Ответы на вопросы на стр.212 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?
Произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание, поскольку оно использует типичные для этого жанра элементы и обладает определённым колоритом, характерным для восточной литературы и культуры. Восточное сказание — это жанр, который основывается на повествовании о событиях и персонажах, связанных с традициями и образом жизни Востока, часто пропитанных философскими размышлениями и моральными поучениями.
В тексте «Трёх пальм» восточный колорит подчёркивается через описание местности, природы и культурных деталей, характерных для арабского мира. Уже в самом начале стихотворения автор описывает «песчаные степи аравийской земли», что сразу переносит читателя в восточный контекст. Образы пальм, оазиса, знойного солнца и пустыни также тесно связаны с восточным пейзажем.
Слова и выражения, передающие восточный колорит, включают такие элементы, как «родник», «кущи зелёные», «смуглые ручки», «чёрные очи», «фарис» (арабский воин), «вороной конь», «походные шатры», «ковры» и «копьё». Эти детали создают образ жизни и быта, характерные для восточной культуры. Описание каравана, верблюдов и арабов с их традиционной одеждой и манерой поведения также способствует созданию восточной атмосферы.
Всё это вместе — и пейзаж, и культурные образы, и философская тема о связи человека с природой — подтверждает жанр восточного сказания, который Лермонтов использовал для выражения своих мыслей и создания определённого настроения в произведении.
2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем они были недовольны? На кого роптали?
Три пальмы погибли в результате своего ропота и недовольства своей судьбой. Они были недовольны тем, что, несмотря на свою красоту и величие, оставались незамеченными и никому не нужными в пустыне. Они долгое время ждали путников, чтобы дать им отдых и утолить жажду, но никто не приходил, и пальмы чувствовали свою бесполезность.
Недовольство пальм связано с ощущением напрасности их существования. Они считали, что их красота и благодеяния, которые они могли бы предложить людям, остаются невостребованными. Это чувство бесполезности привело их к ропоту на Бога, на высшие силы, которые, по их мнению, несправедливо определили им такую судьбу.
Бог внял их ропоту и послал к ним караван, но это не принесло им счастья. Пальмы были срублены и сожжены путниками, которым они хотели помочь. Таким образом, ропот пальм и их желание изменить свою судьбу привели их к гибели. В этом эпизоде заключена глубокая философская мысль о том, что стремление к переменам, если оно исходит из недовольства своей судьбой и неподчинения высшему замыслу, может привести к трагическим последствиям.
3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?
Люди из пришедшего каравана вели себя жестоко и неблагодарно. Несмотря на то что три пальмы предоставили им столь необходимую тень и прохладную воду, путники не оценили их благодеяния. Вместо того чтобы уважительно отнестись к природе, они срубили пальмы и сожгли их дрова, уничтожив тем самым оазис и его ключ, который давал жизнь в пустыне. В результате их действий пальмы погибли, а источник, который они защищали и оберегали, засыпало песком, превратив пустыню в ещё более безжизненное место.
Сказание заканчивается тем, что после ухода каравана пустыня снова становится пустой и безжизненной. Все, что осталось на месте бывшего оазиса, — это пепел и разметанные ветром остатки сожжённых пальм. Напрасно теперь путники будут искать воду и тень в этом месте — оазис исчез навсегда, и с ним исчезла возможность укрытия и спасения в этой бесплодной земле.
Лермонтов своим произведением хотел передать несколько важных идей. Во-первых, он подчёркивает разрушительное воздействие людей на природу. Люди, поглощённые своими сиюминутными нуждами, не задумываются о последствиях своих действий, уничтожая то, что могло бы принести пользу не только им, но и другим в будущем. Во-вторых, поэт показывает, что стремление к переменам и недовольство своей судьбой, как в случае с тремя пальмами, может привести к трагическим последствиям. Ропот и желание изменить свою судьбу могут вызвать цепь событий, которые в конечном итоге оборачиваются против самих желающих перемен. В этом произведении Лермонтов размышляет о хрупкости и ценности природного мира и о том, как легко его можно разрушить необдуманными действиями человека.
Фонохрестоматия
«Три пальмы»
1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова? Какие чувства испытывали вы, слушая это лиро-эпическое произведение?
Прослушивание баллады Михаила Юрьевича Лермонтова в исполнении актёра может оставить глубокое впечатление, наполняя душу множеством чувств и размышлений. Звучание стихов в исполнении профессионала позволяет не только проникнуться смыслом произведения, но и ощутить его эмоциональную насыщенность и философскую глубину.
Слушая балладу, можно почувствовать нарастающее напряжение и трагизм происходящего. Ощущается контраст между спокойствием и гордостью пальм в начале и их беспомощностью перед жестокостью людей в конце. Стихи передают чувство несправедливости и утраты, когда богатство природы уничтожается бездумными и неблагодарными действиями человека.
В процессе слушания могут возникнуть чувства печали и сочувствия к трём пальмам, которые, несмотря на свою красоту и полезность, встретили свою гибель. Одновременно можно испытывать горечь от осознания человеческой бездумности и жестокости, которая приводит к разрушению того, что само по себе является источником жизни.
Завершающая часть произведения оставляет слушателя с ощущением пустоты и утраты, которая уже не может быть восполнена. Это пробуждает размышления о хрупкости мира и ответственности, которую каждый несёт за сохранение окружающей среды и за свои действия в этом мире. Сочетание эпического размаха и лирической глубины баллады вызывает одновременно уважение к мастерству Лермонтова и тревогу за судьбу природы в современном мире.
2. Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает описание:
— оазиса в аравийской пустыне (I строфа);
— ропота пальм (II строфа);
— движущегося каравана (III строфа);
— гарцевания арабского всадника (V строфа);
— встречи гостей в оазисе (VI строфа);
— жестокой сцены гибели пальм (VII строфа);
— картины безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).
Описание оазиса в аравийской пустыне читается с спокойной, ровной интонацией, которая подчёркивает гармонию и умиротворение этого уголка природы среди бескрайних песков. Это звучание создаёт образ спокойствия и уединённости, где природа ещё не тронута человеческой рукой.
Ропот пальм передаётся с протяжными, медленными интонациями, наполненными недовольством и разочарованием. В голосе актёра слышится нарастающее чувство обиды и тоски, отражающее внутренний конфликт и ропот пальм на свою судьбу.
Когда описывается движение каравана, интонация понижается, становясь более размеренной и ритмичной. Это создаёт впечатление монотонного и неизбежного движения каравана, который нарушает покой пустыни.
При описании гарцевания арабского всадника интонация повышается, в голосе чувствуется воодушевление и энергия. Актёр передаёт динамику и страсть, с которыми всадник управляет своим конём, подчеркивая живость и силу этого образа.
Встреча гостей в оазисе передаётся с нотками тревоги в голосе, создавая ощущение напряжённого ожидания. С одной стороны, это радость от долгожданных гостей, а с другой — предчувствие чего-то недоброго, что вскоре произойдёт.
Описание гибели пальм сопровождается тихой, тревожной и печальной интонацией. В голосе актёра слышится глубокая скорбь и сожаление, подчёркивающие трагизм происходящего, когда жизнь и красота природы безжалостно уничтожаются.
Картины безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей, читаются с тихим, сожалеющим голосом. Интонация передаёт чувство утраты и безвозвратности, как будто сама природа скорбит по утраченной красоте и жизненной силе.
3. Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.
Выразительное чтение баллады Лермонтова «Три пальмы» требует не только правильного интонирования, но и передачи личного отношения к событиям каждого эпизода. Вот несколько рекомендаций для каждой смысловой части:
1. Описание оазиса в аравийской пустыне (1 строфа): Интонация должна быть спокойной и ровной, чтобы передать умиротворение и величие природного уголка. Ваш голос должен создавать ощущение спокойствия и тишины, указывать на красоту и гармонию, которые сохранялись в этом месте.
2. Ропот пальм (II строфа): Здесь важно передать растущее недовольство и обиду. Протяжные интонации и легкое замедление темпа подчеркнут внутренний конфликт. Голос должен звучать с нотками разочарования и негодования, как будто сами пальмы оживают в своём протесте.
3. Движение каравана (III строфа): Интонация понижается, становится более ритмичной и спокойной. Здесь важно создать ощущение монотонного, но неизбежного движения каравана, которое нарушает покой оазиса. Ваш голос должен подчеркнуть необратимость приближающейся беды.
4. Гарцевание арабского всадника (V строфа): Интонация повышается, становясь более энергичной и живой. Ваш голос должен отражать динамику и страсть всадника, его уверенность и силу. Здесь важно передать восхищение этим образом, возможно, с нотками захватывающего ритма.
5. Встреча гостей в оазисе (VI строфа): Интонация содержит оттенки тревоги и напряжённости. С одной стороны, звучит радость от долгожданных гостей, а с другой — предчувствие беды. Ваш голос должен передавать двусмысленность момента, балансируя между радушием и скрытым беспокойством.
6. Гибель пальм (VII строфа): Тихая, тревожная и печальная интонация подчеркнёт трагизм происходящего. Ваш голос должен звучать с глубокой скорбью и сожалением, будто вы лично переживаете утрату этой природной красоты и величия.
7. Картины безжизненного пространства (IX строфа): Интонация становится тихой и сожалеющей. Здесь нужно передать чувство опустошения и утраты. Ваш голос должен звучать с легкой грустью, как будто вы осознаете необратимость произошедшего и скорбите вместе с природой.
После того как вы отработаете каждую часть баллады, попробуйте прочитать всё стихотворение целиком, связывая отдельные эпизоды в единое повествование. Важно, чтобы в вашем чтении ощущалось личное отношение к происходящему: сопереживание, возмущение, печаль — всё это должно звучать в голосе, чтобы сделать ваше исполнение эмоционально насыщенным и выразительным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением