Ответы на вопросы на стр.239 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какие чувства пробуждает у читателя сказка? Почему?Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Евграфовича...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какие чувства пробуждает у читателя сказка? Почему?
Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина вызывает у читателя целый спектр чувств, от иронического смеха до горечи и возмущения.
Прежде всего, сказка пробуждает иронический смех, поскольку в ней высмеиваются абсурдные и нелепые ситуации, в которых оказываются два генерала. Их полная беспомощность и зависимость от мужика, который делает за них всю работу, подаётся в комичной, гротескной форме. Непонимание генералами элементарных вещей и их абсурдные рассуждения о том, что мужики существуют исключительно для их обслуживания, вызывают у читателя улыбку, но эта улыбка имеет горьковатый оттенок.
Однако вместе со смехом возникает чувство возмущения и несправедливости. Читатель видит, как генералы, ничего не делая и пользуясь результатами труда простого мужика, получают всё, что хотят, в то время как сам мужик остаётся без должной благодарности. Они довольствуются тем, что отправляют ему в награду бутылку водки и пятак, что абсолютно не соответствует его труду и усилиям. Эта ситуация подчёркивает несправедливость социального устройства, где усилия и труд простого народа остаются недооценёнными.
Читатель также может испытывать сочувствие и жалость к мужику, который, несмотря на все свои таланты и трудолюбие, остаётся в подчинённом и зависимом положении. Его способность решать любые проблемы и его готовность служить генералам заставляют задуматься о тяжёлой судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости.
В конечном итоге сказка оставляет ощущение горечи и печали. За комическими ситуациями скрывается суровая реальность, в которой трудящееся большинство остаётся эксплуатируемым и недооценённым. Это вызывает размышления о социальном неравенстве и несправедливости, существующих в обществе.
Салтыков-Щедрин мастерски использует иронию и сатиру для того, чтобы вызвать у читателя не только смех, но и глубокие размышления о несправедливости и социальных проблемах. Сказка оставляет двойственное ощущение: с одной стороны, это комическое произведение, высмеивающее абсурдность человеческой природы и социальных порядков, с другой — это печальный комментарий на тему угнетения и социального неравенства, которое существует в обществе.
2. Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют? Как меняется отношение генералов к мужику?
Диалоги генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина играют ключевую роль в раскрытии их характеров и сатирическом изображении их беспомощности и зависимости от мужика. Эти диалоги интересны своей наивностью, нелепостью и полной оторванностью от реальности, что позволяет читателю глубже понять суть их персонажей.
Генералы, будучи совершенно беспомощными в новой для них ситуации на необитаемом острове, в своих разговорах проявляют полное непонимание и нежелание приспосабливаться к обстоятельствам. В одном из диалогов они с удивлением осознают, что без мужика не могут выжить, что подчёркивает их абсолютную неспособность к самостоятельной жизни. Они рассуждают о том, как раньше были обеспечены всем необходимым и как "всё само собой делалось", не задумываясь о том, какой труд стоит за их комфортом.
Эти диалоги показывают их полную зависимость от мужика и отсутствие даже минимальных навыков выживания или понимания реальности. Генералы говорят о мужике как о чем-то само собой разумеющемся, не рассматривая его как личность, а лишь как необходимый инструмент для обеспечения своего комфорта. Их рассуждения и мысли наполнены абсурдностью, например, идея "поймать мужика", словно он просто часть их имущества.
Отношение генералов к мужику проходит через несколько стадий. Вначале они воспринимают его как нечто само собой разумеющееся, что должно им служить. Мужик для них — не личность, а инструмент для решения всех их проблем. Когда мужик действительно начинает обеспечивать их всем необходимым, генералы чувствуют удовлетворение и считают это должным, не задумываясь о его правах и заслугах.
Однако по мере того, как мужик выполняет всё больше и больше задач, отношение генералов к нему остаётся на уровне снисходительного пренебрежения. Они признают его умения и труд, но продолжают относиться к нему свысока, видя в нём лишь исполнителя их желаний. В конце концов, когда генералы благополучно возвращаются в Петербург, они отправляют мужику символическую награду — бутылку водки и пятак, что подчёркивает их полное непонимание истинной ценности его труда и их продолжительное отношение к нему как к низшему существу.
Таким образом, диалоги генералов интересны тем, что они ярко характеризуют их как беспомощных, оторванных от реальности людей, полностью зависимых от труда других. Отношение генералов к мужику меняется от полного игнорирования его личности до снисходительного пренебрежения, что подчёркивает их эгоизм и неспособность оценить чужой труд.
3. Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?
Щедринский смех в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отличается в зависимости от того, на кого он направлен — на генералов или на мужика. Этот смех носит различный характер, что отражает и различие в отношении автора к этим персонажам.
Смех, направленный против генералов:
Смех, направленный против генералов, носит характер сатиры, гротеска и сарказма. Щедрин высмеивает их полную беспомощность, оторванность от реальности и зависимость от труда простого народа. Генералы показаны как абсолютно нелепые фигуры, неспособные справиться даже с элементарными задачами. Они не понимают, как добывать еду, не знают, как выживать в природных условиях, и вместо того, чтобы попытаться что-то сделать, они лишь размышляют о том, как раньше всё «само собой» делалось. Этот смех направлен на высмеивание паразитизма и бесполезности привилегированного слоя общества, который живёт за счёт чужого труда и при этом совершенно не понимает его ценности.
Смех, направленный против мужика:
Смех, направленный на мужика, носит иной характер — он более грустный, ироничный и даже трагический. Щедрин показывает, что мужик обладает невероятными навыками и способностью обеспечивать выживание, но при этом остаётся в подчинённом положении и не получает должного признания за свой труд. Мужик выполняет все приказы генералов безропотно, словно не задумываясь о собственной личности и правах. Автор насмехается над тем, как мужик, обладая всеми необходимыми умениями и знаниями, остаётся рабом системы и продолжает служить своим угнетателям, даже не требуя за это достойной награды.
Отношение автора к героям:
Автор относится к генералам с явным презрением и осуждением. Они олицетворяют собой бесполезный и паразитический класс, который не только не приносит обществу никакой пользы, но и существует за счёт эксплуатации трудящихся. Щедрин не щадит этих персонажей, высмеивая их наивность, тупость и неспособность к самостоятельной жизни.
К мужику автор относится с сочувствием, но и с определённой иронией. Щедрин видит в нём жертву социальной системы, которая сама себя поставила в подчинённое положение. Автор восхищается умениями мужика, его трудолюбием и способностью выживать в любых условиях, но при этом горько усмехается над его покорностью и неспособностью восстать против несправедливости. Смех, направленный на мужика, имеет трагический оттенок, поскольку он подчёркивает бессмысленность и обречённость его положения.
Таким образом, щедринский смех против генералов и мужика различается по своему характеру: в отношении генералов это сарказм и гротеск, в отношении мужика — ирония с примесью горечи. Автор осуждает генералов за их бесполезность и паразитизм, но сочувствует мужику, видя в нём жертву системы, которая, несмотря на все свои достоинства, остаётся в униженном положении.
4. Художественные особенности каких народных сказок (волшебных, бытовых) чаще использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (приведите примеры)?
В своей сатирической сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин активно использует художественные особенности народных сказок, особенно бытовых и волшебных. Эти элементы помогают ему создать гротескный и аллегорический мир, который позволяет обострённо и выразительно раскрыть социальные проблемы и высмеять пороки общества.
1. Особенности бытовых сказок:
Сюжетная простота и дидактичность: Сюжет сказки Салтыкова-Щедрина напоминает структуру бытовой сказки, где основное внимание уделяется повседневным ситуациям, обличающим пороки и несправедливость. В данном случае автор использует обыденные жизненные ситуации (выживание на необитаемом острове, добывание пищи), чтобы высмеять паразитизм и беспомощность высшего сословия.
Противопоставление сильного и слабого: Как и в бытовых сказках, здесь налицо противопоставление двух типов персонажей: беспомощных генералов и трудолюбивого мужика. Мужик, как типичный герой бытовой сказки, символизирует народную силу, трудолюбие и смекалку, тогда как генералы воплощают ленивое и бесполезное дворянство.
Элементы сатиры и гротеска: Сатирический тон, который характерен для многих бытовых сказок, здесь усилен до гротеска. Генералы настолько беспомощны, что не могут самостоятельно добыть себе пищу и полностью зависят от мужика, которого воспринимают как должное. Салтыков-Щедрин доводит эту зависимость до абсурда, что создаёт комический эффект, но с горьким подтекстом.
2. Особенности волшебных сказок:
Неприметный герой, обладающий сверхспособностями: Мужик, подобно героям волшебных сказок, внезапно появляется и показывает удивительные способности, которые кажутся почти волшебными. Он без труда ловит рыбу, печёт хлеб, строит плот, используя для этого минимальные средства. Это напоминает волшебного помощника, который решает все проблемы за ленивых или глупых хозяев.
Элементы чуда и фантастики: Хотя сказка кажется реалистичной, в ней присутствуют элементы чуда, характерные для волшебных сказок. Например, мужик способен испечь каравай, размолов пуд муки голыми руками, что выходит за пределы обыденных возможностей человека и напоминает чудесные превращения и решения в волшебных сказках.
Примеры:
1. Превращение бытовой ситуации в абсурд: Как и в бытовых сказках, Салтыков-Щедрин берёт обычную ситуацию (оказавшиеся на острове генералы) и доводит её до абсурда, подчёркивая беспомощность высшего класса.
2. Чудесные способности мужика: Подобно героям волшебных сказок, мужик проявляет сверхъестественные способности, мгновенно удовлетворяя все нужды генералов.
Заключение:
Салтыков-Щедрин использует элементы как бытовых, так и волшебных сказок для создания яркого сатирического произведения, которое одновременно высмеивает пороки общества и заставляет задуматься о социальной несправедливости. Бытовые элементы помогают показать абсурдность и паразитизм аристократии, тогда как элементы волшебных сказок подчёркивают силу и потенциал простого народа, который, несмотря на свои умения, остаётся в подчинённом положении.
5. Какую роль в создании комических ситуаций играют гиперболы, гротеск? Приведите примеры использования названных художественных приёмов в сказке.
Гипербола и гротеск играют ключевую роль в создании комических ситуаций в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Эти художественные приёмы помогают автору обострить сатирическое звучание сказки, преувеличивая черты персонажей и ситуации до абсурда, что позволяет подчеркнуть их нелепость и парадоксальность.
Гипербола:
Гипербола — это сознательное преувеличение, которое используется для создания комического эффекта и акцентирования внимания на определённых чертах или событиях. В сказке Салтыкова-Щедрина гипербола помогает подчеркнуть как бессилие генералов, так и невероятные способности мужика.
Пример использования гиперболы: Один из ярких примеров гиперболы — описание того, как мужик испёк каравай хлеба, растерев пуд муки в своих руках. Это преувеличение не только подчёркивает трудолюбие и мастерство мужика, но и выставляет на посмешище абсурдность ситуации, в которой два беспомощных генерала полностью зависят от его невероятных способностей.
Другой пример гиперболы — это крайняя степень беспомощности генералов, которые не могут сами добыть себе еду и даже не знают, как устроены обычные продукты питания. Например, их удивление, что «хлеб растёт на деревьях», или их неспособность самостоятельно что-либо сделать без помощи мужика.
Гротеск:
Гротеск — это художественный приём, основанный на сочетании реального и фантастического, а также на преднамеренном искажении действительности, что создаёт комический и зачастую пугающий эффект. В сказке Салтыкова-Щедрина гротеск используется для того, чтобы довести до абсурда черты персонажей и их поведение, что делает сатиру более острой.
Пример использования гротеска: Гротескно изображены сами генералы: их неспособность выполнять элементарные действия, нелепые рассуждения о том, что мужики существуют только для того, чтобы им служить, и их полная оторванность от реальности. Это не просто преувеличение, а доведение до абсурда представлений о том, как высшие слои общества воспринимают мир и своё место в нём.
Гротеск также проявляется в сцене, когда мужик не просто кормит генералов, но и делает это с такой лёгкостью и изобилием, что они начинают воспринимать это как само собой разумеющееся. Контраст между их беспомощностью и его невероятной продуктивностью создаёт комический эффект, обнажая нелепость ситуации.
Заключение:
Гипербола и гротеск в сказке Салтыкова-Щедрина создают яркие комические ситуации, которые одновременно смешны и трагичны. Эти приёмы помогают обострить сатирическое звучание произведения, высмеивая социальные пороки и подчёркивая абсурдность сложившегося общественного устройства. Генералы становятся символом бесполезности и паразитизма, а мужик — воплощением народной силы, которая, несмотря на свои возможности, остаётся в подчинённом положении.
Литература и изобразительное искусство
Как писатель и художники-иллюстраторы, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчёмность генералов? Прочитайте приведённое ниже высказывание Салтыкова-Щедрина. Согласны ли вы с писателем?
«...Всякий честный человек, читая мои писания, непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами...»
Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и художники-иллюстраторы, каждый своими средствами, эффективно высмеивают беспомощность и никчёмность генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Средства писателя:
Салтыков-Щедрин использует сатиру, гротеск и гиперболу, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуации и выставить генералов в крайне невыгодном свете. Он изображает их как беспомощных, оторванных от реальности людей, неспособных к самостоятельным действиям и полагающихся на других в любых, даже самых элементарных, вещах. Писатель доводит их зависимость от мужика до абсурда, что делает их фигуры комическими и одновременно жалкими. Их неспособность понять, как функционирует мир за пределами их привилегированного окружения, вызывает не только смех, но и осуждение. Писатель создаёт таких героев, чтобы через их образы критиковать бесполезность и паразитизм привилегированных слоёв общества.
Средства художников-иллюстраторов:
Художники-иллюстраторы, работающие над иллюстрациями к этой сказке, используют визуальные средства, чтобы усилить комический и сатирический эффект, созданный Салтыковым-Щедриным. Они изображают генералов в карикатурном стиле: с преувеличенно большими и грузными телами, глупыми выражениями лиц, неуклюжими движениями. Эти образы подчёркивают их беспомощность и физическую непригодность к труду, усиливая ощущение их полной оторванности от реальной жизни. Художники также могут изображать сцены, в которых мужик выполняет за них всю работу, в то время как генералы наблюдают за этим с безразличием или даже с чувством превосходства. Это визуальное сопоставление подчёркивает социальный контраст и несправедливость.
Мнение о высказывании Салтыкова-Щедрина:
Высказывание Салтыкова-Щедрина: «... Всякий честный человек, читая мои писания, непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами…» — выражает глубокую веру писателя в то, что его творчество отражает и воплощает общие, фундаментальные для его современников чувства и мысли. С этим утверждением можно согласиться, поскольку произведения Салтыкова-Щедрина действительно находят отклик у читателей, благодаря своей остроте и актуальности. Его сатирические образы и ситуации резонируют с тем, что многие люди испытывают и переживают, сталкиваясь с несправедливостью и социальными проблемами в своей жизни.
Произведения Салтыкова-Щедрина создавались в период, когда общество сталкивалось с серьёзными проблемами, и его критика в адрес властей, привилегированных классов и социальных пороков находила поддержку у широкой аудитории. Его умение выразить общие чувства и переживания с такой точностью и силой делает его творчество особенно ценным и значимым. Автор действительно сумел «сойтись с читателями сердцами», выразив в своих произведениях то, что многие чувствовали, но, возможно, не могли выразить так ярко и мощно.
Учимся читать выразительно
Подготовьте инсценированное чтение сказки, передав особый стиль произведения и выразив свои чувства по отношению к героям.
Подготовка инсценированного чтения сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» требует внимательного подхода к передаче уникального стиля произведения и выражению чувств по отношению к героям. Вот рекомендации для проведения такого чтения:
1. Введение (Вступительное слово):
• Чтец: Дорогие слушатели, сегодня мы погрузимся в мир сатирической сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Эта повесть, написанная в жанре гротеска, обнажает пороки общества, показывая полную беспомощность высших слоёв и трудолюбие простого народа. Мы вместе пройдём через абсурдные, но, увы, слишком реалистичные ситуации, где комическое и трагическое сплетаются в единое целое.
2. Начало чтения (Интонации и характеры):
Рассказчик (с лёгким сарказмом, с паузами, чтобы подчеркнуть абсурдность):
• «Жили-были два генерала, оба имели чин полковника, оба служили по интендантской части и оба вышли в отставку с полным чином генерала… Но случилось так, что однажды они очутились на необитаемом острове и совершенно растерялись…»
Генералы (интонации высокомерные, но с оттенком растерянности и беспомощности):
• Первый генерал: «Ну что ж, служивый, видимо, судьба у нас такая...»
• Второй генерал: «А что теперь делать будем? Может, кто-нибудь придёт, да накормит нас?»
3. Средняя часть (Появление мужика и его действия):
Рассказчик (с лёгкой иронией):
• «И вот обнаружили генералы на острове мужика. Как только мужик появился, так сразу дела пошли на лад. Он и рыбу наловил, и курицу поджарил, и даже хлеб испёк, растерев пуд муки голыми руками...»
Мужик (с простотой, без лишних эмоций, подчёркивая трудолюбие и смирение):
• «Вот, баре, держите каравай. Ещё что велите?»
4. Кульминация (Отношение генералов к мужику):
Генералы (интонации снисходительные, как будто всё это естественно):
• Первый генерал: «Ах, какой молодец наш мужик! И зачем нам только трудиться, когда есть такие, как он?»
• Второй генерал: «Да, да, за это стоит наградить его… Может, водки ему отправим?»
5. Заключение (Подведение итогов и вывод):
Рассказчик (интонации меняются на грустные, с оттенком осуждения):
• «И так, вернувшись домой, генералы благополучно забыли о мужике, как будто его и не было... Лишь потом, вспомнив, послали ему бутылку водки да пятак, и на том успокоились.»
6. Финальное слово:
Чтец (с выражением горечи и размышления):
• «Так Салтыков-Щедрин, играя словами и образами, показывает нам мир, где труд простой человека остаётся непризнанным, а привилегированные слои общества продолжают жить за счёт чужих усилий. Это не просто сказка — это зеркальное отражение реальности, в которой все мы живём. Вслушивайтесь в эти слова, вчитайтесь в этот текст — возможно, в нём вы узнаете не только героев, но и что-то большее, что касается и нас самих.»
Обогащаем свою речь
1. Какие слова «Повести...» напоминают народные сказки и в то же время как переосмысляются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»?
Подберите синонимы к словам служили, примите уверение, упразднили. Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин мастерски использует элементы народных сказок, включая устойчивые выражения и фразы, которые традиционно ассоциируются с фольклором. Эти слова и выражения не только добавляют сказочности повествованию, но и подвергаются сатирическому переосмыслению, чтобы подчеркнуть основные идеи и высмеять пороки общества.
Народные выражения в сказке:
Одним из наиболее узнаваемых народных выражений является фраза «мёд пиво пил, по усам текло, в рот не попало». В народных сказках это выражение обычно символизирует несбывшиеся мечты или неиспользованные возможности. Однако в контексте «Повести…» эта фраза приобретает иронический оттенок. Она описывает ситуацию, когда генералы, получая всю необходимую пищу и удобства от мужика, на самом деле остаются неудовлетворёнными и даже не понимают, какой труд стоит за их благополучием. Этот образ служит для того, чтобы подчеркнуть их бесполезность и неспособность ценить усилия других.
Переосмысление слов:
В сказке Салтыков-Щедрин использует слова, которые могли бы встречаться в официальных документах или в речи высокопоставленных чиновников. Эти слова включены в текст сказки для создания контраста между «высоким» стилем и «низким» содержанием, что помогает усилить сатирический эффект.
Слова и их синонимы:
1. Служили — работали, находились на службе, состояли на государственной службе.
2. Примите уверение — будьте уверены, получите заверение, примите к сведению.
3. Упразднили — отменили, ликвидировали, аннулировали.
Цель использования этих слов:
Слова «служили», «примите уверение» и «упразднили» придают повествованию иронично-официальный оттенок, характерный для канцелярской речи. Их использование в сказке помогает подчеркнуть бюрократическую и оторванную от реальности сущность генералов. Эти слова создают ощущение важности и значимости там, где её на самом деле нет, и тем самым высмеивают формальность и пустоту чиновничьего языка.
Например, слово «служили» используется для того, чтобы указать на их бесполезное существование в течение долгих лет, а «упразднили» — для описания действий, не имеющих никакой реальной пользы. Салтыков-Щедрин вводит такие слова, чтобы подчеркнуть контраст между внешним пафосом и внутренней пустотой этих людей, и тем самым ещё больше обнажить их ничтожность.
Заключение:
Использование народных выражений и переосмысление слов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» играет важную роль в создании комического и сатирического эффекта. Народные фразы и обороты речи усиливают ощущение сказочности и в то же время служат инструментом сатиры, высмеивающей бесполезность и беспомощность генералов. Официальные слова, вписанные в этот контекст, подчёркивают бюрократическую оторванность от реальной жизни и тем самым ещё больше углубляют сатирическую критику общества.
2. Найдите в тексте слова «тунеядец», «тунеядство» и подумайте, какое значение имеют они в каждом случае. Что подчёркивается автором с помощью этих слов?
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин использует слова «тунеядец» и «тунеядство» для подчёркивания ключевых аспектов сатирической критики привилегированных слоёв общества.
Смысл слова «тунеядец» в тексте:
«Тунеядец» — это человек, живущий за счёт чужого труда, не производя ничего полезного и не принося обществу никакой пользы. В контексте сказки это слово является прямым описанием генералов, которые, оказавшись на необитаемом острове, оказываются абсолютно беспомощными. Они не могут самостоятельно добыть пищу, изготовить необходимые предметы или решить элементарные проблемы. Всё, что они делают, — это дают приказы и полагаются на мужика, который за них выполняет всю работу.
Используя слово «тунеядец», Салтыков-Щедрин подчёркивает паразитическую сущность генералов. Они существуют исключительно за счёт труда других, ничего не создавая сами. Это слово акцентирует их бесполезность и социальную незначительность, высмеивая их привилегированный статус, который на самом деле не подкреплён никакими реальными заслугами или способностями.
Смысл слова «тунеядство» в тексте:
«Тунеядство» — это образ жизни, характеризующийся бездельем и паразитизмом. В тексте это слово обозначает не только конкретное поведение генералов, но и в целом систему, в которой такие люди, как генералы, могут существовать и процветать за счёт других. Тунеядство, по сути, становится образом жизни высшего сословия, которое, не имея реальных заслуг, потребляет ресурсы и блага, производимые другими — в данном случае, простым мужиком.
Автор использует это слово, чтобы подчеркнуть критическую позицию по отношению к социальным структурам, которые позволяют существование таких тунеядцев, как генералы. Он показывает, что тунеядство — это не просто личный порок, но и социальная болезнь, порождающая несправедливость и неравенство. Генералы в сказке становятся олицетворением тунеядства, выставляя на посмешище ту систему, которая допускает и поддерживает их существование.
Заключение:
Слова «тунеядец» и «тунеядство» играют ключевую роль в сатирическом обличении паразитизма и бесполезности привилегированного класса. Салтыков-Щедрин с их помощью подчёркивает, что такие люди, как генералы, живут за счёт чужого труда, не принося обществу никакой пользы. Эти слова акцентируют социальное неравенство и несправедливость, критикуя ту систему, которая позволяет существовать тунеядцам и процветать на трудах других людей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением