Ответы на вопросы на стр.223 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какими красками в стихотворении «нарисован» фонтан?В стихотворении Фёдора Тютчева «Фонтан» фонтан изображен с использованием ярких,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какими красками в стихотворении «нарисован» фонтан?
В стихотворении Фёдора Тютчева «Фонтан» фонтан изображен с использованием ярких, живописных образов, которые передают его движение, блеск и динамику. Тютчев использует несколько цветовых и световых метафор, чтобы создать образ фонтана:
1. Облако живое: Фонтан сравнивается с "облаком живым", что придает ему легкость, воздушность и одновременно подвижность, как будто он живет своей собственной жизнью.
2. Сияние и пламя: Фонтан "сияющий", что указывает на его яркость и блеск на солнце. Также он "пламенеет", что добавляет элемент огненной, искрящейся энергии, создавая ощущение, что фонтан полон жизни и силы.
3. Влажный дым: Фраза "влажный дым" подчеркивает одновременно воздушность и водную природу фонтана. Этот образ создаёт ощущение лёгкого тумана, окутывающего пространство вокруг.
4. Огнецветная пыль: Когда струи фонтана падают обратно на землю, они превращаются в "огнецветную пыль", что ассоциируется с мельчайшими каплями воды, которые переливаются на солнце всеми цветами радуги.
Эти образы вместе создают картину живого, динамичного и сияющего фонтана, который движется и меняет свои формы под воздействием света и воздуха. Тютчев использует красочные, яркие эпитеты и метафоры, чтобы передать всю красоту и энергию этого природного явления.
2. Как воплощено Тютчевым сравнение «луча» фонтана и «водомёта» человеческой мысли?
2.
В стихотворении «Фонтан» Фёдор Тютчев проводит параллель между движением фонтана и человеческой мыслью, используя сравнение «луча» фонтана и «водомета» мысли. Это сравнение воплощено через несколько образов и метафор.
1. Стремление вверх:
o Фонтан: Тютчев описывает, как струя фонтана, словно «луч», поднимается к небу, стремится достичь высоты, но неизбежно падает обратно на землю. Этот образ отражает энергию и устремленность фонтана, который рвется вверх, но не может преодолеть силы, которые его возвращают назад.
o Мысль: Подобно лучу фонтана, человеческая мысль стремится к высшим истинам, к познанию и пониманию, но часто оказывается ограниченной, сталкиваясь с непреодолимыми преградами, вынуждена «падать», сталкиваться с пределами человеческого разума и возможностями постижения.
2. Непостижимость закона:
o Фонтан: Поэт задается вопросом, какой «закон непостижимый» движет фонтаном, заставляя его постоянно подниматься и падать, никогда не достигая окончательной цели. Этот процесс кажется загадочным и бесконечным.
o Мысль: Так же и человеческая мысль движется непостижимыми законами, которые сложно объяснить или понять до конца. Мысль мятежна, её природа — стремление к бесконечному познанию, несмотря на ограничения и преграды.
3. Роковая неизбежность:
o Фонтан: В стихотворении упоминается «длань незримо-роковая», которая преломляет упорный луч фонтана, заставляя его падать обратно на землю. Этот образ символизирует силы, которые ограничивают движение фонтана, не давая ему достичь желаемой высоты.
o Мысль: Подобно этому, человеческая мысль сталкивается с непреодолимыми барьерами, будь то ограничения разума, знание о конечности человеческой жизни или непостижимость высших истин. Эти силы не позволяют мысли достичь абсолютной истины, возвращая её к реальности.
Тютчев, таким образом, через образы фонтана и его движения создает метафору человеческой мысли: её стремление к высотам познания и неизбежное возвращение к пределам, обусловленным человеческой природой. Сравнение «луча» фонтана и «водомета» мысли подчёркивает эту дуальность — стремление к чему-то высшему и неизбежное осознание границ, с которыми сталкивается человек в своём поиске смысла.
3. Какая лексика использована Тютчевым для передачи «закона», согласно которому мысль неистощима, но ограниченна?
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в ноле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...
Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает, и целует,
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
<1836>
В стихотворении Фёдора Тютчева «Фонтан» для передачи идеи о том, что мысль неистощима, но ограниченна, используется особая лексика.
Во-первых, поэт применяет глаголы, передающие движение и стремление: «рвешься», «стремит», «мятет». Эти слова отражают неистовое стремление человеческой мысли к чему-то высокому и недостижимому. Они создают образ мысли, которая постоянно находится в движении, в поиске истины, но сталкивается с непреодолимыми преградами.
Во-вторых, Тютчев вводит образ «незримо-роковой длани», которая символизирует силы судьбы или высшие законы, ограничивающие порывы мысли. Слово «длань» — архаизм, имеющий высокую стилистическую окраску, оно придаёт образу глубину и значимость. «Незримо-роковая» — сочетание, которое подчёркивает таинственность и неизбежность этих сил, которые не дают мысли достичь полной свободы и высших истин.
Тютчев также использует лексику, подчеркивающую цикличность и неизбежность процесса: слово «снова» указывает на постоянное повторение попыток мысли подняться и неизбежное возвращение на землю. Слово «осужден» передает фатальность и неизбежность этого процесса, создавая ощущение, что мысль обречена на вечный цикл подъема и падения.
Важную роль играет и высокая лексика, используемая в стихотворении. К ней относятся слова и выражения, такие как «высота заветная», «огнецветная пыль», «луч упорный». Эта лексика придаёт тексту возвышенный, философский характер, отражая не только физическое движение фонтана, но и духовные поиски человека.
Словосочетание «закон непостижимый» указывает на загадочность и недоступность полного понимания того, что движет мыслью. Слово «неистощимый» подчеркивает бесконечность стремления мысли и её постоянное движение.
Таким образом, с помощью высокой лексики и тщательно подобранных слов, Тютчев создаёт образ человеческой мысли как неистощимой силы, которая, несмотря на своё стремление к высотам, остаётся ограниченной и подчинённой неизбежным законам.
Размышляем о прочитанном
1. В этом одном из самых светлых и радостных стихотворений Тютчева о весеннем пробуждении и воскрешении природы скрывается загадка. В чём она состоит?
Загадка, скрытая в этом стихотворении Тютчева, заключается в двойственности образов и ощущений, которые поэт описывает. Стихотворение изображает пробуждение природы после зимы, но это пробуждение ещё не полностью завершено. Природа находится в промежуточном состоянии: «ещё земли печален вид», «ещё природа не проснулась», но в то же время «воздух уж весною дышит», и «весну послышала она». Таким образом, речь идет о моменте перехода, когда зима ещё не отступила окончательно, но весна уже ощущается, предвещая возрождение.
Загадка состоит в том, что это физическое пробуждение природы тесно переплетается с пробуждением души. Поэт обращается к собственной душе, которая, как и природа, "спала", но теперь начинает "волнуется", её "сон ласкает, и целует, и золотит твои мечты". Вопросы, которые поэт задает в конце стихотворения, усиливают эту двойственность: «Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?». Здесь загадка заключается в том, что Тютчев не даёт прямого ответа, оставляя читателя на грани между двумя возможностями: то ли душа пробуждается от весеннего обновления природы, то ли её волнение вызвано пробуждением чувства любви, которую можно ассоциировать с женщиной.
Таким образом, загадка стихотворения состоит в неразрывной связи между внешними изменениями в природе и внутренними переживаниями человека. Эти изменения и чувства не только переплетаются, но и усиливают друг друга, создавая ощущение волшебства и тайны весеннего пробуждения. Тютчев мастерски оставляет это ощущение недосказанности, приглашая читателя к размышлению о том, что же именно пробуждает его душу — ли это весна в природе или пробуждение любви.
2. Какие эпитеты, метафоры и сравнения привлечены поэтом, чтобы создать образ наступающей весны в природе и весны в душе человека?
В стихотворении Фёдора Тютчева для создания образа наступающей весны в природе и весны в душе человека используются различные эпитеты, метафоры и сравнения, которые придают тексту особую выразительность и эмоциональную глубину.
Эпитеты:
1. "печален вид" — эпитет, описывающий землю, которая ещё не полностью пробудилась от зимы, создаёт ощущение переходного состояния между зимой и весной.
2. "мёртвый стебль" — подчёркивает ещё не завершившийся процесс пробуждения природы, в котором мёртвая природа начинает приходить в движение.
3. "лазорь блестит" — описывает яркость весеннего неба, передавая ощущение свежести и обновления.
4. "золотит твои мечты" — эпитет, описывающий состояние души, которая наполняется светом и теплом весенних ожиданий.
Метафоры:
1. "воздух уж весною дышит" — метафора, передающая ощущение весеннего обновления в воздухе, даже когда природа ещё не полностью пробудилась.
2. "душа, душа, спала и ты..." — метафора, приравнивающая душу человека к природе, которая также пробуждается ото сна.
3. "твой сон ласкает, и целует, и золотит твои мечты" — метафорическое описание того, как весна пробуждает душу человека, наполняя её радостью и мечтами.
Сравнения:
1. "И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветви шевелит" — сравнение движения мёртвого стебля и ветвей ели с началом пробуждения, что символизирует постепенное оживление природы.
2. "Но что же вдруг тебя волнует" — сравнение внутреннего состояния души с тем же весенним пробуждением, которое происходит в природе.
Сочетание этих эпитетов, метафор и сравнений создаёт богатую, многослойную картину весны. Тютчев показывает, как весна постепенно приходит в природу, приводя её в движение, и одновременно пробуждает душу человека, наполняя её радостными, светлыми чувствами и мечтами. Ожидание весны в природе совпадает с внутренним пробуждением, с обновлением и оживлением чувств, создавая цельный, гармоничный образ весны как во внешнем мире, так и в мире внутреннем.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением