Ответы на вопросы на стр.232-233 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном 1. Какие события подсказали Л. Н. Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какие события подсказали Л. Н. Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа?
События, подсказавшие Л. Н. Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»
Идея создания рассказа «Кавказский пленник» родилась у Льва Николаевича Толстого на основе его собственного опыта участия в Кавказской войне и общения с кавказскими народами. Толстой служил на Кавказе в 1851–1853 годах, и этот период оказал на него сильное впечатление. Война, природа Кавказа, его обитатели и традиции стали для писателя важным источником вдохновения. Рассказ также мог быть вдохновлён историей настоящего русского офицера, попавшего в плен к горцам, что было не редкостью в то время.
Почему рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», несмотря на то, что в центре повествования находятся двое пленников, потому что Толстой акцентирует внимание на переживаниях и внутреннем мире одного из героев — Жилина. Название подчёркивает его личную трагедию, борьбу за выживание, его смелость и изобретательность в плену.
Хотя оба героя, Жилин и Костылин, находятся в плену, автор делает акцент на Жилине, так как именно его характер, поступки и отношение к ситуации раскрываются наиболее полно. Таким образом, название отражает глубину и уникальность его истории.
Идея рассказа
Основная идея рассказа «Кавказский пленник» заключается в раскрытии темы человеческого достоинства, стойкости и взаимопомощи. Толстой показывает, как два человека в одинаково тяжёлой ситуации ведут себя совершенно по-разному. Жилин проявляет мужество, изобретательность и не теряет присутствия духа, несмотря на все трудности. В то время как Костылин, его товарищ по несчастью, демонстрирует слабость, трусость и склонность к отчаянию.
Рассказ также затрагивает тему взаимоотношений между различными народами, показывая, что в каждом человеке, независимо от национальности и культурных различий, есть способность к доброте и человечности. Маленькая девочка Дина, которая помогает Жилину, символизирует эту идею — несмотря на то, что они принадлежат к враждующим сторонам, она проявляет сострадание и помогает герою.
Таким образом, «Кавказский пленник» — это рассказ о силе духа, стойкости, достоинстве и человечности, которые могут проявиться в самых сложных жизненных обстоятельствах.
2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?
Жилин и Костылин двигались вместе с обозом, но тот двигался слишком медленно, и это стало для них проблемой. Понимая, что не смогут быстро продвигаться с обозом, они решили опередить его и поехать вперед. Они надеялись на свою удачу, полагаясь на ружье и хорошо подготовленных лошадей.
Однако вскоре они столкнулись с трудностями: оказавшись в горной местности, им пришлось справляться с опасными условиями, такими как резкие склоны и опасные тропы. В итоге, их путешествие по этим сложным и труднопроходимым участкам сделало их уязвимыми и привело к тому, что они попали в плен к чеченцам, которые захватили их и увели в свою крепость.
3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом подробно, близко к тексту.
Когда Жилин попадает в татарскую деревню, он замечает, что она выглядит довольно живописно. Деревня расположена на склоне холма, и в её строениях есть что-то, что привлекает внимание. Само помещение, в которое его приводят, представляет собой простое, но уютное жилище.
В доме Жилин видит внутреннее устройство, характерное для татарского быта. Пол в доме покрыт коврами, а сам дом обставлен довольно скромно, но удобно. В центре помещения расположен очаг, вокруг которого сидят и отдыхают хозяева. Жилин замечает, что татарские женщины, которые находятся в доме, занимают традиционную роль: они занимаются домашними делами, готовят еду и ухаживают за детьми. Также у него возникает ощущение, что в доме царит атмосфера гостеприимства и покоя.
Обратите внимание на некоторые обычаи татар, которые Жилин наблюдает. Например, в доме часто присутствует традиция угощения гостей, и его принимают с уважением и теплотой. Важным элементом является традиция чаепития, во время которого хозяева предлагают гостям чай, который подается в специальных чашках. В доме также могут быть замечены обряды и ритуалы, связанные с бытом и семейными отношениями.
Цитаты из текста:
«Видит — деревня татарская, домов десять, и церковь ихняя, с башенкой. У одного дома стоят три лошади в седлах. Мальчишки держат в поводу. Выскочил из этого дома черноватый татарин, замахал рукой, чтоб к нему шел Жилин. Сам смеется, всё говорит что-то по-своему, и ушел в дверь. Пришел Жилин в дом. Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. К передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки — всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары: черный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское — буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле».
«Поели татары блины, пришла татарка в рубахе такой же, как и девка, и в штанах; голова платком покрыта. Унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, сели на коленки, подули на все стороны и молитвы прочли. Поговорили по-своему».
4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они себя вели в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары?
Что осуждает писатель: бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое?
В рассказе Льва Толстого "Кавказский пленник" Жилин и Костылин встречаются в плену в доме чеченцев. Их заставили писать письмо родным с просьбой о выкупе. Они оба оказались в плену после того, как их отряд был окружен и захвачен. Когда Жилин и Костылин встречаются, они находятся в довольно тяжелом положении, но стараются поддерживать друг друга. В плену они ведут себя по-разному: Жилин сохраняет спокойствие и мужество, стараясь анализировать ситуацию и планировать побеги, тогда как Костылин, более угрюмый и пессимистичный, часто выражает свое недовольство и страх.
Дина, дочь вождя чеченцев, помогает Жилину по нескольким причинам. Во-первых, она сочувствует ему как человеку, а не просто как пленному. Во-вторых, Жилин показал свою доброту к девочке, сделал для нее куклу. Та взамен тайком приносила ему молоко и сырные лепешки. Так писатель говорит нам, что дети не оценивают людей по национальности, им важны человеческие качества.
Её действия также могут отражать стремление к гуманности и пониманию, несмотря на её предков и текущую ситуацию.
Первый побег не удался из-за того, что план был недостаточно тщательно продуман. Жилин и Костылин, несмотря на их усилия, столкнулись с неожиданными трудностями, такими как настороженность охранников и недостаточная подготовленность к преодолению охраны и местности. Это подчеркивает сложность и риск подобных попыток в условиях жестокого плена.
Отношение татар к Жилину варьируется в зависимости от их собственных интересов и характеров. В целом, некоторые из них проявляют к нему жестокость и неприязнь, тогда как другие — например, Дина и её отец — могут проявлять некоторые элементы сострадания и человечности, что создает сложное и многогранное восприятие этого народа.
Толстой в этом произведении осуждает бессмысленность войны и вражды между народами. Писатель показывает, как взаимная ненависть и насилие приводят к страданиям людей, которые могли бы иначе жить в мире и понимании. Вражда и насилие разрушают человеческую ценность и причиняют страдания как отдельным личностям, так и обществу в целом. Через историю Жилина и Костылина, а также через его взаимодействие с чеченцами, Толстой подчеркивает, что человечество должно стремиться к взаимопониманию и миру, а не к бесконечным конфликтам и разрушению.
5. Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа?
В рассказе Льва Толстого "Кавказский пленник" автор передает читателю несколько ключевых идей и эмоций, которые связаны с темами человеческой взаимности, страдания и бессмысленности вражды. Вот основные из них:
1. Бессмысленность войны и вражды: Толстой ярко показывает, как война и вражда приводят к страданиям и разрушениям. Он подчеркивает, что конфликт и насилие не только разрушают жизни людей, но и сами по себе часто не имеют смысла. В рассказе война изображается как зло, которое несет страдание всем участникам, независимо от их стороны.
2. Человечность и взаимопонимание: В контексте личных отношений между пленными и их пленителями, а также между Жилиным и Костылиным, Толстой исследует идею человечности и сочувствия. Дина, например, представляет собой символ сострадания и понимания, несмотря на сложную политическую ситуацию. Ее действия показывают, что даже в условиях вражды и насилия люди могут проявлять человечность и доброту.
3. Страдание как часть человеческого опыта: Через переживания главного героя Толстой исследует тему личного страдания. Жилин, оказавшийся в плену, сталкивается с физическими и эмоциональными испытаниями, которые заставляют его переосмыслить свои взгляды на жизнь, войну и человечество.
4. Критика жестокости и неравенства: Автор критикует жестокость, с которой обращаются с пленными, и неравенство между различными культурами и народами. Он показывает, что такие отношения ведут к еще большему страданию и конфронтации, подчеркивая необходимость уважения и понимания между людьми.
5. Моральное и духовное пробуждение: Толстой также обращает внимание на внутренние изменения, происходящие с персонажами, особенно с Жилиным, который в процессе испытаний приходит к новым моральным и духовным инсайтам. Эти изменения отражают общий поиск смысла и гуманности в условиях конфликтов.
В общем, рассказ Толстого "Кавказский пленник" является глубоким размышлением о природе человеческих отношений, о бессмысленности вражды и о возможности понимания и сострадания в самых трудных условиях.
6. Что такое сюжет? Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие, радость.
Сюжет — это последовательность событий, которые разворачиваются в произведении и формируют его основную историю. В литературе сюжет часто включает в себя завязку, развитие действий, кульминацию и развязку. Он помогает создать смысловую структуру произведения и воздействует на эмоциональное восприятие читателя.
В рассказе Льва Толстого "Кавказский пленник" ряд эпизодов вызывает различные эмоции, такие как страх, грусть, сочувствие и радость. Вот некоторые из них:
1. Страх.
Пленение: Сцена, в которой Жилин и Костылин попадают в плен к чеченцам, вызывает страх. Захват и последующее обращение с пленными демонстрируют не только физическую опасность, но и психологическое давление, которое они испытывают.
2. Грусть.
Состояние пленников: Грустные чувства вызывают эпизоды, когда Жилин и Костылин находятся в плену, переживая жестокое обращение и постоянный страх за свою жизнь. Особенно это видно, когда они осознают, что их положение безнадежно и все попытки побега оказываются тщетными.
3. Сочувствие.
Помощь Дины: Сцена, где Дина, дочь вождя чеченцев, проявляет сострадание и помогает Жилину, вызывает глубокое сочувствие. Её действия показывают человечность и доброту, которые могут существовать даже в самых сложных обстоятельствах.
4. Радость.
Успешный побег: Когда Жилин и Костылин предпринимают вторую попытку побега и им удается освободиться, это вызывает чувство радости и облегчения. Побег приносит надежду и символизирует победу духа над трудностями.
Эти эпизоды помогают читателю глубже проникнуться эмоциональным миром героев и лучше понять сложные аспекты их переживаний в условиях конфликта и пленения.
7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?
Попросите своих одноклассников поделиться своими впечатлениями о действиях героев рассказа. Вы можете обсудить, какие поступки вызвали у них эмоции и почему.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации художников Ю. П. Петрова, А. 3. Иткина, М. С. Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.
Для анализа иллюстраций к рассказу Льва Толстого "Кавказский пленник" я рассмотрел работы трёх художников: Юрия Петрова, Анатолия Иткина и Михаила Родионова. Каждый из этих художников внёс свой уникальный вклад в визуальное восприятие этого произведения, и все их работы заслуживают внимания.
Иллюстрации Юрия Петрова
Юрий Петров в своих иллюстрациях делает акцент на эмоциональном состоянии героев и атмосферу напряжённости, царящей в рассказе. Его рисунки часто отличаются мрачной палитрой и подчёркивают тяжёлые переживания пленников. Петров обращает внимание на внутренний мир персонажей, передавая их страхи и надежды. Эти иллюстрации помогают глубже понять душевные муки героев.
Иллюстрации Анатолия Иткина
Анатолий Иткин более ярко передаёт пейзажи Кавказа. Его иллюстрации насыщены цветом и светом, что создаёт впечатление величия и красоты кавказской природы. В этих работах чувствуется сила окружающей среды, которая одновременно является и пленительной, и враждебной для главных героев. Иткин акцентирует внимание на взаимодействии персонажей с природой, подчёркивая контраст между свободой и пленением.
Иллюстрации Михаила Родионова
Михаил Родионов использует более реалистичный подход в изображении событий и персонажей. Его работы детализированы, и в них подчёркивается историческая достоверность. Родионов внимательно подходит к передаче национальных особенностей, одежды, оружия и быта персонажей. Это придаёт его иллюстрациям правдоподобность и глубину, помогая читателю ощутить эпоху, в которую разворачиваются события рассказа.
Выбор наиболее удачных иллюстраций
На мой взгляд, наиболее удачными являются иллюстрации Анатолия Иткина. Его работы привлекают внимание не только художественным мастерством, но и глубиной передачи эмоционального состояния героев в контексте окружающей природы. Иткин умело использует цвет и свет, чтобы подчеркнуть контраст между красотой Кавказа и тяжёлым положением пленников. Благодаря этому его иллюстрации создают сильное эмоциональное воздействие, которое помогает лучше понять и прочувствовать атмосферу рассказа.
Выбор Иткина также объясняется тем, что его работы не только дополняют текст, но и усиливают впечатление от него. Кавказ в иллюстрациях Иткина предстаёт не просто фоном, но важным участником событий, что соответствует замыслу Толстого, который уделял большое внимание взаимодействию человека и природы в своих произведениях.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением