Упр.238 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Какие слова нуждаются в орфоэпическом анализе, а какие — только в фонетическом?Сталь, стол, пасть, кот, книга, случай, скучно, лёгкий.Орфоэпический разбор нужен...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение Какие слова нуждаются в орфоэпическом анализе, а какие — только в фонетическом?Сталь, стол, пасть, кот, книга, случай, скучно, лёгкий.Орфоэпический разбор нужен...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение Какие слова нуждаются в орфоэпическом анализе, а какие — только в фонетическом?Сталь, стол, пасть, кот, книга, случай, скучно, лёгкий.Орфоэпический разбор нужен...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение Какие слова нуждаются в орфоэпическом анализе, а какие — только в фонетическом?Сталь, стол, пасть, кот, книга, случай, скучно, лёгкий.Орфоэпический разбор нужен...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Из §28—32 выпишите несколько слов с произносительными пометами. Каждое слово включите в состав предложения. Прочитайте, соблюдая правильное произношение и ударение.

Яи[шн]ица, [шт]о, пустя[шн]ый, [д']ело, по[л']ка, [п'иэ]тёрка, [j'иэ]зык, к[р']ем, кирпи[ч'н]ый, серде[ч'н]о.
На завтрак мама приготовила яичницу.
Что тебе понравилось в прочитанной книге?
Не люблю пустячных разговоров.
Мы придумали интересное дело.
Полька – весёлый танец.
За контрольную ученик получил пятёрку.
Мне нравится итальянский язык.
Торт украшен кремом из взбитых сливок.
Неподалёку строится высотный кирпичный дом.
Мы всегда сердечно рады гостям.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Вслух прочитайте текст. Перескажите его, отвечая на вопросы:
1) Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
Раздел науки о языке «Словообразование» изучает способы образования слов.

2) С помощью каких морфем образуются новые слова?
Новые слова образуются в основном с помощью приставок и суффиксов.

3) О каких способах образования слов вы узнали?
Я узнал о таких способах образования новых слов: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, сложение с одновременным присоединением суффикса.

4) Как образуются слова с помощью суффикса, приставки?
При суффиксальном способе образования к исходной основе присоединяется суффикс:
покупать + -тель( ) > покупатель
При приставочном способе образования к исходной основе присоединяется приставка:
при- + готовить > приготовить

5) Что такое производящая основа?
Производящая основа – это исходная часть слова (или всё слово), от которого образовано новое слово.

6) Как образуются слова способом сложения?
При сложения происходит объединение (сложение) частей двух (иногда трёх и более) слов с помощью соединительных гласных «о», «е» или без них:
сталь + е + варить > сталевар.

Раздел лингвистики, изучающий способы образовашш слов, называется словообразованием.
Какие морфемы участвуют в образовании слов? Подходит ли, например, для этого окончание? Конечно, нет. Оно выполняет другую работу в русском языке — образует разные формы одного и того же слова. Вспомните, что обозначает эта схема:
Для образовании слова с новым лексическим значением в основном используются суффиксы и приставки. Они присоединяются к производящей основе или к целому слову. В результате появляется новое слово:
дыра —> дырчатый; глядеть —> разглядеть;
регистрировать —> регистрация.
В зависимости от того, какая морфема присоединяется к исходной основе, различаются следующие способы словообразования.
1. Суффиксальный способ (присоединяется суффикс): (покупать + -тель() —> покупатель;
(переплет) ать + —> переплётчик.
2. Приставочный способ (присоединяется приставка):
при- + (готовить) —> приготовить;
по- + (больше) —> побольше.
3. Приставочно-суффиксальный способ (одновременно присоединяются приставка и суффикс):
под- + (свеч)а + -ник(?)—> подсвечник;
на + (стен)а + -н(ый) —> настенный.
4. Бессуффиксный способ (суффикс не добавляется, а отсекается от производящей основы вместе с окончанием):
размахнуть —> размах;
вылетать —> вылет.
Многие слова образуются путём сложения. Это способ словообразования, при котором происходит объединение (сложение) частей двух (иногда трёх и более) слов с помощью соединительных гласных о, е или без них:
сталь + е + варить —> сталевар;
новая + о + стройка —> новостройка;
стенная + газета —> стенгазета;
универсальный + магазин —> универмаг.
В некоторых случаях при образовании сложного слова не только объединяются части исходных слов, но и одновременно присоединяется суффикс. Это способ сложения с одновременным присоединением суффикса:с
скоро + о + варить + -к(а) —> скороварка.

Какие слова нуждаются в орфоэпическом анализе, а какие — только в фонетическом?
Сталь, стол, пасть, кот, книга, случай, скучно, лёгкий.
Орфоэпический разбор нужен словам «скучно» и «лёгкий». Остальным словам достаточно фонетического разбора.

1. Рассмотрите картину русского художника Владимира Лукича Боровиковского. Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой — одно из замечательных произведений живописца. Попробуйте описать изображённую художником девушку, вставляя в тексте на месте пропусков подходящие слова-синонимы.
На нас смотрит симпатичное, милое лицо девушки. Её лукавая, чуть заметная улыбка, смеющиеся, весёлые глаз, а заставляют и нас улыбнуться и порадоваться её счастью. Жизнерадостное, игривое настроение передаётся и нам, и, наверное, поэтому так приятно, интересно смотреть на эту девушку, любоваться её одеждой.
Платье девушки из прозрачного, лёгкого материала. Оно подчёркивает нежность и молодость Арсеньевой, её изысканный, тонкий вкус.
Ощущение радости, счастья остаётся от этой картины.
2. Устно опишите некоторые детали одежды Е. Н. Арсеньевой: соломенную шляпку, браслет из жемчуга, украшение на рукаве.
На голове Арсеньевой красивая плетёная шляпка, украшенная колосьями пшеницы и плетёным бантом. На правом запястье жемчужный браслет в три ряда. На правом предплечье ещё одно украшение. Это широкий золотой браслет с тремя крупными зёрнами жемчуга. Украшения словно дополняют друг друга и подчёркивают вкус героини.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением