Ответы на вопросы на стр.240 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение ФонохрестоматияСЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕМ. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»1. Генералы по характеру службы и образу...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. Генералы по характеру службы и образу жизни так похожи, что отличить их друг от друга, казалось бы, невозможно, но актёр старается придать каждому из них хоть какую-нибудь индивидуальность. Как это удаётся сделать актёру? Как вы думаете, зачем это было необходимо сделать актёру, читающему текст сказки слушателям?
В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" актёр, чтобы улучшить восприятие текста и передать его смысл, изменяет голос для каждого персонажа. Один из генералов говорит высоким голосом и быстро произносит слова, а другой — низким и более спокойно, медленно. Благодаря этому мы лучше понимаем их диалоги, чётко различая и представляя двух разных персонажей.
2. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт состояние генералов во время громкой читки «Московских ведомостей»?
В момент "Повести...", где генералы читают газету с описанием званых обедов и других кулинарных новостей, актёр передаёт их состояние с исключительной выразительностью. Он использует торжественную интонацию, подчёркивая важность для генералов, и одновременно вставляет жалкие восклицания, которые раскрывают их голод и отчаяние.
3. Как преображается речь генералов, её тон, эмоциональная окрашенность, когда они, найдя мужика, начинают его отчитывать?
В "Повести…" генералы, найдя мужика, моментально снова становятся представителями власти и высоких чинов, забывая о своём недавнем голоде и беспомощности. Они начинают ругать мужика за лень, выражая своё негодование громкой, эмоциональной и грубой речью.
4. Сопоставьте «философские» разговоры голодных генералов с их рассуждениями после того, как мужик их накормил. Как актёр передаёт разницу в состоянии генералов во время голодного бедствования и в период сытого благополучия?
Генералы в "Повести…" будучи голодными, не могли связать двух слов; любая тема неизбежно переходила на разговоры о еде, и мыслить о чем-то возвышенном им не удавалось. Их попытки обсуждать философские вопросы выглядели смешно и жалко. Однако после того, как мужик их накормил, они быстро возвращаются к привычной роли, и, насытившись, охотно обсуждают библейские легенды и другие «высокие» темы. Несмотря на это, их речи по-прежнему не блещут остроумием. Актёр передаёт разницу в состоянии генералов, меняя интонацию: во время голодного бедствования их речь звучит слабой, сбивчивой и жалкой, а в период сытого благополучия — более уверенной, громкой, но всё так же лишённой настоящей глубины и содержания.
5. Какие глубинные мысли и чувства скрыты в, казалось бы, бесстрастном произнесении актёром слов: «Сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик всё гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками»?
В, казалось бы, бесстрастном произнесении актёром слов «Сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками» скрыты глубинные мысли и чувства, отражающие острое осуждение социальной несправедливости и горечь по поводу эксплуатации простого народа.
Актёр, произнося эти слова с кажущимся равнодушием, на самом деле передаёт скрытую иронию и сарказм. Это бесстрастное интонирование подчёркивает абсурдность ситуации, где трудолюбивый и самоотверженный мужик, который фактически спас генералов от голодной смерти, оказывается обвинён в тунеядстве самими генералами. Эта фраза также вызывает у слушателя ощущение горечи и сочувствия к мужику, который, несмотря на несправедливость и оскорбления, продолжает безропотно выполнять свою работу.
Таким образом, за внешней бесстрастностью актёра скрывается глубокий слой критики: он подчёркивает, насколько несправедлива и лицемерна система, в которой те, кто действительно трудится, подвергаются несправедливым обвинениям и эксплуатации. Это бесстрастие усиливает сатирический эффект, заставляя слушателя задуматься о социальной несправедливости и угнетении.
6. Подготовьте выразительное чтение сказки, постарайтесь при этом передать иронию автора, помня, что ирония — это скрытая насмешка.
Вот рекомендации к чтению «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
1. Начните с лёгкой, спокойной интонации: В начале используйте мягкий, почти сказочный тон, чтобы создать ощущение обычного рассказа. Это поможет создать контраст с последующим сатирическим содержанием.
2. Используйте ироничный и насмешливый тон: Постепенно вводите лёгкую иронию, особенно в описаниях беспомощности генералов. При этом сохраняйте видимую серьёзность, подчёркивая абсурдность ситуаций.
3. Разные голоса для персонажей: Придумайте различия в голосах генералов — один может говорить высоким и торопливым тоном, другой — более низким и размеренным. Это поможет слушателям лучше различать персонажей и почувствовать их индивидуальность.
4. Подчёркивайте абсурдность ситуаций: В описаниях того, как мужик исполняет приказы генералов и решает все их проблемы, используйте слегка преувеличенные интонации, чтобы акцентировать комизм и нелепость происходящего.
5. Передавайте скрытую насмешку: В критических моментах, например, когда генералы ругают мужика за лень, несмотря на его самоотверженность, читайте с подчёркнутой серьёзностью, что усилит эффект скрытой насмешки.
6. Используйте контраст: При переходе от голодного состояния генералов к их сытому благополучию измените интонацию на более уверенную и властную, чтобы показать их перемену в настроении.
7. Завершите чтение с оттенком горечи: В финале, когда генералы возвращаются домой, а мужик остаётся без благодарности, используйте грустный, но ироничный тон, чтобы подчеркнуть несправедливость и лицемерие ситуации.
Эти рекомендации помогут вам передать иронию и скрытую насмешку Салтыкова-Щедрина, сделав чтение выразительным и эмоционально насыщенным.
Читаем самостоятельно
Прочитайте самостоятельно ещё одну сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина — «Дикий помещик». Подумайте, к каким сказкам можно её отнести — юмористическим или сатирическим.
Сказку "Дикий помещик" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина можно отнести к сатирическим сказкам. Хотя в ней присутствуют элементы юмора, основной целью произведения является не просто развлечение, а критика социальных пороков и высмеивание определённых человеческих качеств, таких как глупость, самодурство и оторванность от реальности.
Почему это сатирическая сказка:
1. Обличение пороков: В центре сюжета находится помещик, который становится символом праздного и бесполезного существования дворянства. Его превращение в дикого зверя — это сатирическая аллегория деградации человека, оторванного от реальной жизни и труда.
2. Социальная критика: Салтыков-Щедрин использует гротеск и гиперболу, чтобы высмеять пороки дворянского сословия и подчеркнуть зависимость привилегированных слоёв общества от труда простых людей. Эта критика составляет основное содержание произведения и делает его сатирическим.
3. Ирония и гротеск: Сказка наполнена иронией и гротеском, которые характерны для сатиры. Описывая, как помещик, избавившись от крестьян, сам превращается в дикого зверя, автор обнажает нелепость его стремлений и показывает, к чему приводит утрата связи с реальной жизнью.
Заключение:
Хотя в "Диком помещике" есть юмористические элементы, такие как нелепые ситуации и гротескные образы, основной акцент сделан на сатирическом разоблачении человеческих пороков и социальных проблем. Поэтому эту сказку следует считать сатирической.
Объясните название сказки и скажите, встречаются ли в ней такие литературные приёмы, как гипербола или гротеск. Если да, то с какой целью вводит их автор? Приведите пример.
Название сказки «Дикий помещик» отражает ключевой образ произведения — помещика, который в результате своих действий и заблуждений буквально становится диким. Этот процесс "дичания" помещика, который изначально был человеком, привыкшим к роскоши и праздности, символизирует его моральное и интеллектуальное падение. Название подчеркивает результат его изоляции от общества и отказа от трудовой деятельности. Помещик, лишившись крестьян, на которых держалось его благополучие, превращается в дикого зверя. Таким образом, название олицетворяет деградацию человека, который, отвернувшись от реальной жизни и труда, теряет человеческий облик и разум.
Литературные приемы: гипербола и гротеск
В сказке действительно встречаются такие литературные приёмы, как гипербола и гротеск.
1. Гипербола:
o Гипербола в сказке используется для преувеличения некоторых черт характера помещика и абсурдности его положения. Например, его ненависть к крестьянам настолько гиперболизирована, что он готов избавиться от всех людей в своих владениях, чтобы наслаждаться полной тишиной и покоем. Его превращение в дикого зверя также является гиперболой — в реальной жизни человек не может настолько деградировать физически и морально за столь короткое время.
Цель: Автор использует гиперболу, чтобы подчеркнуть абсурдность желаний и мировоззрения помещика, обострить сатиру и усилить критику социальных пороков. Преувеличение помогает сделать пороки и недостатки более очевидными и нелепыми, что усиливает комический и сатирический эффект.
2. Гротеск:
o Гротеск в сказке проявляется в изображении самого процесса «дичания» помещика. Он начинает вести себя как животное, утрачивает человеческие черты, зарастает шерстью, ходит на четвереньках и теряет способность говорить. Это сочетание реального и фантастического, а также искажение нормального восприятия мира создают гротескный эффект.
Цель: Гротеск используется автором для того, чтобы показать крайнюю степень деградации, к которой приводит праздность и оторванность от реальности. Он помогает выразить идею о том, что человек, лишённый смысла жизни и труда, утрачивает свою человеческую сущность и превращается в существо, недостойное звания человека.
Заключение:
Название сказки «Дикий помещик» олицетворяет процесс моральной и физической деградации главного героя, который из-за своей оторванности от реальности и ненависти к людям превращается в дикого зверя. В сказке активно используются гипербола и гротеск, которые помогают Салтыкову-Щедрину обострить сатирическую критику социальных пороков, сделать образы яркими и запоминающимися, а также выразить идею о пагубности праздности и отказа от труда.
Против каких пороков тогдашнего общества направлена сказка «Дикий помещик»?
Сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» направлена против нескольких ключевых пороков тогдашнего общества, характерных для привилегированных слоёв, особенно дворянства. В частности, сказка критикует:
1. Оторванность от реальности и презрение к простому народу:
o Помещик в сказке демонстрирует крайнее высокомерие и отвращение к крестьянам, считая их обузой и мешающими его комфортной жизни. Салтыков-Щедрин обличает этот порок, показывая, что такое отношение к людям, на которых фактически держится вся экономика и жизнь страны, приводит к деградации и разрушению самого сословия.
2. Праздность и паразитизм:
o Помещик олицетворяет паразитизм дворянства, которое привыкло жить за счёт труда крестьян, не делая ничего полезного. Его неспособность справиться с элементарными задачами, когда вокруг нет людей, на которых можно было бы переложить ответственность, подчёркивает, насколько бесполезным и разрушительным может быть паразитический образ жизни.
3. Глупость и самодовольство:
o Салтыков-Щедрин высмеивает самодовольство и глупость помещика, который настолько уверен в своей правоте и своей значимости, что считает исчезновение крестьян благом. Однако, как только он остаётся один, его неспособность к самостоятельной жизни приводит его к полной деградации. Это отражает пороков глупости и безразличия к реальной жизни, присущие многим представителям высшего сословия.
4. Невежество и упадок культуры:
o Сказка также критикует упадок культуры и нравственности среди дворянства. Помещик, утрачивая связь с реальностью, деградирует не только физически, но и духовно — он превращается в дикаря, утрачивая человеческий облик и умения. Это аллегория на культурное и нравственное разложение тех, кто отрывается от действительной жизни и отказывается от труда.
Заключение:
Сказка «Дикий помещик» является острой сатирой на пороки дворянства, такие как высокомерие, праздность, паразитизм, глупость и упадок культуры. Салтыков-Щедрин через образ дикого помещика показывает, к каким последствиям могут привести эти пороки, и подчёркивает необходимость связи с реальной жизнью, труда и уважения к людям, на которых держится общество.
Подготовьте художественный пересказ сказки или выразительное чтение текста, подчеркнув иронию автора.
Художественный пересказ сказки
Жил-был в одной губернии помещик. Был он человеком важным и гордым, и не любил он крестьян. Не любил их настолько, что даже воздухом, которым они дышали, негодовал. «Как же так! — думал он. — Почему я, благородный человек, должен дышать тем же воздухом, что и эти мужики? Да и вообще, без них было бы куда лучше!» Помещик мечтал избавиться от крестьян, чтобы на его землях остался только он один, чтобы никто не топтал его землю и не мешал наслаждаться жизнью.
Так жил наш помещик, день за днём жалуясь на своих крестьян. И вот однажды его молитвы были услышаны. Бог решил исполнить желание помещика и убрал всех крестьян из его владений. Помещик был в восторге: вот оно — настоящее счастье! Теперь он один хозяин на своей земле, никто ему не мешает.
Но радость его длилась недолго. Ведь крестьяне, оказывается, не просто занимали место на земле — они обрабатывали поля, готовили еду, поддерживали порядок в имении. А помещик-то ничего этого не умел! Сначала он пытался сам добыть себе еду, но вскоре понял, что это дело не из лёгких. Поля зарастали бурьяном, в доме накапливалась грязь, а сам он голодал. Помещик всё больше дичал, теряя человеческие черты. Скоро он уже не мог и слова связать, а передвигался на четвереньках, как зверь.
Вот дошло дело до того, что и люди начали замечать странное поведение помещика. «Дикий помещик» — так его стали называть. Начали жаловаться на него губернским властям: мол, ходит дикий зверь по лесам, пугает честных людей. Пришлось властям вернуть крестьян обратно. Вернулись они, и сразу порядок навели: поля вспахали, дом убрали, а помещика в чувство привели. Только вот прежним он уже не стал — остался всё таким же диким и беспомощным, хоть и одет теперь в бархат и шелка.
Так вот, мечты нашего помещика о жизни без крестьян привели его к звериному состоянию. Ирония судьбы: хотевший избавиться от людей, он сам стал тем, кем всегда презирал — существом, неспособным к разумной жизни без чужого труда. Салтыков-Щедрин с тонкой насмешкой показывает, как легко гордость и высокомерие могут привести к полному падению, если потерять связь с реальностью и трудом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением