Ответы на вопросы на стр.214 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?
История листка-странника в стихотворении Лермонтова «Листок» — это трагический рассказ о сущности одиночества и бесприютности. Листок, оторвавшийся от своей родимой ветки, символизирует потерю связи с родными корнями, с местом, где он был в безопасности и гармонии с природой. Гонимый жестокими бурями, листок несётся по миру, засыхая и увядая от холода, зноя и горя. Его путь символизирует тяжёлое, полное испытаний существование, где он теряет свою жизненную силу и свежесть. Наконец, листок докатывается до Чёрного моря, где встречает молодую чинару.
Этот рассказ — метафора человеческой жизни, судьбы людей, поколений, оказавшихся в мире, который к ним равнодушен и враждебен. Листок-странник просит у чинары приюта, но его мольба остаётся неуслышанной. Чинара, символизирующая молодое поколение, отказывается приютить листок, считая его старым, измождённым и ненужным. Этот отказ отражает разрыв между поколениями, нежелание нового поколения понимать и принимать опыт и мудрость предшественников. Листок, ставший символом преждевременного созревания и потери целей, оказывается одиноким и отверженным.
Эпитеты и олицетворения, использованные в стихотворении, придают ему особую грусть и меланхолию. Листок описывается как «бедный», «до срока созревший», «без цели по свету носящийся». Эти эпитеты подчёркивают его бессмысленное существование и тоску по утраченному. Буря, которая гонит листок, олицетворяет силы, враждебные и разрушительные, оказывающие давление на него. Олицетворение ветра, который «шепчется» с чинарой, и образ райских птиц, поющих песни, подчёркивают контраст между миром листка и миром чинары, где царит гармония и радость.
Стихотворение Лермонтова наполнено горечью и печалью, отражая ощущение беспомощности перед лицом судьбы и неприятием мира, который лишён сочувствия и понимания. Оно заставляет задуматься о том, как поколение, оторванное от своих корней и лишённое цели, оказывается на грани исчезновения, когда даже природа не может или не хочет дать ему приют.
2. Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Выберите из текста глаголы, и в вашем сознании восстановится вся история листка («оторвался», «укатился», «засох», «увял», «докатился», «прижался», «молит приюта», «до срока созрел») и чинары («цвету», «блистаю», «раскинула ветви»). Какой же образ листка и чинары создаётся в стихотворении?
Можно ли сказать, что листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания, трагедию целого поколения, «до срока созревшего»? Как вы понимаете выражение «до срока созревший»?
В стихотворении Лермонтова «Листок» с помощью глаголов, описывающих действия листка и чинары, создаются два ярких и контрастных образа. Листок представлен как измученный и одинокий странник, который потерял связь со своим родным деревом и теперь вынужден скитаться по враждебному миру. Глаголы «оторвался», «укатился», «засох», «увял», «докатился», «прижался», «молит приюта» передают его трагическую историю, полную утрат и страданий. Листок — это образ существа, которое было вырвано из своего привычного мира и вынуждено бороться за выживание, хотя все силы уже на исходе.
Чинара, напротив, олицетворяет жизнь, силу и молодость. Глаголы, связанные с ней, такие как «цвету», «блистаю», «раскинула ветви», подчеркивают её жизненную энергию, крепкую связь с природой и самодостаточность. Она наслаждается своим существованием, гордится своей красотой и не чувствует потребности делиться этой жизненной силой с листком-странником.
Образ листка можно рассматривать как символ самого поэта, его внутреннего состояния, а также трагедии целого поколения. Листок, который «до срока созрел», олицетворяет людей, которые рано столкнулись с суровыми испытаниями жизни, что лишило их радости и жизненных сил. Такое преждевременное созревание привело к внутреннему выгоранию, утрате надежд и целей.
Выражение «до срока созревший» можно понимать как метафору для тех, кто был вынужден рано повзрослеть, столкнувшись с трудностями и страданиями, для которых жизнь стала тяжким бременем ещё до того, как они успели насладиться её простыми радостями. Лермонтов через образ листка выражает свои собственные чувства разочарования и усталости, а также ощущение того, что его поколение было лишено времени на нормальное развитие и гармоничное существование.
3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками из стихотворения. Как вы это объясните?
В стихотворении «Листок» Лермонтова будущее листка представляется безнадёжным и мрачным. Указание на его неизбежную гибель содержится в словах самой чинары: «Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!». Далее следует фраза: «По небу я ветви раскинула здесь на просторе, и корни мои умывает холодное море». Эти строки подчёркивают, что для листка нет приюта и спасения. Его путь — это путь к морю, которое символизирует гибель. Листок, уже «засохший», «увядший», лишённый сил и цели, отторгнут не только миром людей, но и природой, которая в лице чинары отказывается дать ему приют.
Таким образом, будущее листка — это путь в никуда, в море, где он обречён на окончательное уничтожение. Его история — это история утраты, одиночества и отсутствия шанса на спасение или продолжение жизни. Листок — это символ безысходности, того, кто потерял свои корни и больше не может найти место в этом мире.
4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?
В стихотворении Лермонтова «Листок» представлено два контрастных характера и две судьбы: одинокий листок и молодая чинара. Листок вызывает большее сочувствие, так как его судьба полна трагизма, одиночества и беспомощности. Он оторвался от родного дерева и оказался брошенным в мир, который к нему враждебен. Листок прошёл через множество испытаний — его гнала буря, он засох от холода, увял от зноя и горя. И вот, после долгого и тяжёлого пути, он докатился до Чёрного моря, где пытается найти приют у чинары, но получает отказ.
Сочувствие к листку возникает из-за его бессилия перед судьбой и его стремления найти хотя бы временное укрытие, которое ему всё же не предоставляют. Листок олицетворяет собой образ существа, потерявшего свои корни, цель и смысл существования. Он вынужден скитаться, не находя покоя, что символизирует глубокое чувство одиночества и отчуждения, которое может испытывать человек в мире, где ему не нашлось места.
Чинара, напротив, олицетворяет молодость, силу и уверенность в себе. Она полна жизни, окружена ласковым ветром и райскими птицами, и в её мире нет места для чужих бед и страданий. Её отказ приютить листок может восприниматься как жестокость или равнодушие, что усиливает контраст между двумя судьбами.
Поэтому листок вызывает большее сочувствие — его история полна утрат, одиночества и безысходности, что делает его образ более близким и трогательным для читателя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением