Упр.224 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2021)
Решение #3 (Учебник 2020)
Решение #4 (Учебник 2012)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
1. Прочитайте текст. Какова, по мнению его автора, роль орфоэпического словаря? Какие слова из данного текста нуждаются в комментариях с точки зрения произношения?
Орфоэпические нормы нужно не только соблюдать, но и пропагандировать. Услышав ошибку в чьей-то устной речи, надо в тактичной форме указать на неё говорившему, ссылаясь не на свои ощущения, а на авторитет словаря. И тот, кому адресовано замечание, должен не обижаться, а принять его к сведению. Наличие орфоэпического словаря, безусловно, способствует повышению культуры речи. (По И. Грековой)
По мнению автора, роль орфоэпического словаря в том, что он способствует повышению культуры речи.
Принять, а не принять.
Адресовано, а не адресовано.
Пропагандировать – пр[ъ]п[ъ]г[а]ндир[ъ]в[ъ]ть.
2. Объясните лексическое значение выделенных слов, используя толковые словари (печатные или электронные). В книжной или разговорной речи употребляются эти слова?
Пропагандировать – распространять факты, аргументы, слухи и другие сведения, в том числе заведомо ложные, для воздействия на общественное мнение.
Тактичный – с чувством такта; умеющий вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами.
Авторитет – в общем смысле: общепризнанное значение, влияние, власть; в узком — влияние какого-либо лица, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и так далее.
Способствует – оказывает помощь, содействует; помогает.
Эти слова употребляются в книжной речи.
Произнесите без ошибок примеры из текста рубрики « Возьмите на заметку!». Какие из них имеют помету доп? Что она означает?
[т']екст, к[р']ем, [т']ермин, ко[ф']е
а[т]елье, па[н]ель, бу[т]ерброд, ин[д]екс, шо[с]е, компью[т]ер, мо[д]эль, ло[т]ерея
прог[р']есс (доп. прог[р]есс), ба[с']ейн (доп. ба[с]ейн)
Слова «прогресс» и «бассейн» имеют помету «доп.». Это значит, что допускается два варианта произношения.
Сравните пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары?
[вал] – [в'ал]: слова различаются твёрдым и мягким звуками [в] и [в'].
[мал] – [м'ал]: слова различаются твёрдым и мягким звуками [м] и [м'].
[паток] – [пат'ок]: слова различаются твёрдым и мягким звуками [т] и [т'].
[пыл] – [пыл']: слова различаются твёрдым и мягким звуками [л] и [л'].
[тыкать'] – [т'икат']: слова различаются твёрдым и мягким звуками [т] и [т'].
[нос] – [н'ос]: слова различаются твёрдым и мягким звуками [в] и [в'].
Прочитайте отрывок из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», обратив внимание на произношение выделенных слов. Что подскажет вам, как правильно произносится последнее слово?
«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
– Что [шт], Таня, что [чт] с тобой? – «Мне скучно [шн]…»
Правильно произнести последнее слово «скучно» помогает рифма слова «душно».
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением