Ответы на вопросы на стр.229 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение ФонохрестоматияСЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ«Мцыри»Не первый год вы знакомитесь с творчеством М. Ю. Лермонтова (стихотворения, поэмы). Назовите произведения поэта,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Мцыри»
Не первый год вы знакомитесь с творчеством М. Ю. Лермонтова (стихотворения, поэмы). Назовите произведения поэта, которые вы изучали в 5 — 7 классах.
1. Какие чувства и настроения Мцыри передаются в актёрском чтении Николаем Лазаревым?
В актёрском чтении Николаем Лазаревым поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри" передаются глубокие переживания героя: его невыносимая тоска, душевная боль и чувство полной изоляции от мира. Лазарев мастерски акцентирует внимание на главных мотивах произведения — разочаровании в жизни, мыслях о недосягаемой родине и жажде свободы. Мы слышим стремление героя вырваться из оков, отчаянные попытки прожить жизнь так, как он мечтал. Чтение наполнено чувственностью, и каждый штрих раскрывает внутренние терзания Мцыри, его мечты о лучшем будущем, которые разбиваются о жестокую реальность. В финале ощущается полное отчаяние и потеря надежды, передающая трагическую безысходность судьбы героя.
2. Какие интонации преобладают при чтении поэмы: торжественные, грустные, радостные? С какими чувствами это связано?
В актёрском чтении поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри" интонации плавно меняются в соответствии с эмоциональными состояниями лирического героя. Печальные интонации доминируют, когда герой переживает одиночество и тоскует по своей родине, а торжественные и решительные — звучат, когда Мцыри стремится к свободе и борется за своё право на жизнь. Нежные и грустные интонации особенно ярко передают его воспоминания о родных краях, наполненные светлой грустью. Волнительные моменты подчёркивают трепет и надежду перед мечтой о свободе. Радость слышится редко, и её можно уловить лишь в моменты, когда герой находит силы двигаться к своей цели. Холодная и безразличная интонация в конце подчёркивает утрату надежды и осознание, что для него больше нет ничего важного в жизни.
3. Усиливает ли музыка К. Дебюсси ваши впечатления, возникшие при чтении и прослушивании поэмы?
Музыкальное произведение К. Дебюсси при чтении и прослушивании поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри" значительно усиливает впечатление от текста и его глубинного смысла. Музыка постепенно разворачивается, становясь органичным фоном для повествования, и отражает эмоциональное состояние героя, делая его чувства более яркими и выразительными для слушателя. Она ускоряется в моменты напряжённого действия и, наоборот, плавно звучит на фоне описаний природы, усиливая атмосферу. Изменения в громкости и темпах музыки подчёркивают как торжественные моменты стремления Мцыри к свободе, так и более тихие, проникновенные сцены его размышлений и переживаний.
4. Что вы могли бы добавить к характеристике Мцыри благодаря чтению Николая Лазарева?
Благодаря чтению поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри" в исполнении Николая Лазарева, я глубже проникся образом лирического героя. Моменты, которые ранее могли показаться равнодушными и неэмоциональными, раскрылись через сковывающую тоску, пронзительную боль одиночества. Хулиганское бегство, которое изначально могло выглядеть как необдуманный поступок, оказалось выражением стремления к высокой цели, к мечте и обретению смысла жизни. Лазарев также тонко передал робость юноши, его искренние попытки радоваться, что помогло развеять впечатление о Мцыри как исключительно угрюмом и мрачном персонаже, добавив в его образ уязвимости и человечности.
5. В чём смысл сравнения жизни Мцыри в монастыре и на воле? Удалось ли это различие продемонстрировать актёру в чтении?
Сравнение жизни Мцыри в монастыре и на воле в поэме М. Ю. Лермонтова подчёркивает, что юноша несчастен в обеих этих средах. В монастыре он чувствует себя как пленник, лишённый свободы и возможности жить полной жизнью, изолированный от внешнего мира и от своей мечты. На воле, напротив, он переживает всплеск забытых эмоций: радуется ливню, испытывает робость перед встречей с девушкой, сражается с диким зверем — всё это дарит ему ощущение свободы и полноты жизни. Однако в конечном итоге даже на воле Мцыри остаётся несчастен, его преследуют тяжёлые мысли, сожаления о прошлом и воспоминания о семье.
Актёру Николаю Лазареву удалось мастерски передать это различие в чувствах героя, используя разнообразные интонации, изменение темпа и громкость голоса. Он акцентировал внимание на глубоких переживаниях Мцыри, делая моменты монашеского заточения тягостными и сдержанными, в то время как сцены на воле наполнил напряжённой энергией и эмоциональным подъёмом.
6. Какую роль играют в поэме картины кавказской природы? Какие литературные приёмы помогли автору показать их, а актёру подчеркнуть интонацией?
В поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри" картины кавказской природы играют ключевую роль, так как они не только создают атмосферу, но и отражают внутренние переживания героя. Природа становится символом свободы, силы и жизненной энергии, к которой стремится Мцыри. Лермонтов использует яркие литературные приёмы — эпитеты, метафоры и сравнения — для того, чтобы передать величие гор, стремительность рек и дикость лесов. Эти описания подчеркивают как мощь природы, так и её близость к душевным порывам юноши.
Актёр, читающий произведение, умело подчёркивает это единение героя с природой через интонацию и ритм. В моменты описания свободы и мощи природы голос актёра становится более энергичным и плавным, что передаёт силу и стремительность горных рек, решительность и свободу орлов. Единый темп и гармония голоса при описании природных явлений и эмоций Мцыри подчеркивают, что природа и герой неразрывно связаны, а их состояния отражают друг друга.
7. Выучите наизусть и прочитайте выразительно отрывок из поэмы от слов «Ты слушать исповедь мою...» до слов «Бежал я долго...» или другие отрывки из исповеди Мцыри.
Рекомендации по выразительному чтению этого отрывка:
1. Начало: "Ты слушать исповедь мою..."
• Интонация: Начните чтение с благодарной и спокойной интонации. Мцыри искренне рад, что может высказать свои переживания, но уже с первых слов чувствуется напряжение.
• Темп: Медленный и размеренный, с акцентом на «благодарю» и «словами облегчить мне грудь».
2. "Я мало жил, и жил в плену..."
• Интонация: Здесь чувствуется грусть и разочарование. Герой осознаёт, что его жизнь была ограничена, и он ничего не видел кроме заточения.
• Темп: Медленный, почти тяжёлый, с акцентом на каждое слово, выражающее его страдания. Важные фразы, как "Я променял бы", "пламенную страсть", должны звучать выразительно.
3. "Я эту страсть во тьме ночной..."
• Интонация: Переход к более напряжённой и страстной интонации. Герой признаётся в своём единственном сильном чувстве — жажде свободы. Важна эмоциональная сила в словах «слезами и тоской».
• Темп: Постепенное ускорение, подчёркивая нарастание внутренней силы и решимости героя.
4. "Старик! я слышал много раз..."
• Интонация: В этих строках нужно передать горечь и разочарование. Мцыри упрекает старика за спасение, которое не принесло ему счастья.
• Темп: Медленный, с акцентом на важных словах: «зачем?», «гроза», «дитя, судьбой — монах».
5. "Ты хочешь знать, что видел я..."
• Интонация: Здесь наступает эмоциональный подъём. Герой вспоминает образы свободы, природы, своего родного дома. Интонация становится более воодушевлённой и яркой, передавая красоту природы и радость свободы.
• Темп: Умеренно быстрый, с лёгкими паузами на описаниях природы («холмы», «груды тёмных скал», «горные хребты»).
6. "Я видел горные хребты..."
• Интонация: В этом месте чтение становится почти торжественным, так как герой описывает красоту и величие Кавказа. Оттените чувства облегчения и возвышенности.
• Темп: Медленный, подчёркивающий значимость этих моментов для героя.
7. Финал: "Бежал я долго..."
• Интонация: Финал отрывка должен быть исполнен напряжённости и решимости. Герой вспоминает свою побег и стремление к свободе.
• Темп: Постепенно ускоряется, передавая стремительность побега и жажду свободы.
Общие рекомендации:
• Паузы: Используйте паузы для того, чтобы подчеркнуть эмоциональные моменты. Например, после «Я мало жил, и жил в плену» сделайте паузу, чтобы усилить эффект.
• Интонации и темп: Чередуйте спокойные, торжественные и напряжённые интонации в зависимости от содержания текста, чтобы передать весь спектр чувств героя — от тоски и боли до воодушевления и решимости.
• Эмоциональная глубина: Постарайтесь прочувствовать каждое слово, как будто вы сами рассказываете свою исповедь.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением