнины и маскарада, который устраивает Иван Грозный. Отказ от участия в этом символическом действе был демонстрацией его принципиальности и несогласия с политикой царя. Репнин видит в этом маскараде, где все участники должны надеть личины (маски), символическое выражение той лжи, лицемерия и насилия, которые стали нормой при дворе Ивана Грозного. Для Репнина такое поведение недостойно ни для правителя, ни для его приближённых, и он считает, что царь забывает о своём истинном предназначении — править народом справедливо и с честью.
Репнин обвиняет Ивана Грозного в том, что тот окружил себя опричниками, людьми, которые служат ему не по совести, а из страха и корысти. Он упрекает царя в том, что тот забыл Бога и позволил опричнине превратиться в орудие террора, уничтожая всё, что было свято для Руси. По мнению Репнина, царь предал свои обязанности перед народом и превратил власть в средство насилия, опирающееся на ложь и бесчестие.
После того как Репнин открыто выражает своё несогласие и отказывается надеть маску, Иван Грозный в ярости убивает его. Однако, после этого царь начинает осознавать, что совершил ужасную ошибку. Он начинает сожалеть о том, что убил верного и честного слугу. Царь понимает, что Репнин был прав в своих упрёках, и осознаёт, что действия, продиктованные гневом и подозрительностью, привели к напрасной гибели человека, который искренне служил ему и родине. Внутренние угрызения совести омрачают царю радость от побед и веселья, и он уже не может наслаждаться пирами и песнями, понимая, что утратил что-то очень важное — доверие и уважение своих слуг и праведных людей.
7.
Ф. М. Достоевский в своём высказывании о М. Ю. Лермонтове сравнивает балладу А. К. Толстого "Василий Шибанов" с поэмой Лермонтова "Песня про купца Калашникова". Достоевский обращает внимание на схожесть героев этих произведений, а именно на их стойкость, честь и преданность своим нравственным принципам.
Достоевский подчёркивает, что как Калашников в поэме Лермонтова, так и Шибанов в балладе Толстого являются образцами мужества и верности своим убеждениям, несмотря на неизбежные последствия их поступков. Он отмечает, что оба героя, зная, что их ожидает верная смерть, всё же не отступают от своих принципов и говорят правду в лицо власти, что вызывает уважение и подчёркивает их моральное превосходство.
Таким образом, Достоевский обращает внимание на то, как оба поэта — Лермонтов и Толстой — через своих героев исследуют и поднимают на пьедестал понятия чести, верности и мужества, а также осуждают деспотизм и жестокость власти.
8.
В балладах А. К. Толстого "Василий Шибанов" и "Князь Михайло Репнин" используются разнообразные художественные средства, такие как сравнения и эпитеты, которые усиливают эмоциональное воздействие текста и подчёркивают характеры героев, а также атмосферу описываемых событий.
Сравнения:
1. "Как быть среди ночи туманной?" ("Василий Шибанов") — это сравнение помогает передать атмосферу неуверенности и тревоги, царящей в момент бегства князя Курбского. Туман здесь символизирует неопределённость и опасность, с которыми сталкиваются герои.
2. "Вкусить веселье ныне я боле не могу!" ("Князь Михайло Репнин") — хотя это не прямое сравнение, фраза подчёркивает изменение настроения царя после убийства Репнина, когда прежнее веселье теряет для него смысл. Эта фраза показывает, что совершённый им поступок не позволяет ему больше наслаждаться пирами и весельем.
Эпитеты:
1. "Рабскую верность" (Шибанов) — эпитет "рабская" подчеркивает не только преданность Шибанова своему господину, но и его готовность пожертвовать собой, что делает его образ ещё более трагическим и героическим.
2. "Злые слова" (письмо Курбского царю) — эпитет "злые" передает весь накал страстей и гнев, который князь Курбский испытывает к Ивану Грозному. Он подчеркивает резкость и прямоту послания, которое должно пробить душу царя.
3. "Лихие гусляры" — эпитет "лихие" используется для описания гусляров, которые поют во время пира Ивана Грозного. Этот эпитет добавляет им образа удальства и яркости, но также может скрывать иронический оттенок, указывающий на легкомыслие и беззаботность в контексте жестоких событий.
4. "Строптивый раб" (о Репнине) — эпитет "строптивый" подчёркивает неподчинённость и гордость Репнина, который осмеливается говорить царю правду и противостоять его воле, несмотря на опасность.
5. "Кромешная тьма" (об опричниках) — эпитет "кромешная" ассоциируется с чем-то демоническим, зловещим, подчёркивая ужас и тьму, которые царят в душе Ивана Грозного и его окружения, и как опричнина приносит страдания и смерть.
Эти сравнения и эпитеты служат для усиления драматизма, помогают лучше понять внутренние состояния героев и акцентируют внимание на ключевых моментах баллад. Они делают текст более выразительным и эмоционально насыщенным, подчёркивая основные идеи и темы произведений.
9.
Баллады А. К. Толстого "Василий Шибанов" и "Князь Михайло Репнин" обладают характерными жанровыми признаками, которые делают их яркими примерами этого литературного жанра. Вот основные жанровые особенности, присутствующие в этих произведениях:
1. Историческая основа: Оба произведения основаны на реальных исторических событиях и фигурах. В "Василии Шибанове" описаны события, связанные с эпохой Ивана Грозного и его борьбой с аристократической оппозицией, в частности с князем Курбским. В "Князе Михайле Репнине" также фигурируют реальные исторические персонажи и события, связанные с опричниной и правлением Ивана Грозного. Исторический контекст придаёт балладам значимость и позволяет автору передавать дух времени.
2. Драматический конфликт: В центре обеих баллад находится сильный конфликт, который приводит к трагической развязке. В "Василии Шибанове" это конфликт между верностью Шибанова и жестокостью царя. В "Князе Михайле Репнине" конфликт возникает из-за отказа Репнина подчиниться деспотичным приказам Ивана Грозного. Конфликты в балладах Толстого часто имеют моральное измерение и связаны с противостоянием добра и зла, чести и бесчестия.
3. Трагическая развязка: Оба произведения заканчиваются трагически. Шибанов погибает от руки царя за свою верность князю Курбскому, а Репнин убит царём за свою принципиальность и отказ участвовать в маскараде. Трагический финал подчёркивает драматизм и глубину изображённых событий, что является одной из ключевых особенностей жанра баллады.
4. Эмоциональная насыщенность: Баллады Толстого наполнены сильными эмоциями: гневом, гордостью, мужеством, страхом и раскаянием. Эти эмоции передаются через яркие описания, диалоги и внутренние монологи героев. Эмоциональная насыщенность помогает читателю глубже сопереживать героям и погружаться в атмосферу произведения.
5. Моральное содержание: В обеих балладах явно выражена моральная позиция автора. В "Василии Шибанове" подчёркивается ценность верности и преданности, даже перед лицом смерти. В "Князе Михайле Репнине" акцент сделан на принципиальности и стойкости перед тиранией. Моральные уроки, преподанные через трагические судьбы героев, являются важной частью жанра баллады.
6. Стихотворная форма: Баллады Толстого написаны в стихотворной форме, что придаёт им особую ритмичность и музыкальность. Стихотворная форма позволяет автору создавать яркие образы, использовать разнообразные художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) и усиливать эмоциональное воздействие на читателя.
Эти жанровые признаки делают баллады А. К. Толстого глубокими и многослойными произведениями, которые продолжают быть актуальными и важными для понимания истории и человеческой природы.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением