Ответы на вопросы на стр.247-248 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Вы впервые читали сказки Салтыкова-Щедрина. До этого вам были известны народные сказки различных стран мира, авторские (Пушкина, Андерсена и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Вы впервые читали сказки Салтыкова-Щедрина. До этого вам были известны народные сказки различных стран мира, авторские (Пушкина, Андерсена и др.). Назовите их. Кто их герои? Чем отличаются сказки Щедрина? Как назвал писатель возраст, для которого они предназначены? Как это понимать? Сумели ли вы разобраться в деталях прочитанного? Против чего и против кого эти сказки направлены, какие человеческие пороки высмеивают?
Народные сказки:
• Русские народные сказки: "Колобок", "Иван-царевич и Серый Волк", "Морозко".
• Немецкие сказки братьев Гримм: "Белоснежка", "Красная Шапочка", "Гензель и Гретель".
• Арабские сказки из "Тысячи и одной ночи": "Аладдин и волшебная лампа", "Синдбад-мореход".
Авторские сказки:
• Александр Пушкин: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке".
• Ганс Христиан Андерсен: "Снежная королева", "Дюймовочка", "Гадкий утёнок".
• Шарль Перро: "Золушка", "Спящая красавица", "Кот в сапогах".
Герои этих сказок:
Героями народных и авторских сказок часто становятся доблестные рыцари, принцы и принцессы, бедняки, попадающие в чудесные обстоятельства, добрые и злые волшебные существа. Эти персонажи проходят через испытания, встречают препятствия, но в конечном итоге, как правило, побеждают зло и достигают справедливости.
Отличия сказок Салтыкова-Щедрина:
Сказки Салтыкова-Щедрина резко отличаются от традиционных народных и авторских сказок. Их герои — это представители различных слоёв общества, как правило, аристократы, бюрократы, помещики и крестьяне. Эти персонажи часто являются воплощением человеческих пороков, таких как глупость, лень, жадность, высокомерие.
Возраст, для которого предназначены сказки:
Салтыков-Щедрин назвал свои произведения «Сказками для детей изрядного возраста». Под «изрядным возрастом» он имел в виду взрослых, которые уже обладают жизненным опытом и могут понять глубокий и сатирический смысл его сказок. Эти произведения не предназначены для наивных детских глаз — они требуют от читателя способности к критическому мышлению и пониманию скрытых социальных комментариев.
Понимание и детали:
Сказки Салтыкова-Щедрина требуют внимательного чтения и осмысления. В каждой из них заложены многослойные смыслы, которые раскрываются по мере того, как читатель углубляется в детали и подтексты. Эти сказки направлены против социальных пороков, таких как бюрократическая глупость, паразитизм аристократии, эксплуатация трудящихся и моральное разложение высших слоёв общества.
Против чего и против кого направлены сказки:
Сказки Салтыкова-Щедрина направлены против представителей привилегированных классов, которые живут за счёт чужого труда, не принося никакой пользы обществу. Они высмеивают человеческие пороки, такие как:
• Глупость и самодовольство (например, в сказке "Дикий помещик").
• Паразитизм и безделье (как в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил").
• Жадность и алчность.
• Социальное лицемерие и несправедливость.
Эти сказки обнажают недостатки общества, предлагая читателю задуматься над его пороками и необходимостью социальных изменений.
2. Встречается ли в тексте гипербола, гротеск? Какова их роль? Что в сказке фантастического и вполне реального?
В сказке Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" активно используются такие литературные приёмы, как гипербола и гротеск, которые играют ключевую роль в создании сатирического эффекта и раскрытии глубинного смысла произведения.
Гипербола:
Гипербола — это преувеличение, которое Салтыков-Щедрин использует для усиления комического и сатирического эффекта. В "Диком помещике" гипербола проявляется в преувеличении реакций и поступков главного героя. Например, помещик настолько ненавидит своих крестьян, что мечтает полностью избавиться от них, считая, что они мешают ему наслаждаться жизнью. Это преувеличенное желание становится ключевым моментом в сюжете и служит для подчёркивания абсурдности и иррациональности взглядов помещика.
Гипербола также проявляется в описании дичания помещика, который, лишившись крестьян, начинает буквально превращаться в дикого зверя. Этот процесс описан с таким преувеличением, что помещик теряет все человеческие черты, зарастает шерстью, передвигается на четвереньках и утрачивает способность говорить. Такое преувеличение подчёркивает полный крах героя как представителя высшего сословия и показывает его зависимость от тех, кого он презирал.
Гротеск:
Гротеск — это художественный приём, который сочетает в себе реальное и фантастическое, деформируя и искажая действительность до предела. В "Диком помещике" гротеск проявляется в изображении превращения человека в дикого зверя. Этот процесс представлен как физическое и моральное падение, доходящее до полного абсурда. Гротескное изображение помещика, который буквально дичает, служит для подчёркивания того, что его деградация — это не просто метафора, а вполне реальное следствие его образа жизни и мировоззрения.
Гротеск также выражается в ситуациях, когда помещик, ставший дикарём, пугает окрестных жителей, и власти вынуждены принимать меры, чтобы вернуть его к человеческому облику. Эти сцены абсурдны и комичны, но в то же время глубоко символичны — они иллюстрируют полный разрыв между социальным статусом помещика и его реальной способностью управлять своими владениями и поддерживать порядок.
Фантастическое и реальное в сказке:
Фантастическое в сказке — это, конечно же, превращение человека в дикого зверя. Этот процесс физической деградации помещика до состояния животного является аллегорией, символизирующей моральное и интеллектуальное падение, вызванное оторванностью от труда и реальной жизни. Также фантастическим является внезапное исчезновение всех крестьян из его владений по воле Бога, что превращает его мечты в реальность, но с трагическими последствиями.
Реальное в сказке — это социальная критика, направленная на разоблачение пороков дворянства. Оторванность помещика от реальности, его презрение к крестьянам, абсолютная беспомощность перед жизненными трудностями — всё это черты, которые отражают реальные проблемы русского общества того времени. Салтыков-Щедрин показывает, как такие люди, лишённые понимания реальной жизни и полагающиеся на труд других, деградируют и становятся неспособными выжить в условиях, когда они оказываются наедине с собой.
Роль гиперболы и гротеска:
Гипербола и гротеск играют важную роль в усилении сатирического эффекта сказки. Эти приёмы помогают автору не только высмеять пороки общества, но и довести их до абсурда, делая их очевидными и неоспоримыми. Гипербола подчеркивает крайность и иррациональность взглядов и поступков героя, а гротеск делает его деградацию не просто комичной, но и трагической, подчёркивая, что такое поведение неизбежно приводит к катастрофе. Эти приёмы позволяют Салтыкову-Щедрину глубже раскрыть тему социальной несправедливости и морального разложения в условиях паразитического существования.
3. Какие жанры народного творчества использовал Щедрин? Какие приметы фольклора встречаются в сказках писателя?
Найдите в тексте сказок выражения, которые сближают щедринские сказки с народными и в то же время имеют совершенно особый смысл, несут с собой определённый подтекст.
В чём же сходство и в чём своеобразие, присущее сатире Щедрина?
Какие средства помогают Щедрину вызвать смех сквозь слёзы? Почему хочется смеяться, читая щедринские сказки, и одновременно думать о том, как грустна Россия?
Жанры народного творчества, использованные Салтыковым-Щедриным
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин активно использовал элементы различных жанров народного творчества в своих сказках. В частности:
1. Бытовые сказки: Эти сказки описывают повседневную жизнь, но часто содержат сатирические элементы, направленные на критику социальных пороков.
2. Сказки о животных: В таких сказках часто присутствуют антропоморфные животные, которые ведут себя как люди, что позволяет автору метафорически говорить о человеческих недостатках.
3. Пословицы и поговорки: Салтыков-Щедрин использует их для усиления народного колорита своих произведений и для краткого, но ёмкого выражения основной идеи.
Приметы фольклора в сказках Щедрина:
1. Фольклорные мотивы: Салтыков-Щедрин часто включает в свои сказки мотивы, типичные для русского фольклора, такие как простота, народная мудрость, образы деревенских жителей и помещиков.
2. Народный язык: Язык его сказок наполнен народными выражениями, диалектизмами и крылатыми фразами, что делает его произведения близкими и понятными простому читателю.
Выражения, сближающие щедринские сказки с народными
Некоторые выражения в сказках Салтыкова-Щедрина напоминают традиционные фольклорные формулы, но несут в себе более глубокий и сатирический смысл.
• "Мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало" — это выражение, взятое из фольклора, обозначает несбывшиеся надежды или упущенные возможности. У Салтыкова-Щедрина оно используется с иронией, чтобы показать, как персонажи, имея всё на поверхности, не могут извлечь из этого никакой пользы.
• "Да только в сказке бывает, а в жизни не случается" — эта фраза также заимствована из фольклора, но у Щедрина она приобретает трагический оттенок, показывая контраст между сказочной иллюзией и суровой реальностью.
Сходство и своеобразие сатиры Щедрина
Сходство с фольклором:
• Использование народного языка: Щедрин использует простые и понятные выражения, что делает его сказки похожими на народные.
• Образы и мотивы: Щедрин заимствует привычные для народных сказок образы, такие как бедный крестьянин и жадный помещик.
Своеобразие сатиры:
• Глубокий социальный подтекст: В отличие от традиционных сказок, которые часто имеют моральный урок, сказки Щедрина содержат глубокую социальную критику.
• Гротеск и абсурд: Эти приёмы делают сатиру Щедрина уникальной. Он доводит ситуации до абсурда, чтобы обнажить социальные пороки.
Средства, вызывающие «смех сквозь слезы»
1. Ирония и сарказм: Щедрин мастерски использует иронию, чтобы создать комические ситуации, которые одновременно вызывают смех и заставляют задуматься о серьёзных проблемах.
2. Гротеск: Ситуации, доведённые до абсурда, одновременно комичны и трагичны, что создаёт ощущение "смеха сквозь слёзы".
3. Контраст: Щедрин часто использует контраст между возвышенным и низменным, между ожиданиями и реальностью, что также вызывает смешанные чувства у читателя.
Почему хочется смеяться и грустить одновременно
Щедринские сказки полны абсурдных, комических ситуаций, которые на первый взгляд вызывают смех. Но этот смех сопровождается осознанием того, насколько трагичны и несправедливы изображаемые ситуации. Читатель смеётся над глупостью и пороками персонажей, но в то же время понимает, что эти пороки — отражение реальной жизни, в которой, несмотря на все абсурдные нелепости, страдают реальные люди. Этот контраст между комическим и трагическим заставляет задуматься о том, как грустна Россия, и о том, как её проблемы отображаются в сказках Щедрина.
4. Литературоведение утверждает, что сказки Щедрина обращены в настоящее, в них рядом фантастическое и приметы обычного «несказочного времени». Согласны ли вы с таким утверждением и каким примером могли бы подтвердить эту мысль?
Да, я согласен с утверждением литературоведов, что сказки Салтыкова-Щедрина обращены в настоящее, и в них органично сочетаются элементы фантастического с приметами обычного, «несказочного времени». В этих произведениях Салтыков-Щедрин использует сказочную форму для того, чтобы с сатирической остротой и метафорической глубиной говорить о социальных проблемах своего времени. Фантастические элементы помогают усилить критический взгляд на реальность, делая её пороки более очевидными и ощутимыми для читателя.
Пример из сказки «Дикий помещик»
В этой сказке основная идея и сюжет строятся на фантастическом допущении — внезапном исчезновении всех крестьян из владений помещика по воле Бога. Помещик, радующийся избавлению от тех, кого он считал обузой, вскоре сталкивается с реальными последствиями своего желания. В отсутствие крестьян, которые обеспечивали его благополучие, он не только не может сохранить своё имение, но и сам деградирует до состояния дикого зверя.
Сама идея, что крестьяне могут внезапно исчезнуть, — это фантастический элемент, который явно не принадлежит реальной жизни. Однако помещик, как типичный представитель дворянства своего времени, его ненависть к крестьянам и его неспособность жить без их труда — это реальные приметы «несказочного времени». Щедрин использует фантастику, чтобы подчеркнуть абсурдность и трагичность реальной жизни, где привилегированные слои общества паразитируют на труде простых людей, не осознавая своей зависимости от них.
Заключение
Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина действительно обращены к настоящему, к реальности, и их сила заключается в том, как фантастическое в них переплетается с обычным, реальным временем. Это сочетание позволяет автору с помощью сатиры и гротеска не только развлекать, но и заставлять задуматься о важных социальных проблемах, которые остаются актуальными и сегодня.
Совершенствуем свою речь
Подготовьте художественный пересказ щедринской сказки или выразительное чтение текста, подчеркнув иронию автора.
Жил-был в одной губернии помещик — человек важный, знатный, да только терпеть не мог он своих крестьян. Казалось ему, что мешают они ему жить, портят воздух своим дыханием, топчут его землю, да и вообще без них бы на свете было куда лучше. И вот мечтал помещик день и ночь, чтобы исчезли крестьяне раз и навсегда.
И случилось чудо — услышаны были его молитвы. Бог решил исполнить желание помещика и убрал всех крестьян из его владений. Обрадовался помещик: "Вот оно, счастье-то! Теперь я один — ни забот, ни хлопот, тишь да благодать!" Но радость его, как оказалось, была недолгой.
Прошло несколько дней, и почувствовал помещик, что что-то не так. Поля заросли бурьяном, дом покрылся пылью, еда в кладовой закончилась. "А где же слуги?" — подумал помещик, но, увы, слуг-то больше нет, крестьяне все исчезли. И начал он сам себе еду искать. Да только беда: не умел помещик ни пахать, ни сеять, ни готовить. Голод одолел его, и вот однажды, когда совсем уж невмоготу стало, начал помещик звереть.
Сначала он только злился и кричал, что всё это из-за лени крестьян, потом начал на четвереньках ходить, а вскоре и вовсе стал на зверя похож. Зарастает шерстью, рычит, и всё человеческое в нём исчезает. Так и жил он в своём огромном имении, но уже не как человек, а как дикий зверь. А когда по лесам начал бродить, людей пугать — те и вовсе прозвали его "Диким помещиком".
Дошли слухи о его дичании до губернских властей. И что делать? Решили вернуть крестьян. Вернулись они, взялись за работу, и стали понемногу приводить помещика в порядок. Только прежним он уже не стал — хоть и одет теперь в бархат, да ведёт себя всё равно как зверь, слова сказать не может, только рычит да злобно поглядывает.
Так вот ирония судьбы: мечтал помещик избавиться от крестьян, а без них сам превратился в дикого зверя. Салтыков-Щедрин с тонкой насмешкой показывает, как легко высокомерие и глупость могут довести до полной деградации, если потерять связь с трудом и реальной жизнью.
Тут и сказке конец, а вывод каждый пусть сделает сам: нельзя жить, отвернувшись от людей, и думать, что это принесёт счастье.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением