Ответы на вопросы на стр.216 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Литература и другие виды искусстваКак вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно с помощью музыки они пытались...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Литература и другие виды искусства
Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно с помощью музыки они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?
Композиторы часто обращались к стихотворению Лермонтова "Утёс" из-за его глубокой эмоциональной насыщенности и выразительности, которые естественным образом перекликаются с музыкальной формой искусства. Вот несколько причин, почему именно это стихотворение так привлекает музыкантов и почему они используют музыку для раскрытия его чувств и мыслей:
1. Эмоциональная глубина и универсальность темы:
Стихотворение "Утёс" затрагивает вечные темы одиночества, проходящей мимолётности счастья и внутренней печали, которые легко находят отклик у читателей и слушателей. Музыка, как и поэзия, способна передавать сложные эмоциональные состояния, и композиторы используют её, чтобы подчеркнуть и углубить ту эмоцию, которую Лермонтов вложил в текст.
2. Образность и визуальная сила стихотворения:
Образы утёса, тучи, пустыни и следа, оставленного тучей, дают богатый материал для музыкального воплощения. Композиторы могут выразить величие утёса, лёгкость и мимолётность тучки, пустоту и одиночество окружающего пространства через мелодию, тембр, ритм и гармонию, что делает стихотворение идеальным для музыкальной интерпретации.
3. Контраст и динамика настроения:
В стихотворении присутствует контраст между радостной, лёгкой тучкой и неподвижным, задумчивым утёсом, который остаётся одиноким после её ухода. Музыка может усилить этот контраст, варьируя темп, тональность и динамику, создавая мощный эмоциональный эффект, который трудно передать только словами.
4. Символизм и многослойность:
Утёс и тучка символизируют не только природные явления, но и человеческие чувства — одиночество, печаль, тоску по утраченной близости. Музыка способна передать символические значения через мелодические линии, аккорды и интонации, усиливая и развивая смысл, заложенный в стихотворении.
5. Мелодичность и ритм стихотворения:
Лермонтовское стихотворение само по себе имеет определённую музыкальность — размер, ритм и рифма создают основу для мелодического воплощения. Композиторы, обращаясь к этому тексту, находят в нём естественную мелодию, которую можно развить и расширить в музыкальном произведении.
Музыка способна добавить дополнительные измерения и нюансы в восприятие лермонтовского текста, открывая новые грани его эмоционального и философского содержания. Именно поэтому композиторы так часто выбирают это стихотворение для создания музыкальных произведений.
Фонохрестоматия
«Утёс»
1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучи и утёса?
В стихотворении "Утёс" Лермонтов наделяет образы тучи и утёса характерными чертами, которые придают им своеобразную человечность, отражая разные аспекты человеческой натуры.
1. Характер тучи:
Туча в этом стихотворении представлена как нечто лёгкое, мимолётное и непостоянное. Её можно сравнить с образом человека, который стремится к свободе, не задерживаясь надолго в одном месте. Она "играет" на лазурном небе, что указывает на её беспечность, жизнерадостность и, возможно, даже на её молодость. Туча символизирует легковесность и непостоянство чувств, свойственные тем, кто быстро уходит, не оглядываясь назад, оставляя за собой лишь следы своего кратковременного присутствия. Это может быть образ человека, который не склонен к глубоким переживаниям и легко перемещается от одного состояния или места к другому.
2. Характер утёса:
Утёс, напротив, характеризуется как могучий, старый, устойчивый и неподвижный. Он стоит одиноко и задумчиво, символизируя постоянство, силу и глубину. В нём можно увидеть черты человека, который несёт в себе мудрость и тяжесть прожитых лет, стойкость перед испытаниями, но при этом чувствует одиночество и, возможно, некую печаль о том, что мимолётное счастье прошло. Утёс олицетворяет внутренний мир человека, который испытывает глубокие чувства, скрытые за внешней сдержанностью, и который остаётся одиноким после кратковременной встречи с чем-то светлым и радостным.
3. Контраст и взаимодействие:
Контраст между этими двумя образами подчёркивает их противоположность. Туча — это символ быстротечности, лёгкости и переменчивости, тогда как утёс — символ неизменности, глубины и одиночества. В их взаимодействии можно увидеть метафору встреч людей, когда один остаётся с неизменной внутренней глубиной и переживаниями, а другой проходит, оставляя лишь воспоминание и след в сердце.
Таким образом, туча и утёс в стихотворении Лермонтова представляют собой два противоположных характера, каждый из которых отражает разные аспекты человеческой души и взаимоотношений. Их кратковременная встреча символизирует мимолётность счастья и глубину последующего одиночества.
2. Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы при чтении было понятно ваше отношение к туче. Совпадает ли оно с интонациями актрисы? Если нет, то в чём различие?
Если бы я читал эти строки, то придал бы им лёгкость и мимолётность, подчёркивая радостное и беспечное состояние тучи. Я бы старался передать её легкость, непринуждённость и стремление к свободе, как будто тучка действительно весело играет, наслаждаясь своим кратким временем на утёсе.
Сравнивая это с интонацией актрисы, которая также читает эти строки радостно, можно сказать, что наше восприятие совпадает в общей интонации. Однако возможные различия могут заключаться в нюансах: если я добавлю нотку меланхолии в конце фразы, это будет отражать понимание того, что радость тучи мимолётна, а актриса может сосредоточиться исключительно на передаче радости и беззаботности.
Таким образом, различие может быть в том, насколько явно подчёркивается контраст между лёгкостью тучи и её временной природой.
3. Как вы думаете, почему актриса делает долгую паузу перед словами «одиноко / Он стоит, задумался глубоко...»?
Актриса, вероятно, делает долгую паузу перед словами «одиноко / Он стоит, задумался глубоко...», чтобы подчеркнуть значительный контраст между двумя частями стихотворения. Эта пауза служит нескольким целям:
1. Создание контраста: Пауза отделяет радостную, мимолётную первую часть стихотворения, где тучка весело играет, от второй, гораздо более серьёзной и печальной части, где раскрывается одиночество и глубина утёса. Такая пауза помогает аудитории ощутить резкий переход от лёгкости к тяжести, от мимолётной радости к глубокой задумчивости и печали.
2. Подчёркивание одиночества: Долгая пауза перед словом «одиноко» усиливает ощущение пустоты и одиночества, как если бы мир замер в тишине перед тем, как осознать это состояние. Это помогает зрителям глубже прочувствовать эмоциональное состояние утёса, его глубокую задумчивость и одиночество.
3. Подготовка к эмоциональной кульминации: Пауза может также служить для создания напряжения и ожидания, подготавливая слушателя к кульминационному моменту стихотворения. Когда актриса наконец произносит слова «одиноко / Он стоит, задумался глубоко...», эти слова звучат ещё более мощно и значимо.
Таким образом, долгая пауза перед этой фразой позволяет актрисе максимально выразительно передать переход от лёгкой беззаботности к тяжёлому, глубинному одиночеству, подчёркивая эмоциональную глубину стихотворения.
Совершенствуем свою речь
1. Готовясь к выразительному чтению стихотворений Лермонтова, важно обратить внимание на то, что, описывая судьбу листка или утёса, поэт рассказывает нам о человеческих судьбах, чувствах и переживаниях, радостях и страданиях. А сами чувства и настроения поэта становятся близкими читателю. Найдите наиболее верную интонацию, поставьте правильно логические ударения при произнесении стихотворных строчек: «оторвался от ветки родимой... жестокою бурей гонимый», «засох и увял он от холода, зноя и горя», «прижался у корня чинары», «приюта на время он молит с тоскою глубокой», «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой».
Для выразительного чтения стихотворений Лермонтова важно правильно расставить акценты и интонации. Вот ключевые моменты для каждой строчки:
• «оторвался от ветки родимой... жестокою бурей гонимый» — акцент на «ветке» и «бурей», с интонацией сожаления и беспокойства.
• «засох и увял он от холода, зноя и горя» — подчёркивайте «засох», «увял» и «горя», передавая чувство обречённости.
• «прижался у корня чинары» — выделите «прижался» и «корня», читая мягко и с мольбой.
• «приюта на время он молит с тоскою глубокой» — акцент на «приюта» и «молит», с интонацией отчаяния и тоски.
• «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой» — подчеркните «до срока» и «суровой», добавив горечь и смирение.
2. Какие художественные средства выразительности помогают показать страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом, подтвердив ваш ответ примерами из стихотворений Лермонтова.
В стихотворениях Лермонтова различные художественные средства выразительности помогают передать такие чувства, как сострадание, сочувствие и осуждение. Вот некоторые из них:
1. Эпитеты:
• Сострадание и сочувствие: Лермонтов часто использует эпитеты, чтобы подчеркнуть эмоциональное состояние героя или описываемого объекта. Например, в стихотворении «Листок» он описывает листок как «сухой» и «увядший», что вызывает у читателя чувство жалости к этому беззащитному объекту, оторванному от родного дерева.
• Пример: «Одинокий, он летает на чужбине...» — эпитет «одинокий» подчеркивает чувство изоляции и вызывает у читателя сочувствие.
2. Метафоры:
• Сострадание и сочувствие: Лермонтов использует метафоры для передачи глубоких эмоциональных переживаний. В стихотворении «Парус» парус символизирует душу человека, ищущего свободу, но также страдающего от одиночества. Это вызывает сочувствие у читателя к метафорическому «парусу».
• Пример: «Белее парус одинокий...» — парус здесь метафорически представляет собой страдающую душу.
• Осуждение: В «Смерти поэта» Лермонтов осуждает убийц Пушкина, называя их «вожди», чьи руки «кровью не омыты». Метафора «руки не омыты» усиливает осуждение их действий.
• Пример: «И вы не смоете всей вашей черной кровью...»
3. Риторические вопросы:
• Осуждение: Лермонтов использует риторические вопросы для выражения негодования и осуждения. В «Смерти поэта» он задает вопросы, которые подчеркивают бессмысленность и жестокость убийства Пушкина, заставляя читателя задуматься о несправедливости происходящего.
• Пример: «Зачем от мирных нег и дружбы простодушной...»
4. Повторы:
• Сострадание и сочувствие: В стихотворении «Утёс» Лермонтов повторяет слово «одиноко», чтобы усилить ощущение одиночества и печали, вызывая сочувствие к утёсу, оставшемуся в пустыне после ухода тучи.
• Пример: «Одиноко он стоит, задумался глубоко...»
5. Антитеза:
• Осуждение: Лермонтов часто использует антитезу для контраста между возвышенными идеалами и реальностью. В «Думе» он противопоставляет молодое поколение, потерявшее веру и идеалы, тем, кто шёл на борьбу за правду и свободу. Это позволяет поэту выразить осуждение современному обществу.
• Пример: «Над миром мы пройдем без шума и следа, // Не бросивши векам ни мысли плодовитой...»
Эти художественные средства помогают Лермонтову выразительно передать свои чувства и мысли, делая их близкими и понятными читателю.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением