Ответы на вопросы на стр.215 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Литература и другие виды искусстваРассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Литература и другие виды искусства
Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
Картина К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и стихотворение Некрасова «Железная дорога» обе посвящены теме тяжелого труда простых людей, которые участвовали в создании и поддержании железнодорожной инфраструктуры. Обе работы подчеркивают тяжесть этого труда, условия, в которых он выполнялся, и жертвы, принесенные ради прогресса.
Идея близости:
1. Изображение тяжкого труда: В обоих произведениях показан труд рабочих, выполняющих физически изнурительную работу. На картине Савицкого рабочие изображены в процессе ремонта железной дороги — они переносят тяжелые грузы, работают с инструментами в явно нелегких условиях. В стихотворении Некрасова также акцентируется внимание на трудностях, с которыми сталкивались строители железной дороги, и на жертвах, которые они приносили ради этого труда.
2. Сочувствие и уважение к труду: И Савицкий, и Некрасов выражают глубокое сочувствие к рабочим и уважение к их труду. Савицкий показывает рабочих в реальных, неприукрашенных условиях, подчеркивая физическую нагрузку и усилия, которые они прикладывают. Некрасов в своем стихотворении также подчеркивает, что именно простые люди, "мирные дети труда", сделали возможным создание железной дороги, и что их труд заслуживает уважения.
Отличие в мысли:
1. Эмоциональный акцент: Картина Савицкого сосредоточена на изображении момента работы, передавая физическую тяжесть и концентрацию на задаче. Она фиксирует конкретный эпизод и передает реализм происходящего. В стихотворении Некрасова, помимо описания труда, значительное внимание уделено социальным аспектам и последствиям этого труда для народа. Некрасов делает акцент на несправедливости и ценой, которую платят люди, включая страдания, нищету и смерть.
2. Отношение к будущему: В стихотворении Некрасова есть элементы размышлений о будущем и попытка осмыслить труд народа в более широком социальном и историческом контексте. Некрасов говорит о том, что народ вынесет всё, что ему придется пережить, и выражает надежду на лучшее будущее, хотя и с печалью о том, что сам он этого будущего не увидит. Картина Савицкого, в отличие от этого, не содержит в себе таких размышлений; она фокусируется на конкретной ситуации, передавая текущее состояние и условия труда, не касаясь философии или прогнозов на будущее.
Таким образом, обе работы очень близки по духу, так как они направлены на осмысление и изображение тяжелого труда русского народа. Однако стихотворение Некрасова добавляет к этому еще и размышления о социальной несправедливости и надежду на лучшее будущее, тогда как картина Савицкого концентрируется на реалистичном отображении физического труда и конкретного момента времени.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
«Железная дорога»
1. Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентируют слова: славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразья в природе; всё хорошо под сиянием лунным!
Поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги с описания прекрасной осенней природы для того, чтобы создать контраст между природной гармонией и теми ужасными условиями, в которых трудились строители железной дороги. Этот контраст позволяет ярче и эмоциональнее подчеркнуть главную тему стихотворения — тяжелый труд простого народа, его страдания и жертвы.
Природа как символ гармонии и красоты: Описывая осеннюю природу, Некрасов создает образ идеального, спокойного и гармоничного мира. Слова "славная осень", "покой и простор", "морозные ночи", "ясные, тихие дни" вызывают чувство умиротворения и наслаждения красотой окружающего мира. Автор подчеркивает, что в природе "нет безобразья", что она прекрасна и совершенна. Эти образы создают ощущение естественного порядка, спокойствия и равновесия, которым противопоставлен тяжкий труд людей, нарушающий этот естественный мир.
Контраст между природой и человеческим трудом: Когда поэт переходит от описания природы к рассказу о строительстве железной дороги, контраст становится особенно ощутимым. Красота и спокойствие природы резко противопоставляются изнуряющему труду, страданиям и жертвам, которые были необходимы для создания железной дороги. Описание природы помогает читателю увидеть, насколько этот труд был нелегким и насколько он противоречил естественному порядку вещей.
Акцент на словах как способ усилить эмоциональное воздействие: Поэт, а вслед за ним и актер, акцентируют слова о прекрасной природе, чтобы усилить контраст и эмоциональное воздействие на читателя или слушателя. Эти акценты заставляют остановиться на каждом из описанных природных явлений, прочувствовать их красоту и спокойствие, а затем осознать, насколько этот мир отличается от мира человеческого труда и страданий. Акцент на этих словах также подчеркивает, что природа остается неизменной и равнодушной к человеческим бедам, что еще больше усиливает трагизм ситуации.
В итоге, начинающее стихотворение описание природы создает необходимую эмоциональную и смысловую основу для последующего повествования, делая его более выразительным и сильным.
2. Какой приём использовал поэт, сначала дав описание славной осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? Как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?
Поэт использовал прием антитезы, чтобы подчеркнуть контраст между спокойствием и красотой осенней природы и ужасами строительства железной дороги. Этот прием помогает создать резкое противопоставление, которое усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
Актёр кардинально меняет интонацию прочтения, переходя от мягкой и спокойной интонации в описании осени к резкой и напряжённой при изображении строительства железной дороги.
3. На чьей стороне актёр в споре поэта и генерала? Как позиция актёра выражена в его чтении?
Актёр интонацией, паузами и логическими ударениями показывает, что он на стороне поэта. В его исполнении голос приобретает тепло и сочувствие, когда он озвучивает слова поэта, подчёркивая их искренность и значимость.
4. Какой приём используют поэт и актёр, изображая «светлую сторону» истории о строительстве железной дороги? С каким чувством актёр читает слова «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?..»
Приём иронии. С тонкой насмешкой и легкой печалью актёр читает указанные слова, подчёркивая разрыв между официальной версией "светлой стороны" истории и реальными страданиями людей, скрытыми за этой показной картиной.
5. «Железная дорога» — стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли, современные и для наших дней? Найдите эти строки, подготовьте развёрнутый устный ответ с обоснованием современного звучания произведения Н. А. Некрасова.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» содержит множество мыслей, которые остаются актуальными и в наши дни. Эти три отрывка представляют ключевые идеи, которые находят отклик в современном обществе.
Социальная несправедливость и сила голода:
«В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Эти строки говорят о том, что голод — мощная сила, которая управляет людьми, заставляет их работать в нечеловеческих условиях, толкает на подвиги и заставляет терпеть лишения. Голод, как символ бедности и нужды, остаётся актуальным и сегодня. В современном мире миллионы людей всё ещё живут в бедности, вынуждены трудиться, чтобы выжить, а социальная несправедливость остаётся одной из главных проблем. Стихотворение напоминает нам о том, что борьба с бедностью и голодом — это не только экономический вопрос, но и вопрос справедливости и человечности.
Уважение к труду и простым людям:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Здесь поэт подчеркивает необходимость уважения к труду и людям, которые этим трудом занимаются. В современном обществе, где часто превозносится успех, достигнутый за счёт интеллектуальной деятельности или бизнеса, легко забыть о важности и ценности физического труда. Эти строки призывают нас уважать всех, кто трудится, независимо от рода деятельности, и помнить, что каждый труд достоин признания и уважения. Эта мысль остаётся особенно важной в условиях, когда усилия простых людей часто остаются недооценёнными.
Непоколебимая стойкость русского народа:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Эти строки выражают уверенность в стойкости и выносливости русского народа, его способности преодолевать любые трудности. В современном контексте это напоминает о том, что даже в самых тяжёлых обстоятельствах народ сохраняет силу духа и способность справляться с испытаниями. Эта мысль актуальна в любые времена, особенно в периоды кризисов и перемен, когда общество сталкивается с вызовами, требующими единства и мужества.
Современное звучание стихотворения:
Эти отрывки подчеркивают, что социальная справедливость, уважение к труду и стойкость народа остаются вечными и актуальными темами. В современном мире, как и во времена Некрасова, существует необходимость бороться с бедностью, уважать труд простых людей и сохранять веру в будущее. Стихотворение «Железная дорога» напоминает нам о том, что, несмотря на все испытания, народ способен преодолеть любые трудности, и что этот опыт стоит не только помнить, но и применять в жизни сегодня.
6. Подготовьте выразительное чтение одной из глав стихотворения.
Текст для чтения:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! и кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Рекомендации для чтения:
1. Начало чтения (первые четыре строки):
o Читайте с мягкой, плавной интонацией, передавая ощущение свежего осеннего воздуха и лёгкости.
o Выделите слова "здоровый" и "ядреный", чтобы подчеркнуть силу и энергию, которую даёт природа.
o Сделайте небольшую паузу после слов "сахар лежит", чтобы создать образ замедленного движения времени.
2. Средняя часть (следующие четыре строки):
o Читайте с чувством умиротворения и покоя. Темп должен быть плавным, без резких интонационных скачков.
o Слова "покой и простор" выделите, сделайте после них паузу, чтобы передать ощущение бескрайности и тишины природы.
o При чтении "жёлты и свежи" можно сделать небольшую паузу после "жёлты", чтобы подчеркнуть яркость и свежесть осенней листвы.
3. Заключительная часть (последние четыре строки):
o Здесь интонация должна передавать восхищение красотой природы и одновременно лёгкую грусть от осознания мимолётности момента.
o Слова "Нет безобразья в природе!" читайте с особым акцентом, как утверждение того, что в природе всё гармонично.
o При переходе к строкам "Быстро лечу я по рельсам чугунным", меняйте интонацию на более задумчивую и немного торопливую, передавая движение поезда и мысли, которые захватывают рассказчика.
o Закончите чтение с лёгким замедлением, чтобы передать ощущение глубокой, но спокойной раздумья.
Пример интонационного рисунка:
• Начало: лёгкая, плавная, восхищённая интонация.
• Средняя часть: умиротворённая, спокойная интонация, чуть замедленный темп.
• Заключение: задумчивая, чуть торопливая интонация с замед-лением в конце.
Эти рекомендации помогут передать всю красоту и умиротворение осенней природы, которые Некрасов передает в первой главе своего стихотворения, а также плавно ввести слушателя в размышления рассказчика, переходящие в основное повествование.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением