Ответы на вопросы на стр.223 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Что вам показалось непривычным, необычным в стихотворении А. В. Кольцова? Есть ли в нём рифма?В стихотворении Алексея Кольцова
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Что вам показалось непривычным, необычным в стихотворении А. В. Кольцова? Есть ли в нём рифма?
В стихотворении Алексея Кольцова "Песня пахаря" действительно есть несколько необычных моментов, которые могут показаться непривычными для читателя, особенно если сравнивать его с классической русской поэзией, например, с произведениями Пушкина или Лермонтова.
1. Отсутствие рифмы:
• В стихотворении Кольцова рифма отсутствует. Это делает его текст ближе к свободному стиху или белому стиху. Это отсутствие рифмы может показаться необычным для классической русской поэзии, где рифма является традиционным элементом.
2. Ритмика и размер:
• Стихотворение написано с использованием народного песенного ритма, что делает его текст звучным и напевным. Кольцов использует повторяющиеся фразы («Ну! тащися, сивка!»), что напоминает зачин или рефрен народной песни. Этот элемент придает тексту динамику и подчеркивает его связь с народным творчеством.
3. Тематика:
• Тематика стихотворения — жизнь крестьянина, его труд и единение с природой. Это соответствует народным песням и фольклорным традициям, которые часто описывают работу на земле, обращения к природе, и молитвы о хорошем урожае.
4. Синтаксис и лексика:
• Стихотворение написано простым, разговорным языком, с использованием традиционной крестьянской лексики и образов, что делает его доступным и понятным широкому кругу читателей. Элементы молитвы и обращения к божественному присутствуют наряду с описанием повседневного труда, что также является характерным для народной культуры.
Вывод:
Стихотворение Кольцова "Песня пахаря" необычно отсутствием рифмы и своим народным характером. В нем нет традиционной для классической поэзии рифмованной структуры, но это компенсируется музыкальностью и ритмом, близким к народной песне. Кольцов использует простой и понятный язык, что делает его произведение живым и близким к реальной жизни крестьянства.
2. Оказывается, что рифма необязательна в стихах. Прочитайте стихотворение А. В. Кольцова вслух. Прислушайтесь к звучанию. Чтение вслух помогло вам понять, почему без рифмы стихи остаются стихами?
Когда читаешь стихотворение А. В. Кольцова вслух, то замечаешь несколько важных элементов, которые делают его именно стихотворением, а не просто прозой:
1. Ритм и метрика:
• В стихотворении присутствует определённый ритм, который создаётся за счёт повторяющихся структур и акцентов. Например, строки «Ну! тащися, сивка» повторяются несколько раз, создавая ритмическую основу. Даже без рифмы, ритм придаёт тексту музыкальность и делает его звучным.
2. Повтор и рефрен:
• Частые повторы, такие как «Ну! тащися, сивка!», действуют как рефрен, который структурирует стихотворение и придаёт ему ритмическое единство. Это создаёт особую атмосферу, напоминающую народные песни, где повторения играют ключевую роль.
3. Интонация и мелодика:
• Чтение стихотворения вслух подчёркивает мелодичность текста. Даже без рифмы, смены интонаций, ритмические паузы и акценты на определённых словах создают музыкальный рисунок, который отличает стихи от прозы.
4. Образность и символика:
• Стихи часто наполнены образами и символами, которые усиливают их поэтическое звучание. В «Песне пахаря» Кольцов использует образы, связанные с природой и крестьянским трудом, что добавляет стихотворению поэтической глубины.
5. Структура:
• Стихотворение структурировано в строки и строфы, что визуально и ритмически отличает его от прозы. Даже при отсутствии рифмы эта структура сохраняет поэтический характер текста.
Заключение:
Чтение стихотворения вслух помогает осознать, что поэзия — это не только рифма. Ритм, мелодичность, повторы и образность создают особую музыкальность и эмоциональность, которые делают текст стихотворением. Именно эти элементы сохраняют поэтическую природу текста, даже когда рифма отсутствует.
3. Чем стихотворение Л. В. Кольцова напоминает народную песню?
Стихотворение А. В. Кольцова «Песня пахаря» напоминает народную песню по нескольким причинам:
1. Рефрен и повторы:
• Частое использование повторяющихся строк, таких как «Ну! тащися, сивка!», создает эффект рефрена, который является характерной чертой народных песен. Повторение одной и той же строки или фразы усиливает ритмическую структуру и помогает запомнить текст, что важно для устного народного творчества.
2. Простота и доступность языка:
• Стихотворение написано простым, разговорным языком, который легко воспринимается на слух и понятен широкому кругу людей. Это сближает его с народными песнями, которые часто передаются устно и должны быть легко понимаемыми.
3. Тематика, связанная с крестьянским трудом и природой:
• Тематика стихотворения — труд пахаря, единение с природой, молитва о хорошем урожае — это типичные темы для народных песен. Народные песни часто описывают повседневную жизнь, работу на земле, взаимодействие с природными стихиями.
4. Ритмичность и музыкальность:
• Стихотворение обладает чётким ритмом, который делает его похожим на песню. Даже без рифмы, ритм стихотворения позволяет ему звучать напевно, что характерно для фольклорных произведений.
5. Эмоциональность и образность:
• Стихотворение Кольцова наполнено образами, близкими народу: земля, зёрна, солнце, скирды. В народных песнях также часто используются такие образы, которые понятны и близки каждому, кто живёт на земле и трудится на ней.
6. Простота строфической структуры:
• Структура стихотворения, разделённого на короткие строфы, напоминает куплеты народной песни, что делает его легко воспринимаемым на слух и ритмически устойчивым.
Заключение:
Стихотворение А. В. Кольцова «Песня пахаря» напоминает народную песню благодаря использованию рефренов, простоты языка, тематике, ритмичности и близости к фольклорным образам. Всё это делает стихотворение живым, доступным и музыкальным, что позволяет ему органично вписываться в традицию народного творчества.
4. Найдите в тексте образы природы, повторы (рефрены), обращения, характерные для народной песни.
В стихотворении А. В. Кольцова «Песня пахаря» можно найти несколько элементов, характерных для народной песни: образы природы, повторы (рефрены) и обращения.
1. Образы природы:
• Зорька: «Красавица зорька в небе загорелась» — образ утренней зари, который часто используется в народной песне для описания начала дня или работы.
• Солнышко: «Из большого леса солнышко выходит» — солнце в народных песнях часто символизирует тепло, жизнь и начало трудового дня.
• Мать-земля: «Мать-земля сырая» — земля представлена как живая сущность, которая питает и воспитывает зёрна, как мать воспитывает ребёнка.
• Травка, колос: «Выйдет в поле травка... вырастет и колос» — образы роста растений, олицетворяющие плодородие и надежду на урожай.
• Ключевая вода: «Водой ключевою» — чистая, живая вода из природных источников, важный элемент для сельскохозяйственной работы.
2. Повторы (рефрены):
• «Ну! тащися, сивка!» — эта фраза повторяется в стихотворении несколько раз, что придаёт тексту ритмичность и музыкальность, типичную для народных песен. Этот рефрен подчеркивает монотонность крестьянского труда и усиливает ощущение усталости и одновременно целеустремлённости.
• «Весело» — слово «весело» повторяется несколько раз в тексте («Весело на пашне», «Весело я лажу», «Весело гляжу я»), что создаёт определённое настроение бодрости и радости от труда.
3. Обращения:
• К коню («сивка»): «Ну! тащися, сивка!» — обращение к лошади (сивке) подчеркивает тесную связь между человеком и животным в процессе труда, что характерно для народных песен.
• К Богу: «Уроди мне, боже, хлеб — мое богатство!» — молитвенное обращение к Богу с просьбой о хорошем урожае.
Заключение:
В стихотворении «Песня пахаря» А. В. Кольцова используются образы природы, повторы и обращения, которые типичны для народной песни. Эти элементы помогают создать у читателя ощущение связи с фольклорной традицией и подчёркивают близость стихотворения к народной культуре.
5. Приведите примеры поэтизации крестьянского труда в песнях А. В. Кольцова.
Алексей Васильевич Кольцов в своих песнях часто поэтизирует крестьянский труд, изображая его не просто как физический труд, но как важную, духовно наполненную деятельность, тесно связанную с природой и жизненным укладом русского крестьянина. Вот несколько примеров поэтизации крестьянского труда из его стихотворений.
1) Весело я лажу
Борону и соху,
Телегу готовлю,
Зерна насыпаю.
Весело гляжу я
На гумно из скирды,
Молочу и вею…
Ну! тащися, сивка!
Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зернышку сготовим
Колыбель святую.
Его вспоит, вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка —
Ну! тащися, сивка!
2) Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Заключение:
Во всех этих примерах А. В. Кольцов показывает крестьянский труд как неотъемлемую часть жизни человека, которая наполнена радостью, духовной значимостью и красотой. В его стихах труд на земле тесно связан с природой и воспринимается как важное и благородное занятие.
Обогащаем свою речь
Как вы понимаете выражение «Выбелим железо о сырую землю»? Отчего плуг, которым пашут землю, становится ярко-светлым, блестящим?
Выражение «Выбелим железо о сырую землю» можно интерпретировать как метафору, которая описывает результат упорного и продуктивного труда. Когда человек усердно и много работает, даже такие прочные и неподатливые материалы, как железо, начинают изменяться под воздействием этого труда. В данном случае, речь идет о плуге, который при вспахивании земли испытывает постоянное трение о почву.
Таким образом, выражение «Выбелим железо о сырую землю» можно рассматривать как образное описание того, как интенсивный и продуктивный труд способен изменить даже самые прочные и неподатливые материалы, делая их более совершенными. Этот процесс символизирует также и изменения в самом человеке, который трудится, показывая, что работа на земле облагораживает и закаляет его характер.
Творческое задание
Вспомните былинного пахаря Микулу Селяниновича. Напоминает ли вам кольцовский герой былинного Микулу? Подготовьте развёрнутый ответ, подкрепляя его цитатами из текстов былины и «Песни пахаря*.
Сравнение Кольцовского пахаря и былинного героя Микулы Селяниновича
В литературе и фольклоре образ пахаря часто связан с представлением о глубокой связи человека с землёй, его трудолюбии и близости к природе. В русских былинах один из самых известных пахарей — это Микула Селянинович. Алексей Кольцов, воспевая образ пахаря в своих стихах, создаёт героя, который во многом перекликается с этим былинным персонажем.
1. Микула Селянинович — символ крестьянского труда и могущества
В былинах Микула Селянинович — это богатырь-крестьянский, который своей силой и мудростью превосходит даже князя. Он олицетворяет крестьянский труд как основу жизни и силы русского народа. Микула — это идеализированный образ пахаря, чей труд неразрывно связан с землёй и который обладает колоссальной физической и моральной силой.
Цитата из былины: «Не могу из земли выдернуть клюшки, В ту ж клюшку на три года земля вросла».
Здесь подчёркивается, что даже князь Владимир не может справиться с работой Микулы, которая для него, пахаря, проста и естественна. Это показывает, что труд крестьянина обладает особенной силой, которая недоступна представителям других сословий.
2. Пахарь из «Песни пахаря» Кольцова — образ трудолюбивого крестьянина
Кольцов в своей «Песне пахаря» также изображает героя, который глубоко связан с землёй и трудом на ней. Его труд, как и у Микулы, представляет собой нечто большее, чем просто физическую работу. Пахарь Кольцова работает с радостью и вдохновением, видя в своём труде высший смысл.
Цитаты из «Песни пахаря»:
«Весело на пашне.
Ну, тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин».
Здесь, как и у Микулы, пахарь ощущает своё единение с природой и свою важную роль в ней. Он воспринимает свою работу как неотъемлемую часть своей жизни, делающую его одновременно и слугой земли, и её хозяином.
«Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зернышку сготовим
Колыбель святую».
Кольцовский пахарь воспринимает свой труд как священное дело, подобное тому, как Микула выполняет свою работу с осознанием её важности и незаменимости.
3. Образ пахаря как духовного деятеля
Оба героя, и Микула, и пахарь Кольцова, не просто работают на земле, но и выполняют важную духовную миссию. Труд для них — это способ поддержания жизни, связи с землёй, и средство достижения благополучия. Оба героя олицетворяют идею, что крестьянский труд — это основа жизни и благополучия общества.
Цитата из былины: «Он пашет, пашет, пашет… Над землёй своим трудом управляет».
Цитата из «Песни пахаря»:
«С тихою молитвой
Я вспашу, посею.
Уроди мне, боже,
Хлеб — мое богатство!»
Эти строки подчёркивают, что труд пахаря — это не просто физическое действие, но и духовный акт, молитва и обращение к высшим силам с просьбой о благополучии и плодородии.
Заключение
Кольцовский пахарь и былинный герой Микула Селянинович имеют много общего. Оба они символизируют важность крестьянского труда, его священность и связь с природой. Они олицетворяют собой идеал трудолюбивого и мудрого крестьянина, который в гармонии с землёй и природой обеспечивает благополучие своего народа. Через образы пахарей Кольцов и народные былины передают идею о том, что труд на земле — это основа жизни, источник силы и благополучия, а также важнейшая духовная ценность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением