Ответы на вопросы на стр.214 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 7 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?Эпиграф «Разговор в вагоне» в стихотворении Некрасова «Железная дорога»...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 7 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
Эпиграф «Разговор в вагоне» в стихотворении Некрасова «Железная дорога» имеет важное значение, так как он сразу задает тон и формирует рамку для последующего повествования. Этот эпиграф указывает на то, что стихотворение представляет собой не просто лирическое описание или монолог, а именно диалог, в котором сталкиваются разные точки зрения и социальные позиции.
«Разговор в вагоне» символизирует общение между разными слоями общества — теми, кто пользуется плодами прогресса, и теми, кто заплатил за этот прогресс тяжелым трудом и жизнями. В этом разговоре сливаются два мира: мир благополучия и удобства, представленный пассажирами поезда, и мир страданий и лишений, о которых рассказывает рассказчик, знающий истинную цену строительства железной дороги.
Эпиграф подчеркивает, что тема стихотворения будет развиваться через столкновение взглядов и восприятий, через диалог между автором и его собеседниками, которые, возможно, не понимают всей сложности и трагичности ситуации, описанной далее в стихотворении. В итоге «Разговор в вагоне» не только задает структуру произведения, но и акцентирует внимание на социальной несправедливости и на разрыве между внешним благополучием и внутренней трагедией, скрытой за этим благополучием.
2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
В первой части стихотворения Некрасов описывает осень, подчеркивая её особенную красоту и гармонию. Человек, который видит природу таким образом, обладает тонким чувством восприятия окружающего мира. Он видит красоту даже в тех деталях, которые могли бы показаться непривлекательными: в "кочках", "моховых болотах" и "пнях". Для него нет "безобразья в природе", всё воспринимается как нечто целостное и родное. Описание осени наполнено ощущением покоя, умиротворенности и одновременно здоровой силы, которую человек черпает из природы.
Этот человек — наблюдатель, ценящий естественную красоту русской земли, и его восприятие природы тесно связано с ощущением единства с Родиной. Он видит в ней источник вдохновения и духовного покоя.
Когда автор говорит о том, что он "быстро летит по рельсам чугунным", и начинает "думать думу свою", происходит переход от созерцательной, спокойной картины природы к размышлениям о жизни и о роли человека в этом мире. Именно этот момент создает связь с последующим разговором в вагоне.
Разговор с соседями по вагону противопоставляет два мира: мир красоты и покоя природы, который виден поэту, и мир тяжелого, изнуряющего труда, который скрыт за благополучием и удобством железной дороги. В контексте этого стихотворения картина природы становится символом того, что находится за пределами человеческого вмешательства, той самой России, которая "всюду родимая". Однако этот покой и простор природы резко контрастируют с тем, какой ценой был построен этот новый "цивилизованный" мир железных дорог.
Таким образом, картина природы в начале стихотворения задает тон для последующего размышления, где красота и величие родной земли противопоставляются тяжести человеческих страданий, которые привели к появлению этой железной дороги. Это подчеркивает мысль о том, что прогресс, олицетворенный железной дорогой, имеет свою тёмную сторону — страдания и жертвы простых людей, скрытые за фасадом внешнего благополучия.
3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?
Как вы понимаете следующие строки?
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе...
Какая мысль выражена антитезой?
Некрасов называет голод «царём» для того, чтобы подчеркнуть его абсолютную власть и всепроникающее влияние на жизнь простых людей. В контексте стихотворения голод — это не просто отсутствие еды, а символ всей той беды, нищеты и лишений, с которыми сталкиваются люди, вынужденные строить железную дорогу. Власть этого «царя» проявляется в том, что голод управляет жизнью и поступками людей, заставляя их идти на тяжелый и изнурительный труд, нередко приводящий к смерти. Голод становится неким безжалостным правителем, от которого невозможно укрыться и чьи приказы невозможно игнорировать.
Строки «Многие - в страшной борьбе, / К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе...» выражают мысль о том, что многие люди, принявшие участие в строительстве железной дороги, заплатили за это своей жизнью. Они пытались оживить «бесплодные дебри» — освоить и окультурить дикую природу, превратить её в пригодное для использования пространство. Однако в этой борьбе с природой и обстоятельствами они нашли свою смерть. Эти строки передают трагическую судьбу тех, кто пытался превозмочь трудности, но в итоге был побежден.
Антитеза в этих строках выражает контраст между жизнью и смертью: люди стремятся «воззвать к жизни» мертвую, бесплодную природу, но в процессе сами обретают «гроб» — смерть. Эта антитеза отражает основную мысль стихотворения: человеческий труд, особенно труд простых людей, часто приводит не к созиданию и улучшению жизни, а к разрушению и гибели. В этом заключается трагический парадокс, который Некрасов раскрывает в своем стихотворении.
4. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?
Фантастическая картина в стихотворении Некрасова "Железная дорога", где изображается толпа мертвецов, является одной из самых ярких и эмоционально насыщенных сцен произведения. В этом эпизоде перед читателем предстает видение рабочих, которые погибли при строительстве железной дороги. Их образы создают впечатление страшной, но величественной картины, напоминающей о тяжких страданиях, которые сопутствовали прогрессу.
Слова мертвецов «Божии ратники, мирные дети труда» указывают на то, что эти люди были простыми рабочими, которые трудились не ради славы или войны, а ради того, чтобы выжить и прокормить свои семьи. Они выполняли свою работу честно и самоотверженно, и поэтому Некрасов наделяет их эпитетами, которые подчеркивают их достоинство и важность их труда. В этих словах звучит противоречие между их мирной, трудовой жизнью и той мучительной смертью, которую они приняли на строительстве.
Из их песни мы узнаем о том, насколько тяжелы были условия их жизни и работы. Они поют о том, что их труд был не вознагражден по достоинству, что они умерли в нищете и лишениях. Песня вызывает чувство глубокого сострадания и горечи, так как раскрывает трагедию простых людей, чьи жизни были принесены в жертву ради прогресса, но при этом их страдания и жертвы остались незамеченными и непризнанными. В этой песне также слышится негодование и обвинение в адрес тех, кто использовал их труд, не задумываясь о том, какой ценой это было достигнуто.
Таким образом, эта сцена в стихотворении подчеркивает основную мысль Некрасова о несправедливости и социальной неравности, показывая, что за великими достижениями прогресса стоят огромные человеческие жертвы, которые нельзя игнорировать.
5. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?
Эти строки отражают веру поэта в силу и выносливость русского народа. Некрасов выражает убеждение, что народ, несмотря на все трудности и испытания, уже доказал свою способность переносить невероятные тяготы и страдания. Именно эта «привычка к труду благородную» и устойчивость перед лицом любых невзгод являются источником веры поэта в лучшее будущее. Он призывает перенять эту трудолюбивость и уважать тех, кто создал своим трудом новую Россию.
С чувством глубокой уверенности и уважения к народу говорит поэт о будущем. Он верит, что русский народ способен выдержать любые испытания, которые могут встретиться на его пути, и, в конце концов, проложить себе дорогу к лучшей жизни. Однако, при всей своей вере в светлое будущее, Некрасов с грустью признает, что ему и его современникам, вероятно, не удастся увидеть это «пору прекрасную». В этих словах звучит одновременно и надежда на будущее, и осознание неизбежной участи своего поколения, которое не сможет насладиться плодами своего труда.
Таким образом, поэт говорит о будущем с сочетанием уверенности в народе и сожаления о том, что эта прекрасная эпоха наступит после него. Но несмотря на это, его слова полны уважения к народу и веры в его способность создать лучшее будущее.
6. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о нём? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?
В стихотворении "Железная дорога" генерал, упомянутый в приведенном вами фрагменте, выражает презрительное и уничижительное отношение к народу. Он называет славян, англо-саксов и германцев "варварами" и "диким скопищем пьяниц", подчёркивая, что они больше склонны к разрушению, чем к созиданию. Эти слова отражают высокомерное отношение генерала к простому народу, который он считает неспособным к великому труду и культурному развитию.
Авторское отношение к изображаемому выражено в контрасте между словами генерала и дальнейшим рассказом о действительности. Генерал говорит о народе с презрением, называя его "варварами", но вскоре рассказчик переключает внимание на реальную картину — на страдания и тяжкий труд людей, которые построили железную дорогу. Некрасов противопоставляет высокомерные слова генерала и суровую правду о голоде и изнурительном труде, подчеркивая, что народ на самом деле обладает огромной силой, трудолюбием и стойкостью.
Слова "Труд этот, Ваня, был страшно громаден / Не по плечу одному! / В мире есть царь: этот царь беспощаден, / Голод названье ему" раскрывают авторское сочувствие к народу и его страданиям. Этими словами Некрасов подчеркивает, что труд, вложенный в создание железной дороги, был невероятно тяжелым и требовал огромных жертв, о которых высокомерные люди, подобные генералу, не задумываются. Автор явно осуждает такое пренебрежительное отношение и сочувствует простым людям, которые вынуждены были работать в нечеловеческих условиях.
Таким образом, через противопоставление речей генерала и реального положения дел Некрасов выражает свое уважение к народу и осуждение высокомерия и бесчувственности тех, кто стоит выше в социальной иерархии.
7. Почему стихотворение обращено к детям?
Стихотворение Некрасова "Железная дорога" обращено к детям по нескольким причинам, каждая из которых играет важную роль в передаче основной идеи произведения.
1. Образовательный и воспитательный аспект: Обращение к детям позволяет автору передать важные уроки о жизни, социальной справедливости и труде. Некрасов стремится донести до юного поколения правду о том, каковы были условия труда простого народа, благодаря которому был создан прогресс, представленный в виде железной дороги. Он хочет, чтобы дети выросли с пониманием ценности человеческого труда и уважением к простым людям, чьими усилиями была построена страна.
2. Формирование мировоззрения: Дети — это будущее, и обращение к ним — способ влиять на формирование их мировоззрения. Некрасов через это стихотворение передает им важные социальные и моральные ценности. Он учит их не только восхищаться результатами прогресса, но и осознавать, какой ценой эти достижения были достигнуты. Это важный момент, чтобы дети выросли неравнодушными, способными критически мыслить и сопереживать.
3. Простота и искренность изложения: Обращение к детям позволяет поэту использовать более простой и понятный язык, но при этом передать глубокие мысли и чувства. Через разговор с Ваней, молодым героем стихотворения, Некрасов раскрывает перед детьми сложные вопросы социальной несправедливости, показывая их через призму понятного и доступного диалога.
4. Передача опыта и знаний: Автор как бы делится с детьми своим опытом и знаниями, предостерегая их от того, чтобы они слепо верили в официальную версию событий, представляющую строительство железной дороги как нечто исключительно положительное. Он призывает их смотреть глубже и осознавать всю сложность жизни.
Таким образом, обращение к детям подчеркивает наставническую роль Некрасова, его стремление передать будущему поколению правду о прошлом, воспитать в них чувство уважения к труду и сострадания к людям, которые этот труд выполняли.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением