Ответы на вопросы на стр.249 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанномПодумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился? Нужен ли нам...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
Подумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился? Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?
Произведения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, написанные более века назад, продолжают оставаться актуальными и значимыми в наше время. Вопрос о том, приносили ли они пользу и нужны ли они сегодня, заслуживает глубокого размышления.
Актуальность и польза произведений Салтыкова-Щедрина:
Щедрин был не просто писателем, он был социальным критиком, который с острым чувством справедливости и необычайной проницательностью обнажал пороки и недостатки общества своего времени. Он использовал сатиру как оружие против глупости, самодовольства, лицемерия и несправедливости. Его произведения, такие как "Господа Головлёвы", "История одного города", "Сказки", вскрывают проблемы, которые, к сожалению, остаются актуальными и сегодня: злоупотребление властью, социальное неравенство, деградация нравов.
Произведения Салтыкова-Щедрина, безусловно, приносили пользу в его время. Они помогали людям увидеть реальность без прикрас, пробуждали в них гражданское сознание и чувство ответственности. Его сатира была не просто критикой, а призывом к действию, к изменению жизни, к борьбе с социальными пороками. Именно поэтому власть имущие так боялись его произведений, и поэтому прогрессивные читатели так ценили его творчество.
Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?
Сегодняшний мир, несмотря на весь прогресс, всё ещё сталкивается с проблемами, которые описывал Салтыков-Щедрин: коррумпированность власти, социальное неравенство, лицемерие и безразличие. Его произведения напоминают нам о важности борьбы за справедливость и нравственность. Чтение Салтыкова-Щедрина учит нас критически смотреть на действительность, не быть равнодушными к несправедливости, развивает чувство социальной ответственности.
Щедрин не только обличал пороки, но и стремился пробудить в своих современниках мужество и гражданское достоинство. Эти качества важны и сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами, требующими активной гражданской позиции.
Заключение:
Таким образом, труд Салтыкова-Щедрина не был напрасным. Его произведения продолжают жить, потому что они затрагивают фундаментальные проблемы общества, которые остаются актуальными и сегодня. Салтыков-Щедрин нужен нам для того, чтобы помнить, что смех может быть оружием в борьбе за справедливость, и что важно не только видеть пороки, но и иметь мужество противостоять им. Его наследие продолжает служить важным уроком для будущих поколений, напоминая нам о том, что только активная гражданская позиция и стремление к правде могут изменить мир к лучшему.
Творческое задание
Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно «самодовольное ничтожество»? В чём заключается общественная роль писателя-сатирика? Напишите сочинение-рассуждение на одну из этих тем.
1.
Нужна ли сатира обществу и каждому человеку?
Сатира — это мощный инструмент, который помогает обществу осознать свои пороки и недостатки. Сатирические произведения высмеивают и обличают то, что в обычной жизни часто остаётся незамеченным или игнорируется. Благодаря сатире мы видим реальность с другой, более критической стороны, что позволяет нам не только смеяться над нелепыми ситуациями, но и задумываться о том, как их исправить.
Обществу сатира нужна для того, чтобы не допустить застой и моральное разложение. Она служит своеобразным зеркалом, в котором отражаются все недостатки социального устройства. Благодаря сатирикам общество может осознать свои ошибки, проанализировать их и начать двигаться в направлении изменений. Сатира помогает выявить и осудить социальные пороки, такие как коррупция, неравенство, несправедливость, лицемерие и т.д.
Каждому человеку сатира необходима как инструмент саморазвития и самокритики. Она помогает не только увидеть пороки окружающих, но и осознать свои собственные слабости и недостатки. Благодаря сатире человек становится более внимательным к себе, более требовательным и к своим поступкам, и к своим мыслям. В итоге, сатира способствует нравственному совершенствованию личности.
Таким образом, сатира — это важнейший элемент культуры, который необходим как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Она помогает не только обличать и высмеивать пороки, но и побуждает нас к изменению себя и мира вокруг.
2.
Чем страшно «самодовольное ничтожество»?
«Самодовольное ничтожество» — это выражение, которое описывает людей, живущих в иллюзии собственного совершенства и важности, но на деле не представляющих собой ничего значимого. Это явление опасно как для личности, так и для общества в целом.
Прежде всего, самодовольное ничтожество страшно тем, что такие люди полностью закрыты для самокритики и саморазвития. Они уверены, что уже достигли высших высот, и поэтому не видят смысла в том, чтобы расти дальше, учиться новому или исправлять свои ошибки. Это приводит к застою, деградации личности и, в конечном итоге, к утрате способности трезво оценивать свои действия и мысли.
Для общества самодовольное ничтожество опасно ещё больше. Такие люди, попадая на руководящие позиции, принимают решения, исходя не из реальных нужд и потребностей, а из своей искажённой картины мира. Они не видят и не признают своих ошибок, а следовательно, не могут их исправить. В результате общество погружается в кризис, так как его лидеры не способны к объективной оценке ситуации и к адекватным действиям.
Самодовольное ничтожество также опасно тем, что оно порождает лицемерие и ложные ценности. Такие люди часто скрываются за маской добродетели и мудрости, но в действительности их поступки мотивированы эгоизмом, тщеславием и страхом утратить свой статус. Они поддерживают иллюзию собственного величия, не заботясь о последствиях своих действий для других.
Таким образом, самодовольное ничтожество страшно тем, что ведёт к застою, деградации и разрушению как личности, так и общества. Оно лишает нас способности к самокритике, самосовершенствованию и честному взгляду на действительность, что неизбежно приводит к упадку.
3.
В чём заключается общественная роль писателя-сатирика?
Писатель-сатирик выполняет в обществе важную и ответственную роль — он служит своеобразным «совестью» общества, которая не позволяет людям забыть о морали, справедливости и здравом смысле. С помощью своего острого пера сатирик высмеивает пороки, обличает недостатки и поднимает острые социальные проблемы, которые часто остаются в тени.
Одной из главных задач писателя-сатирика является разоблачение лицемерия, несправедливости, глупости и других пороков, присущих как отдельным людям, так и обществу в целом. Сатира помогает разрушить иллюзии и показать истинное лицо тех, кто скрывается за маской благополучия и благочестия. Писатель-сатирик обнажает противоречия и абсурдность существующего порядка вещей, что стимулирует общество к изменениям и самоанализу.
Кроме того, сатирик выполняет просветительскую функцию. Он помогает людям осознать их собственные ошибки и недостатки, побуждает к самокритике и нравственному совершенствованию. Его произведения учат не только смеяться над пороками, но и задумываться о том, как их исправить. Таким образом, сатира служит важным инструментом воспитания общества, формируя у людей критическое мышление и стремление к справедливости.
Важна также роль писателя-сатирика в поддержании свободы слова и борьбы с цензурой. Сатира всегда была и остаётся одним из самых мощных способов выражения протеста против тирании, подавления и несправедливости. С помощью сатиры писатели могут говорить правду, даже когда другие средства выражения запрещены или ограничены.
Таким образом, общественная роль писателя-сатирика заключается в том, чтобы обличать пороки, воспитывать критическое мышление и стремление к справедливости, поддерживать свободу слова и стимулировать общество к изменениям. Его творчество необходимо для того, чтобы общество не забыло о своих моральных и нравственных обязательствах.
Литература и другие виды искусства
1. Рассмотрите иллюстрации. Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы? Каковы (по вашим наблюдениям) приёмы создания комического, смешного в книжной графике?
Рассматривая иллюстрацию к произведению «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», можно отметить, что художник-иллюстратор очень точно передал атмосферу и образы, созданные Салтыковым-Щедриным. На этой иллюстрации мужик изображен в процессе работы — он ловит кроликов, чтобы обеспечить генералам еду. На заднем плане виден один из генералов, сидящий в тени пальмы, что символизирует его праздность и зависимость от труда мужика.
Представление эпизодов и героев
Глядя на эту иллюстрацию, можно сказать, что образы героев соответствуют описанным в тексте. Мужик изображен как трудолюбивый, выносливый человек, который вынужден выполнять любую работу, чтобы прокормить беспомощных генералов. Генералы же представлены пассивными, праздными, ожидающими, пока за них сделают всё необходимое.
Внимание художников-иллюстраторов
Художник акцентирует внимание на контрасте между трудом мужика и бездельем генералов. Мужик изображен в активной позе, в процессе ловли кроликов, что подчёркивает его неустанную работу и заботу о генералах. Генерал же изображен отдыхающим, что символизирует его беспомощность и паразитизм.
Приёмы создания комического эффекта
1. Гротеск: Художник использует гротеск в изображении фигур. Генерал выглядит крупным, грузным, безвольным, что подчёркивает его пассивность и неспособность к самостоятельным действиям.
2. Контраст: Контраст между активностью мужика и пассивностью генерала создаёт комический эффект. Этот контраст подчёркивает несправедливость и абсурдность ситуации, в которой человек, выполняющий всю работу, остаётся в тени, в то время как генералы пользуются плодами его труда.
3. Детали: Детали, такие как множество кроликов, символизируют обилие ресурсов, которые мужик добывает для генералов. Это делает ситуацию ещё более абсурдной — генералы получают всё готовое, не прикладывая никаких усилий.
Иллюстрация точно передаёт дух и настроение сказки Салтыкова-Щедрина. Она подчеркивает сатирический характер произведения, показывая, как художник использует гротеск и контраст для создания комического эффекта, который усиливает впечатление от текста и помогает читателю глубже понять его смысл.
2. Найдите в ресурсах Интернета (http://gotourl.ru/12161) другие иллюстрации к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовьте устный отзыв о них.
На первой иллюстрации мы видим одного из генералов, стоящего под деревом, на котором висят груши или яблоки. Генерал явно поражён увиденным — его выражение лица передаёт смесь удивления и жадности. Художник намеренно карикатурно изображает фигуру генерала: толстое, грузное тело, выражение лица, которое подчёркивает его невежество и беспомощность. Этот образ подчёркивает паразитизм и бесполезность генерала, который даже не понимает, как ему достаются все блага, и всё же пользуется ими без стеснения.
На второй иллюстрации изображены два генерала, которые с явной настороженностью и жадностью пробуют пищу. Их лица выражают недоумение и, возможно, даже страх — они боятся, что могут быть обмануты, хотя сами ничего не сделали для того, чтобы получить эту еду. В их выражениях можно увидеть всю глупость и ограниченность, которые Салтыков-Щедрин высмеивает в своём произведении. Гротескные, почти комические лица генералов подчёркивают их моральное и интеллектуальное убожество.
Эти иллюстрации великолепно передают сатирический дух "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил". Художник использует гротеск, чтобы подчеркнуть пороки генералов — их лень, жадность и тупость. Важно, что в этих иллюстрациях есть элемент комизма, который создаёт эффект "смеха сквозь слёзы". Они помогают читателю лучше понять, насколько беспомощны и смешны генералы в своих абсурдных попытках выжить за счёт других, что подчёркивает главную идею Салтыкова-Щедрина о порочности и паразитизме высших слоёв общества.
Иллюстрации визуально усиливают восприятие текста, делая сатиру ещё более наглядной и остроумной. В итоге они не только дополняют, но и углубляют понимание произведения, позволяя читателю увидеть ироничный взгляд автора на своих героев.
Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, наполненные острой сатирой и гротеском, вдохновляли многих художников на создание иллюстраций. Среди наиболее известных художников, которые работали над иллюстрациями к его сказкам, можно выделить следующих мастеров:
1. Михаил Таранов
Михаил Таранов — советский художник, известный своими иллюстрациями к произведениям русской классической литературы. В его работах к сказкам Салтыкова-Щедрина можно увидеть чёткие линии, внимание к деталям и умение передать комичность ситуации через гротескные образы. Таранову удавалось через свои иллюстрации показать всю абсурдность и сатиричность произведений, усиливая впечатление от текста.
2. Евгений Муратов
Евгений Муратов — ещё один выдающийся иллюстратор, который внёс значительный вклад в визуализацию сказок Салтыкова-Щедрина. Муратов известен своим мастерством в создании динамичных, эмоционально насыщенных иллюстраций. Его работы полны энергии и иронии, что идеально соответствует духу произведений Щедрина. Через свои образы Муратов часто подчёркивает контраст между глупостью и мудростью, леностью и трудолюбием, что помогает читателю глубже осознать сатирическое содержание сказок.
3. Николай Кузьмин
Николай Кузьмин — советский и российский художник, признанный мастер книжной иллюстрации. Его работы отличаются тонкой иронией и вниманием к психологическим деталям. В иллюстрациях к сказкам Салтыкова-Щедрина Кузьмин передавал не только внешность персонажей, но и их внутреннее состояние, создавая образы, которые вызывают у читателя и смех, и грусть. Кузьмин умело сочетал элементы комического и трагического, что делало его иллюстрации яркими и запоминающимися.
4. Анатолий Каневский
Анатолий Каневский — один из самых известных иллюстраторов советского периода. Его работы для сказок Салтыкова-Щедрина отличаются ярким гротеском и выразительностью. Каневский стремился передать атмосферу произведения через подчёркнуто карикатурные образы персонажей, что делало его иллюстрации мощным инструментом сатиры. В его работах видно, как абсурдность ситуаций, описанных Щедриным, приобретает ещё большее значение благодаря ярким, почти сюрреалистическим изображениям.
Иллюстрации Михаила Таранова, Евгения Муратова, Николая Кузьмина и Анатолия Каневского стали важной частью восприятия сказок Салтыкова-Щедрина. Каждый из этих художников привнёс в визуализацию произведений своё видение, свою уникальную манеру, но всех их объединяет умение передать глубокий сатирический смысл, заложенный в текстах. Их иллюстрации не только дополняют сказки, но и помогают читателям глубже понять и прочувствовать критику и сарказм, вложенные автором в его произведения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением