Ответы на вопросы на стр.249 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
Подумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился? Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?
Произведения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанные более века назад, продолжают оставаться актуальными и значимыми в наше время. Вопрос о том, приносили ли они пользу и нужны ли они сегодня, заслуживает глубокого размышления.
Актуальность и польза произведений Салтыкова-Щедрина:
Щедрин был не просто писателем, он был социальным критиком, который с острым чувством справедливости и необычайной проницательностью обнажал пороки и недостатки общества своего времени. Он использовал сатиру как оружие против глупости, самодовольства, лицемерия и несправедливости. Его произведения, такие как "Господа Головлёвы", "История одного города", "Сказки", вскрывают проблемы, которые, к сожалению, остаются актуальными и сегодня: злоупотребление властью, социальное неравенство, деградация нравов.
Произведения Салтыкова-Щедрина, безусловно, приносили пользу в его время. Они помогали людям увидеть реальность без прикрас, пробуждали в них гражданское сознание и чувство ответственности. Его сатира была не просто критикой, а призывом к действию, к изменению жизни, к борьбе с социальными пороками. Именно поэтому власть имущие так боялись его произведений, и поэтому прогрессивные читатели так ценили его творчество.
Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?
Сегодняшний мир, несмотря на весь прогресс, всё ещё сталкивается с проблемами, которые описывал Салтыков-Щедрин: коррумпированность власти, социальное неравенство, лицемерие и безразличие. Его произведения напоминают нам о важности борьбы за справедливость и нравственность. Чтение Салтыкова-Щедрина учит нас критически смотреть на действительность, не быть равнодушными к несправедливости, развивает чувство социальной ответственности.
Щедрин не только обличал пороки, но и стремился пробудить в своих современниках мужество и гражданское достоинство. Эти качества важны и сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами, требующими активной гражданской позиции.
Заключение:
Таким образом, труд Салтыкова-Щедрина не был напрасным. Его произведения продолжают жить, потому что они затрагивают фундаментальные проблемы общества, которые остаются актуальными и сегодня. Салтыков-Щедрин нужен нам для того, чтобы помнить, что смех может быть оружием в борьбе за справедливость, и что важно не только видеть пороки, но и иметь мужество противостоять им. Его наследие продолжает служить важным уроком для будущих поколений, напоминая нам о том, что только активная гражданская позиция и стремление к правде могут изменить мир к лучшему.
Творческое задание
Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно «самодовольное ничтожество»? В чём заключается общественная роль писателя-сатирика? Напишите сочинение-рассуждение на одну из этих тем.
1.
Нужна ли сатира обществу и каждому человеку?
Сатира — это мощный инструмент, который помогает обществу осознать свои пороки и недостатки. Сатирические произведения высмеивают и обличают то, что в обычной жизни часто остаётся незамеченным или игнорируется. Благодаря сатире мы видим реальность с другой, более критической стороны, что позволяет нам не только смеяться над нелепыми ситуациями, но и задумываться о том, как их исправить.
Обществу сатира нужна для того, чтобы не допустить застой и моральное разложение. Она служит своеобразным зеркалом, в котором отражаются все недостатки социального устройства. Благодаря сатирикам общество может осознать свои ошибки, проанализировать их и начать двигаться в направлении изменений. Сатира помогает выявить и осудить социальные пороки, такие как коррупция, неравенство, несправедливость, лицемерие и т.д.
Каждому человеку сатира необходима как инструмент саморазвития и самокритики. Она помогает не только увидеть пороки окружающих, но и осознать свои собственные слабости и недостатки. Благодаря сатире человек становится более внимательным к себе, более требовательным и к своим поступкам, и к своим мыслям. В итоге, сатира способствует нравственному совершенствованию личности.
Таким образом, сатира — это важнейший элемент культуры, который необходим как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Она помогает не только обличать и высмеивать пороки, но и побуждает нас к изменению себя и мира вокруг.
2.
Чем страшно «самодовольное ничтожество»?
«Самодовольное ничтожество» — это выражение, которое описывает людей, живущих в иллюзии собственного совершенства и важности, но на деле не представляющих собой ничего значимого. Это явление опасно как для личности, так и для общества в целом.
Прежде всего, самодовольное ничтожество страшно тем, что такие люди полностью закрыты для самокритики и саморазвития. Они уверены, что уже достигли высших высот, и поэтому не видят смысла в том, чтобы расти дальше, учиться новому или исправлять свои ошибки. Это приводит к застою, деградации личности и, в конечном итоге, к утрате способности трезво оценивать свои действия и мысли.
Для общества самодовольное ничтожество опасно ещё больше. Такие люди, попадая на руководящие позиции, принимают решения, исходя не из реальных нужд и потребностей, а из своей искажённой картины мира. Они не видят и не признают своих ошибок, а следовательно, не могут их исправить. В результате общество погружается в кризис, так как его лидеры не способны к объективной оценке ситуации и к адекватным действиям.
Самодовольное ничтожество также опасно тем, что оно порождает лицемерие и ложные ценности. Такие люди часто скрываются за маской добродетели и мудрости, но в действительности их поступки мотивированы эгоизмом, тщеславием и страхом утратить свой статус. Они поддерживают иллюзию собственного величия, не заботясь о последствиях своих действий для других.
Таким образом, самодовольное ничтожество страшно тем, что ведёт к застою, деградации и разрушению как личности, так и общества. Оно лишает нас способности к самокритике, самосовершенствованию и честному взгляду на действительность, что неизбежно приводит к упадку.
3.
В чём заключается общественная роль писателя-сатирика?
Писатель-сатирик выполняет в обществе важную и ответственную роль — он служит своеобразным «совестью» общества, которая не позволяет людям забыть о морали, справедливости и здравом смысле. С помощью своего острого пера сатирик высмеивает пороки, обличает недостатки и поднимает острые социальные проблемы, которые часто остаются в тени.
Одной из главных задач писателя-сатирика является разоблачение лицемерия, несправедливости, глупости и других пороков, присущих как отдельным людям, так и обществу в целом. Сатира помогает разрушить иллюзии и показать истинное лицо тех, кто скрывается за маской благополучия и благочестия. Писатель-сатирик обнажает противоречия и абсурдность существующего порядка вещей, что стимулирует общество к изменениям и самоанализу.
Кроме того, сатирик выполняет просветительскую функцию. Он помогает людям осознать их собственные ошибки и недостатки, побуждает к самокритике и нравственному совершенствованию. Его произведения учат не только смеяться над пороками, но и задумываться о том, как их исправить. Таким образом, сатира служит важным инструментом воспитания общества, формируя у людей критическое мышление и стремление к справедливости.
Важна также роль писателя-сатирика в поддержании свободы слова и борьбы с цензурой. Сатира всегда была и остаётся одним из самых мощных способов выражения протеста против тирании, подавления и несправедливости. С помощью сатиры писатели могут говорить правду, даже когда другие средства выражения запрещены или ограничены.
Таким образом, общественная роль писателя-сатирика заключается в том, чтобы обличать пороки, воспитывать критическое мышление и стремление к справедливости, поддерживать свободу слова и стимулировать общество к изменениям. Его творчество необходимо для того, чтобы общество не забыло о своих моральных и нравственных обязательствах.
Литература и другие виды искусства
1. Рассмотрите иллюстрации. Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы? Каковы (по вашим наблюдениям) приёмы создания комического, смешного в книжной графике?
Рассматривая иллюстрацию к произведению «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», можно отметить, что художник-иллюстратор очень точно передал атмосферу и образы, созданные Салтыковым-Щедриным. На этой иллюстрации мужик изображен в процессе работы — он ловит кроликов, чтобы обеспечить генералам еду. На заднем плане виден один из генералов, сидящий в тени пальмы, что символизирует его праздность и зависимость от труда мужика.
Представление эпизодов и героев
Глядя на эту иллюстрацию, можно сказать, что образы героев соответствуют описанным в тексте. Мужик изображен как трудолюбивый, выносливый человек, который вынужден выполнять любую работу, чтобы прокормить беспомощных генералов. Генералы же представлены пассивными, праздными, ожидающими, пока за них сделают всё необходимое.
Внимание художников-иллюстраторов
Художник акцентирует внимание на контрасте между трудом мужика и бездельем генералов. Мужик изображен в активной позе, в процессе ловли кроликов, что подчёркивает его неустанную работу и заботу о генералах. Генерал же изображен отдыхающим, что символизирует его беспомощность и паразитизм.
Приёмы создания комического эффекта
1. Гротеск: Художник использует гротеск в изображении фигур. Генерал выглядит крупным, грузным, безвольным, что подчёркивает его пассивность и неспособность к самостоятельным действиям.
2. Контраст: Контраст между активностью мужика и пассивностью генерала создаёт комический эффект. Этот контраст подчёркивает несправедливость и абсурдность ситуации, в которой человек, выполняющий всю работу, остаётся в тени, в то время как генералы пользуются плодами его труда.
3. Детали: Детали, такие как множество кроликов, символизируют обилие ресурсов, которые мужик добывает для генералов. Это делает ситуацию ещё более абсурдной — генералы получают всё готовое, не прикладывая никаких усилий.
Иллюстрация точно передаёт дух и настроение сказки Салтыкова-Щедрина. Она подчеркивает сатирический характер произведения, показывая, как художник использует гротеск и контраст для создания комического эффекта, который усиливает впечатление от текста и помогает читателю глубже понять его смысл.
2. Найдите в ресурсах Интернета (http://gotourl.ru/12161) другие иллюстрации к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовьте устный отзыв о них.
На первой иллюстрации мы видим одного из генералов, стоящего под деревом, на котором висят груши или яблоки. Генерал явно поражён увиденным — его выражение лица передаёт смесь удивления и жадности. Художник намеренно карикатурно изображает фигуру генерала: толстое, грузное тело, выражение лица, которое подчёркивает его невежество и беспомощность. Этот образ подчёркивает паразитизм и бесполезность генерала, который даже не понимает, как ему достаются все блага, и всё же пользуется ими без стеснения.
На второй иллюстрации изображены два генерала, которые с явной настороженностью и жадностью пробуют пищу. Их лица выражают недоумение и, возможно, даже страх — они боятся, что могут быть обмануты, хотя сами ничего не сделали для того, чтобы получить эту еду. В их выражениях можно увидеть всю глупость и ограниченность, которые Салтыков-Щедрин высмеивает в своём произведении. Гротескные, почти комические лица генералов подчёркивают их моральное и интеллектуальное убожество.
Эти иллюстрации великолепно передают сатирический дух "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил". Художник использует гротеск, чтобы подчеркнуть пороки генералов — их лень, жадность и тупость. Важно, что в этих иллюстрациях есть элемент комизма, который создаёт эффект "смеха сквозь слёзы". Они помогают читателю лучше понять, насколько беспомощны и смешны генералы в своих абсурдных попытках выжить за счёт других, что подчёркивает главную идею Салтыкова-Щедрина о порочности и паразитизме высших слоёв общества.
Иллюстрации визуально усиливают восприятие текста, делая сатиру ещё более наглядной и остроумной. В итоге они не только дополняют, но и углубляют понимание произведения, позволяя читателю увидеть ироничный взгляд автора на своих героев.
Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, наполненные острой сатирой и гротеском, вдохновляли многих художников на создание иллюстраций. Среди наиболее известных художников, которые работали над иллюстрациями к его сказкам, можно выделить следующих мастеров:
1. Михаил Таранов
Михаил Таранов — советский художник, известный своими иллюстрациями к произведениям русской классической литературы. В его работах к сказкам Салтыкова-Щедрина можно увидеть чёткие линии, внимание к деталям и умение передать комичность ситуации через гротескные образы. Таранову удавалось через свои иллюстрации показать всю абсурдность и сатиричность произведений, усиливая впечатление от текста.
2. Евгений Муратов
Евгений Муратов — ещё один выдающийся иллюстратор, который внёс значительный вклад в визуализацию сказок Салтыкова-Щедрина. Муратов известен своим мастерством в создании динамичных, эмоционально насыщенных иллюстраций. Его работы полны энергии и иронии, что идеально соответствует духу произведений Щедрина. Через свои образы Муратов часто подчёркивает контраст между глупостью и мудростью, леностью и трудолюбием, что помогает читателю глубже осознать сатирическое содержание сказок.
3. Николай Кузьмин
Николай Кузьмин — советский и российский художник, признанный мастер книжной иллюстрации. Его работы отличаются тонкой иронией и вниманием к психологическим деталям. В иллюстрациях к сказкам Салтыкова-Щедрина Кузьмин передавал не только внешность персонажей, но и их внутреннее состояние, создавая образы, которые вызывают у читателя и смех, и грусть. Кузьмин умело сочетал элементы комического и трагического, что делало его иллюстрации яркими и запоминающимися.
4. Анатолий Каневский
Анатолий Каневский — один из самых известных иллюстраторов советского периода. Его работы для сказок Салтыкова-Щедрина отличаются ярким гротеском и выразительностью. Каневский стремился передать атмосферу произведения через подчёркнуто карикатурные образы персонажей, что делало его иллюстрации мощным инструментом сатиры. В его работах видно, как абсурдность ситуаций, описанных Щедриным, приобретает ещё большее значение благодаря ярким, почти сюрреалистическим изображениям.
Иллюстрации Михаила Таранова, Евгения Муратова, Николая Кузьмина и Анатолия Каневского стали важной частью восприятия сказок Салтыкова-Щедрина. Каждый из этих художников привнёс в визуализацию произведений своё видение, свою уникальную манеру, но всех их объединяет умение передать глубокий сатирический смысл, заложенный в текстах. Их иллюстрации не только дополняют сказки, но и помогают читателям глубже понять и прочувствовать критику и сарказм, вложенные автором в его произведения.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением