Ответы на вопросы на стр.22-23 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Обогащаем свою речь1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Обогащаем свою речь
1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
Пословицы касаются различных аспектов жизни: дружбы, труда, семьи, воспитания, уважения к пожилым людям, добра и зла, лени, учёбы, Родины и многого другого. Они легко запоминаются благодаря ритму и рифме.
Пословицы и поговорки имеют схожесть в том, что это короткие фразы. Однако между ними есть разница: поговорка украшает речь, тогда как пословица представляет собой полное суждение, часто с нравоучительным смыслом.
2. Разделите приведённые на предыдущей странице пословицы на группы по темам. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, используйте слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость.
Родина
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
Дружба
Не мил и свет, когда друга нет.
Один в поле не воин.
Трудолюбие Без труда не выловишь и рыбку из пруда. К большому терпению придёт и умение. Делу — время, потехе — час. Маленькое дело лучше большого безделья.
Учение/образование
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Без наук как без рук.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Лень
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Нерадивость
Дело не медведь, в лес не уйдёт.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Трусость
Молодец на овец, а на молодца — сам овца.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Пуганая ворона куста боится.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Глупость
Дураков не сеют, не жнут — сами родятся.
На голове густо, а в голове пусто.
В трёх соснах заблудился.
Лоб что лопата, а ума небогато.
3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы из басен И. А. Крылова вошли в речевой обиход и стали народными, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.
«Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется» — Подчеркивает важность общения и взаимопонимания между людьми, даже если они далеки друг от друга по своему положению или интересам.
«Капля камень точит» — Подчеркивает силу постоянства и терпения: даже маленькие усилия, повторяемые долгое время, могут достичь большого результата.
«Делу — время, потехе — час» — Призывает к распределению времени на работу и отдых, подчеркивая важность баланса между ними.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь» — Советует тщательно обдумывать свои действия перед тем, как принять окончательное решение.
«Не всё коту масленица» — Подчеркивает, что не всегда бывает хорошо и радостно, в жизни есть и трудные моменты.
«На чужой стороне и весна не красна» — Означает, что в чужом месте всегда хуже, чем на родине, где все привычно и дорого сердцу.
Эти пословицы и поговорки пришли к нам из народной мудрости и стали частью нашей культуры, передавая жизненные уроки и моральные принципы через поколения.
4. Определите смысл поговорок.
Заткнуть за пояс — победить кого-либо.
Рвёт и мечет — ...
При царе Горохе — ...
Медведь на ухо наступил — ...
Составьте предложения с этими поговорками.
Заткнуть за пояс — победить кого-либо, превзойти в чем-то.
На соревнованиях по шахматам он заткнул за пояс всех соперников и выиграл главный приз.
Рвёт и мечет — находится в состоянии сильного гнева, ярости, раздражения.
После того как узнал о предательстве друга, он рвёт и мечет, не в силах сдержать свой гнев.
При царе Горохе — очень давно, в стародавние времена.
Эта история произошла ещё при царе Горохе, когда никто не знал о современных технологиях.
Медведь на ухо наступил — о человеке, который не имеет музыкального слуха.
Как бы он ни старался научиться петь, но медведь ему на ухо наступил, и у него ничего не получается.
5. На титульный лист своей книги «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.
В. И. Даль выбрал пословицу «Пословица несудима» для титульного листа своей книги «Пословицы русского народа», потому что эта пословица отражает суть и значение фольклора. Пословицы являются народной мудростью, накопленной поколениями. Они отражают опыт, ценности и мировоззрение людей. Пословицы нельзя судить или критиковать, потому что они передают коллективное знание и жизненные истины, проверенные временем.
Смысл пословицы: "Пословица несудима" означает, что пословицы нельзя осуждать или оценивать с точки зрения правильности или неправильности. Они являются выражением народной мудрости и традиций, и их ценность в том, что они передают коллективный опыт и наблюдения.
Примеры предложений с пословицей:
1. Когда спорили о значении какой-то пословицы, бабушка сказала: «Пословица несудима, ведь в ней заключена вековая мудрость нашего народа».
2. У каждого народа свои традиции и пословицы, и помни, что «пословица несудима».
3. Даже если ты не согласен с какой-то пословицей, помни, что «пословица несудима» и отражает опыт многих поколений.
6. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
«Видит око, да зуб неймёт»: Желание чего-то недостижимого. Человек видит что-то привлекательное, но не может это получить.
«Дорого, да мило, дёшево, да гнило»: Качественные вещи стоят дороже, но они приятны и долговечны. Дешёвые вещи, хоть и экономят деньги, часто оказываются некачественными и быстро ломаются.
«Делить шкуру неубитого медведя»: Праздновать или делить что-то до того, как это стало реальностью. Означает преждевременные действия или радость.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: Прежде чем принять окончательное решение или совершить действие, следует всё тщательно обдумать и проверить.
«Близок локоток, да не укусишь»: Что-то очень близко, но недостижимо. Используется, когда цель кажется близкой, но её трудно достичь.
«Мал золотник, да дорог»: Маленькая вещь может иметь большую ценность. Это подчеркивает, что важные вещи не всегда большие по размеру.
Рассказ по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Однажды жил-был плотник Иван, известный в своём селе своими мастерскими руками и искусной работой. Ему заказали сделать красивый деревянный стол для местной церкви. Иван решил, что сделает этот стол из самого лучшего дерева, чтобы он прослужил многие годы.
Иван отправился в лес и выбрал лучший дуб для своего проекта. Он привёз дерево домой и начал измерять его. Иван знал, что стол должен быть точных размеров, иначе он не будет таким красивым и устойчивым, как он хотел.
Каждый день, перед тем как начать работу, Иван семь раз проверял свои измерения. Он знал, что одна ошибка может испортить всю работу. Соседи смеялись над Иваном, говоря, что он тратит слишком много времени на измерения. Но Иван продолжал свою работу методично и терпеливо.
Когда стол был готов, все в селе были поражены его красотой и мастерством. Стол был не только красивым, но и очень прочным. Люди поняли, что его терпение и внимательность стоили того. С тех пор, когда кто-то начинал новое дело, в селе говорили: «Семь раз отмерь, один раз отрежь, как Иван».
Этот рассказ подчеркивает важность тщательной подготовки и обдумывания перед важными действиями, чтобы достичь наилучших результатов.
7. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы использовать в своей разговорной речи?
Я бы хотел использовать следующие пословицы и поговорки в своей разговорной речи, так как они содержат мудрость и часто точно передают смысл ситуации:
Семь раз отмерь, один раз отрежь – для подчеркивания важности тщательной подготовки и обдумывания перед принятием решений.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда – чтобы напомнить о необходимости упорного труда для достижения целей.
На чужой стороне и весна не красна – для выражения тоски по родине и подчеркивания её ценности.
Делу время, потехе час – для обозначения важности баланса между работой и отдыхом.
Не всё коту масленица – чтобы напомнить, что в жизни бывают и трудные времена, и не стоит ожидать, что всё всегда будет хорошо.
Мал золотник, да дорог – для подчеркивания ценности маленьких, но значимых вещей.
Близок локоток, да не укусишь – для выражения ситуации, когда цель кажется близкой, но всё ещё недостижима.
Волков бояться — в лес не ходить – для обозначения того, что страхи не должны мешать действовать.
Эти пословицы и поговорки помогут сделать речь более выразительной и богатой, передавая сложные идеи и эмоции через простые и запоминающиеся выражения.
8. Проверьте себя. Отгадайте пословицу по первой части: Пень не околица ...
Своя земля и ...
Век живи — ...
Делу — время, ...
Отгадайте пословицу по её второй части:
..., так и в лес не ходить.
.., а слушать нечего.
... лучше большого безделья.
Назовите пословицы полностью, объясните их смысл.
Пень не околица, а мужик не работник — Подчеркивается важность активности и труда. Даже если человек присутствует, но не работает, его нельзя считать полезным или значимым.
Своя земля и в горсти мила — Родная земля всегда дорога человеку, независимо от её размеров или состояния.
Век живи - век учись — Жизнь — это постоянный процесс обучения и совершенствования. Всегда есть что-то новое, что можно узнать.
Делу — время, потехе — час — Важно уделять время как работе, так и отдыху. Время должно быть распределено между обязанностями и развлечениями.
Волков бояться — в лес не ходить — Не стоит бояться трудностей и препятствий. Если бояться проблем, то никогда не достигнешь своих целей.
Говорил день до вечера, а слушать нечего — Говорить много и долго не значит говорить по делу. Важно, чтобы слова имели смысл и были полезными.
Маленькое дело лучше большого безделья — Лучше сделать что-то малое и полезное, чем ничего не делать вовсе. Маленькие действия могут привести к большим результатам.
9. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, примеры рифм в пословицах.
Меткость и образность
Не всё коту масленица — Эта пословица метко подчеркивает, что в жизни бывают не только радостные, но и трудные времена. Образ масленицы, весёлого праздника, контрастирует с другими, менее приятными периодами.
Скрипучее колесо дольше ездит — Метко показывает, что тот, кто постоянно жалуется или привлекает внимание к своим проблемам, может прожить дольше или получить больше внимания и помощи.
Язык до Киева доведёт — Образность этой пословицы подчеркивает, что с помощью слов и вопросов можно найти выход из любой ситуации или получить нужную информацию.
Медведь на ухо наступил — Образное выражение, указывающее на отсутствие музыкального слуха у человека.
Рифмы в пословицах
Без труда не выловишь и рыбку из пруда — В этой пословице рифма делает её легко запоминающейся и подчёркивает необходимость трудиться для достижения целей.
Работа не волк, в лес не убежит — Рифма создаёт ритмичность и подчёркивает, что работа никуда не денется и всегда будет ждать своего выполнения.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — Здесь рифма и ритм подчёркивают контраст между лёгкостью рассказа и сложностью выполнения дел.
Мал золотник, да дорог — Рифмованное выражение, подчеркивающее, что маленькие вещи могут иметь большую ценность.
Эти примеры показывают, как пословицы и поговорки используют меткость, образность и рифмы для передачи мудрости и жизненных наблюдений, делая их легко запоминающимися и понятными.
10. Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.
Делу время, потехе час
Наступил новый учебный год, и школьники вернулись в свои классы. Восьмиклассник Саша сразу заметил, что его расписание стало более насыщенным. Количество уроков увеличилось, а домашние задания стали сложнее. К тому же, Саша решил записаться на дополнительные занятия по математике, чтобы лучше подготовиться к предстоящим экзаменам.
В первую неделю Саша старался успевать всё: и учиться, и помогать родителям, и встречаться с друзьями. Но к концу недели он понял, что сил уже не хватает. Его друзья предлагали пойти поиграть в футбол, но Саша понимал, что нужно сначала сделать уроки. Каждый раз он повторял себе: "Делу время, потехе час."
Однажды вечером, вернувшись домой после уроков и дополнительных занятий, Саша сел за домашнюю работу. Он уже почти закончил, когда его друг Паша позвонил и предложил пойти кататься на велосипедах. Саша с тоской посмотрел на оставшиеся задания и подумал о том, как приятно было бы немного отдохнуть.
Вспомнив пословицу, Саша вздохнул и отказался от предложения. Он решил, что сначала нужно закончить все дела, а уж потом думать о развлечениях. Вечером, завершив домашнюю работу, Саша почувствовал удовлетворение от выполненных задач. Он понял, что принял правильное решение.
На следующий день, когда Саша закончил уроки и дополнительные занятия, у него осталось свободное время. Он сразу же позвонил Паше и предложил встретиться. Друзья провели отличный вечер, катаясь на велосипедах и обсуждая разные интересные темы. Саша наслаждался этим временем, зная, что все важные дела уже выполнены.
Саша понял, что пословица "Делу время, потехе час" действительно помогает правильно организовать своё время. Теперь он старался всегда сначала выполнять важные задачи, а потом находить время для отдыха и развлечений. Это помогало ему не только успевать всё, но и наслаждаться каждым моментом своей жизни.
Проект
Подготовьте и проведите конкурс на лучшее знание пословиц и верное их толкование. Определите жюри конкурса, а также группу художников-дизайнеров, библиографов, которые подберут книги и статьи для выставки, иллюстрации к пословицам.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением