Ответы на вопросы на стр.238 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»Сравните летний пейзаж в стихотворениях Ф. И. Тютчева и И. С. Никитина...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))
Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»
Сравните летний пейзаж в стихотворениях Ф. И. Тютчева и И. С. Никитина «Утро». Чем различаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актёры?
Актер тютчевское стихотворение читает бодро, восторженно, а никитинское – спокойно и плавно.
Стихотворения Ф. И. Тютчева и И. С. Никитина представляют два разных аспекта летнего пейзажа и настроения.
Стихотворение И. С. Никитина "Утро" описывает утренний летний пейзаж в спокойном и умиротворённом тоне. В его стихах прослеживается плавное пробуждение природы, где звёзды тускнеют, облака пылают, а тишина прерывается лишь лёгким движением воды и щебетанием птиц. Стихотворение вызывает ощущение свежести и покоя, утро представляется красивым и благоприятным временем дня.
Ф. И. Тютчев в своём стихотворении изображает бурю, которая захватывает летний лес. Стихотворение наполнено динамикой и напряжением: гроза надвигается на лес, дубраву трясёт, деревья гнутся под её натиском. Здесь чувствуется тревога и беспокойство, атмосфера создаёт ощущение неизбежной катастрофы, как будто природа сама переживает внутренний конфликт.
Различия в настроении:
1. Никитин передает умиротворённость, гармонию и красоту раннего утра. Его пейзаж вызывает ощущение покоя и свежести.
2. Тютчев фокусируется на буре и её воздействии на природу. Его стихотворение создаёт атмосферу напряжения и смятения, где природа демонстрирует свою силу и мощь.
Как актёры могут передать эти настроения:
• Никитин: Актёры, исполняя стихотворение Никитина, могут акцентировать внимание на мягкости и плавности произношения, создавая спокойное и умиротворённое настроение. Интонация должна быть нежной, медленной, с чувством восторга и восхищения красотой природы.
• Тютчев: Для передачи стихотворения Тютчева актёры могут использовать энергичную и напряжённую манеру исполнения. Интонация должна быть резкой, с выражением тревоги и динамики, чтобы передать ощущение приближающейся бури и её воздействия на природу.
Оба стихотворения раскрывают лето, но с разных перспектив, что делает их интересными для сопоставления и анализа.
Размышляем о прочитанном
1. В какой из картин, изображённых поэтом, больше движения, действия, а какая застыла в светлом и прозрачном покое?
В стихотворениях Тютчева "Как весел грохот летних бурь" и "Есть в осени первоначальной" различие между движением и покоем выражено очень ярко.
В "Как весел грохот летних бурь" изображена картина бурного лета. Здесь больше движения и действия. Гроза, нахлынувшая тучей, «смущает небесную лазурь» и «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Эти образы передают мощное и динамичное воздействие грозы на природу. Лесные «исполины» гнутся под невидимой пятой, и деревья «тревожно ропщут» свои вершины. Тютчев создает образ природы, переполненной шумом, движением и напряжением, что передается через динамичные и насыщенные описания.
В "Есть в осени первоначальной" наоборот, изображен осенний пейзаж, который застыл в светлом и прозрачном покое. Здесь природа описана как умиротворённая и спокойная. День «стоит как бы хрустальный», а вечера «лучезарны». Осень представлена как тёплая и чистая, воздух пустеет, птицы не слышны. Пейзаж выглядит безмолвным и спокойным, с «праздной бороздой», где только «паутинный волос» блестит, что подчеркивает тишину и покой.
Таким образом, в стихотворении о летней буре Тютчев изображает природу в состоянии действия и движения, в то время как осенний пейзаж представлен как образ покоя и умиротворения.
2. Какими художественными языковыми средствами поэт достигает изображения столь различных состояний природы?
Тютчев использует различные художественные языковые средства для создания контраста между состояниями природы в стихотворениях «Есть в осени первоначальной» и «Как весел грохот летних бурь».
В стихотворении «Есть в осени первоначальной» поэт применяет метафоры и символизм, чтобы создать образ умиротворённой и спокойной осени. Описание дня как «хрустального» и «лучезарных вечеров» передаёт прозрачность и мягкость осеннего света. Фраза «Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде» добавляет детали покоя и умиротворения, подчеркивая тишину и отсутствие активности. Глаголы «льётся» и прилагательные «чистая» и «тёплая» создают ощущение мягкости и спокойствия, что отражает завершение и отдых природы.
В стихотворении «Как весел грохот летних бурь» Тютчев использует метафоры, олицетворение и динамичные глаголы для изображения бурной и напряжённой природы летнего пейзажа. Гроза изображена как «нахлынувшая тучей», что придаёт ей мощное и разрушительное воздействие. Образ дубравы, которая «задрожит» и «шумно» трепещет, создаёт ощущение интенсивности и хаоса. Олицетворение леса как «исполинов», которые гнутся под невидимой пятой, усиливает драматизм. Глаголы «грохот», «трепещет» и «тревожно ропщут» добавляют шум и движение, подчеркивая напряжённость и бурю.
Таким образом, Тютчев достигает различных состояний природы с помощью контрастных образов и языковых средств, создавая яркие и эмоционально насыщенные картины как бурного лета, так и умиротворённой осени.
3. Обратите внимание на то, как озвучены летний и осенний пейзажи. Какой из них шумит, грохочет, а какой удивляет лучезарной тишиной? Для ответа на этот вопрос выпишите из текста цитаты, подтверждающие ваше наблюдение.
Цитаты и описание:
• «Гроза, нахлынувшая тучей» — указывает на интенсивное, бурное начало.
• «Смутит небесную лазурь» — подчеркивает нарушение спокойствия.
• «Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно» — создаёт ощущение мощного, шумного воздействия на природу.
• «Тревожно ропщут их вершины» — указывает на тревожный и напряжённый фон.
• «Немолчно слышен птичий свист» — шум и тревога, несмотря на птичий звук.
Эти фразы передают динамику и бурю, которые характерны для летнего пейзажа, создавая шумное и напряжённое впечатление.
Цитаты и описание:
• «Весь день стоит как бы хрустальный» — передает прозрачность и спокойствие.
• «И лучезарны вечера» — подчеркивает тихую и светлую атмосферу.
• «Теперь уж пусто всё — простор везде» — создаёт ощущение пустоты и спокойствия.
• «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде» — маленький и тонкий элемент, придающий изысканную тишину.
• «Пустеет воздух, птиц не слышно боле» — указывает на отсутствие звуков и спокойствие.
• «И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле» — создаёт образ покоя и умиротворения.
Эти фразы создают ощущение тихой, умиротворённой осени, которая удивляет своей лучезарной тишиной.
Учимся читать выразительно
1. Подготовьте выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева. Постарайтесь передать при чтении различные состояния природы, запечатлённые поэтом.
Рекомендации для чтения стихотворения «Как весел грохот летних бурь…»:
Интонация: Используйте динамичную и эмоционально насыщенную интонацию, чтобы передать бурю и напряжение грозы. Ваш голос должен отражать силу и стремительность стихии.
Темп: Начните с медленного и напряжённого темпа, чтобы создать ожидание перед бурей, и затем ускорьтесь, когда описываете саму грозу, подчеркивая её интенсивность.
Эмоции: Передайте волнение и тревогу через голос, особенно при словах «гроза», «тучей», «задрожит», «тревожно ропщут». Включите в голос ощущение угрозы и бурного воздействия на природу.
Динамика: Подчёркивайте контраст между тишиной до начала грозы и её гулом. Включите резкие и мощные акценты при словах «шумно», «опрометчиво-безумно», чтобы передать разрушительную силу грозы.
Рекомендации для чтения стихотворения «Есть в осени первоначальной…»:
Интонация: Читайте с чувством умиротворённости и легкой ностальгии. Передайте удивление и восхищение от красоты осени.
Темп: Читайте медленно и плавно, чтобы создать ощущение хрустальности и спокойствия осеннего дня.
Эмоции: В голосе должны звучать нежность и лёгкая меланхолия, особенно при описании «дивной поры», «хрустального дня» и «лучезарных вечеров».
Динамика: Подчёркивайте контраст между пустотой, описанной в стихах («пусто всё — простор везде»), и спокойствием природы («чистая и тёплая лазурь»), чтобы создать ощущение завершённого, но красивого периода времени.
2. Выучите одно из стихотворений Тютчева наизусть.
Выучите одно из стихотворений наизусть.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением