Ответы на вопросы на стр.215 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Литература и другие виды искусства
Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
Картина К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и стихотворение Некрасова «Железная дорога» обе посвящены теме тяжелого труда простых людей, которые участвовали в создании и поддержании железнодорожной инфраструктуры. Обе работы подчеркивают тяжесть этого труда, условия, в которых он выполнялся, и жертвы, принесенные ради прогресса.
Идея близости:
1. Изображение тяжкого труда: В обоих произведениях показан труд рабочих, выполняющих физически изнурительную работу. На картине Савицкого рабочие изображены в процессе ремонта железной дороги — они переносят тяжелые грузы, работают с инструментами в явно нелегких условиях. В стихотворении Некрасова также акцентируется внимание на трудностях, с которыми сталкивались строители железной дороги, и на жертвах, которые они приносили ради этого труда.
2. Сочувствие и уважение к труду: И Савицкий, и Некрасов выражают глубокое сочувствие к рабочим и уважение к их труду. Савицкий показывает рабочих в реальных, неприукрашенных условиях, подчеркивая физическую нагрузку и усилия, которые они прикладывают. Некрасов в своем стихотворении также подчеркивает, что именно простые люди, "мирные дети труда", сделали возможным создание железной дороги, и что их труд заслуживает уважения.
Отличие в мысли:
1. Эмоциональный акцент: Картина Савицкого сосредоточена на изображении момента работы, передавая физическую тяжесть и концентрацию на задаче. Она фиксирует конкретный эпизод и передает реализм происходящего. В стихотворении Некрасова, помимо описания труда, значительное внимание уделено социальным аспектам и последствиям этого труда для народа. Некрасов делает акцент на несправедливости и ценой, которую платят люди, включая страдания, нищету и смерть.
2. Отношение к будущему: В стихотворении Некрасова есть элементы размышлений о будущем и попытка осмыслить труд народа в более широком социальном и историческом контексте. Некрасов говорит о том, что народ вынесет всё, что ему придется пережить, и выражает надежду на лучшее будущее, хотя и с печалью о том, что сам он этого будущего не увидит. Картина Савицкого, в отличие от этого, не содержит в себе таких размышлений; она фокусируется на конкретной ситуации, передавая текущее состояние и условия труда, не касаясь философии или прогнозов на будущее.
Таким образом, обе работы очень близки по духу, так как они направлены на осмысление и изображение тяжелого труда русского народа. Однако стихотворение Некрасова добавляет к этому еще и размышления о социальной несправедливости и надежду на лучшее будущее, тогда как картина Савицкого концентрируется на реалистичном отображении физического труда и конкретного момента времени.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Железная дорога»
1. Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентируют слова: славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразья в природе; всё хорошо под сиянием лунным!
Поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги с описания прекрасной осенней природы для того, чтобы создать контраст между природной гармонией и теми ужасными условиями, в которых трудились строители железной дороги. Этот контраст позволяет ярче и эмоциональнее подчеркнуть главную тему стихотворения — тяжелый труд простого народа, его страдания и жертвы.
Природа как символ гармонии и красоты: Описывая осеннюю природу, Некрасов создает образ идеального, спокойного и гармоничного мира. Слова "славная осень", "покой и простор", "морозные ночи", "ясные, тихие дни" вызывают чувство умиротворения и наслаждения красотой окружающего мира. Автор подчеркивает, что в природе "нет безобразья", что она прекрасна и совершенна. Эти образы создают ощущение естественного порядка, спокойствия и равновесия, которым противопоставлен тяжкий труд людей, нарушающий этот естественный мир.
Контраст между природой и человеческим трудом: Когда поэт переходит от описания природы к рассказу о строительстве железной дороги, контраст становится особенно ощутимым. Красота и спокойствие природы резко противопоставляются изнуряющему труду, страданиям и жертвам, которые были необходимы для создания железной дороги. Описание природы помогает читателю увидеть, насколько этот труд был нелегким и насколько он противоречил естественному порядку вещей.
Акцент на словах как способ усилить эмоциональное воздействие: Поэт, а вслед за ним и актер, акцентируют слова о прекрасной природе, чтобы усилить контраст и эмоциональное воздействие на читателя или слушателя. Эти акценты заставляют остановиться на каждом из описанных природных явлений, прочувствовать их красоту и спокойствие, а затем осознать, насколько этот мир отличается от мира человеческого труда и страданий. Акцент на этих словах также подчеркивает, что природа остается неизменной и равнодушной к человеческим бедам, что еще больше усиливает трагизм ситуации.
В итоге, начинающее стихотворение описание природы создает необходимую эмоциональную и смысловую основу для последующего повествования, делая его более выразительным и сильным.
2. Какой приём использовал поэт, сначала дав описание славной осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? Как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?
Поэт использовал прием антитезы, чтобы подчеркнуть контраст между спокойствием и красотой осенней природы и ужасами строительства железной дороги. Этот прием помогает создать резкое противопоставление, которое усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
Актёр кардинально меняет интонацию прочтения, переходя от мягкой и спокойной интонации в описании осени к резкой и напряжённой при изображении строительства железной дороги.
3. На чьей стороне актёр в споре поэта и генерала? Как позиция актёра выражена в его чтении?
Актёр интонацией, паузами и логическими ударениями показывает, что он на стороне поэта. В его исполнении голос приобретает тепло и сочувствие, когда он озвучивает слова поэта, подчёркивая их искренность и значимость.
4. Какой приём используют поэт и актёр, изображая «светлую сторону» истории о строительстве железной дороги? С каким чувством актёр читает слова «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?..»
Приём иронии. С тонкой насмешкой и легкой печалью актёр читает указанные слова, подчёркивая разрыв между официальной версией "светлой стороны" истории и реальными страданиями людей, скрытыми за этой показной картиной.
5. «Железная дорога» — стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли, современные и для наших дней? Найдите эти строки, подготовьте развёрнутый устный ответ с обоснованием современного звучания произведения Н. А. Некрасова.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» содержит множество мыслей, которые остаются актуальными и в наши дни. Эти три отрывка представляют ключевые идеи, которые находят отклик в современном обществе.
Социальная несправедливость и сила голода:
«В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Эти строки говорят о том, что голод — мощная сила, которая управляет людьми, заставляет их работать в нечеловеческих условиях, толкает на подвиги и заставляет терпеть лишения. Голод, как символ бедности и нужды, остаётся актуальным и сегодня. В современном мире миллионы людей всё ещё живут в бедности, вынуждены трудиться, чтобы выжить, а социальная несправедливость остаётся одной из главных проблем. Стихотворение напоминает нам о том, что борьба с бедностью и голодом — это не только экономический вопрос, но и вопрос справедливости и человечности.
Уважение к труду и простым людям:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Здесь поэт подчеркивает необходимость уважения к труду и людям, которые этим трудом занимаются. В современном обществе, где часто превозносится успех, достигнутый за счёт интеллектуальной деятельности или бизнеса, легко забыть о важности и ценности физического труда. Эти строки призывают нас уважать всех, кто трудится, независимо от рода деятельности, и помнить, что каждый труд достоин признания и уважения. Эта мысль остаётся особенно важной в условиях, когда усилия простых людей часто остаются недооценёнными.
Непоколебимая стойкость русского народа:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Эти строки выражают уверенность в стойкости и выносливости русского народа, его способности преодолевать любые трудности. В современном контексте это напоминает о том, что даже в самых тяжёлых обстоятельствах народ сохраняет силу духа и способность справляться с испытаниями. Эта мысль актуальна в любые времена, особенно в периоды кризисов и перемен, когда общество сталкивается с вызовами, требующими единства и мужества.
Современное звучание стихотворения:
Эти отрывки подчеркивают, что социальная справедливость, уважение к труду и стойкость народа остаются вечными и актуальными темами. В современном мире, как и во времена Некрасова, существует необходимость бороться с бедностью, уважать труд простых людей и сохранять веру в будущее. Стихотворение «Железная дорога» напоминает нам о том, что, несмотря на все испытания, народ способен преодолеть любые трудности, и что этот опыт стоит не только помнить, но и применять в жизни сегодня.
6. Подготовьте выразительное чтение одной из глав стихотворения.
Текст для чтения:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! и кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Рекомендации для чтения:
1. Начало чтения (первые четыре строки):
o Читайте с мягкой, плавной интонацией, передавая ощущение свежего осеннего воздуха и лёгкости.
o Выделите слова "здоровый" и "ядреный", чтобы подчеркнуть силу и энергию, которую даёт природа.
o Сделайте небольшую паузу после слов "сахар лежит", чтобы создать образ замедленного движения времени.
2. Средняя часть (следующие четыре строки):
o Читайте с чувством умиротворения и покоя. Темп должен быть плавным, без резких интонационных скачков.
o Слова "покой и простор" выделите, сделайте после них паузу, чтобы передать ощущение бескрайности и тишины природы.
o При чтении "жёлты и свежи" можно сделать небольшую паузу после "жёлты", чтобы подчеркнуть яркость и свежесть осенней листвы.
3. Заключительная часть (последние четыре строки):
o Здесь интонация должна передавать восхищение красотой природы и одновременно лёгкую грусть от осознания мимолётности момента.
o Слова "Нет безобразья в природе!" читайте с особым акцентом, как утверждение того, что в природе всё гармонично.
o При переходе к строкам "Быстро лечу я по рельсам чугунным", меняйте интонацию на более задумчивую и немного торопливую, передавая движение поезда и мысли, которые захватывают рассказчика.
o Закончите чтение с лёгким замедлением, чтобы передать ощущение глубокой, но спокойной раздумья.
Пример интонационного рисунка:
• Начало: лёгкая, плавная, восхищённая интонация.
• Средняя часть: умиротворённая, спокойная интонация, чуть замедленный темп.
• Заключение: задумчивая, чуть торопливая интонация с замед-лением в конце.
Эти рекомендации помогут передать всю красоту и умиротворение осенней природы, которые Некрасов передает в первой главе своего стихотворения, а также плавно ввести слушателя в размышления рассказчика, переходящие в основное повествование.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением