Ответы на вопросы на стр.204 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Что означают выражения: душою... чужды, остынувшим умом, морочить свет?В этих выражениях отражены сложные эмоциональные и философские...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Что означают выражения: душою... чужды, остынувшим умом, морочить свет?
В этих выражениях отражены сложные эмоциональные и философские переживания героя. Вот их значение:
1. "Душою... чужды" — это означает, что герои стихотворения (рассказчик и адресат его письма) больше не чувствуют духовного единства, их внутренний мир стал различным. Они отдалились друг от друга не только физически, но и эмоционально, став чужими в душевном плане.
2. "Остынувшим умом" — выражение указывает на то, что герой теперь думает хладнокровно, без прежних сильных эмоций. Он уже пережил бурные чувства и теперь смотрит на прошлое с более спокойной, рациональной точки зрения, как бы "остыв" от прежней страсти.
3. "Морочить свет" — означает обманывать окружающих, вводить их в заблуждение. В данном контексте герой говорит о том, что он притворялся, лицемерил не только перед самим собой, но и перед другими людьми, создавая ложное впечатление или скрывая свои истинные чувства.
Эти выражения показывают глубокое разочарование героя в жизни и его осознание бессмысленности прежних иллюзий.
2. Кому пишет поэт — другу, любимой? Аргументируйте свой ответ.
В стихотворении «Валерик» Лермонтов обращается не к другу, а к любимой женщине. Это можно аргументировать следующими моментами:
1. Тема любви: В тексте явно говорится о любви, которая уже прошла, но оставила глубокий след в душе поэта. Он пишет: «Во-первых, потому, что много / И долго, долго вас любил», что ясно указывает на то, что это письмо адресовано женщине, к которой поэт испытывал сильные чувства.
2. Раскаяние и страдания: Поэт признаётся, что страдал из-за любви к адресату письма, переживал разочарование и тяготы («страданьем и тревогой / За дни блаженства заплатил»). Такие переживания больше характерны для любовных отношений, чем для дружбы.
3. Холодное размышление о прошлом: В строках «Душою мы друг другу чужды» и «Безумно ждать любви заочной?» поэт отмечает, что они с адресатом отдалились друг от друга, и их прежняя связь потеряла прежнее значение, что также указывает на личные и эмоциональные отношения.
Таким образом, речь идет о письме к любимой женщине, с которой у поэта была связь, но отношения остыли, и он размышляет об их разрыве и своем разочаровании.
3. Почему поэт не может забыть того, кому адресует своё послание?
Поэт не может забыть того, кому адресует своё послание, по нескольким причинам, которые он раскрывает в тексте:
1. Глубокие чувства: Лермонтов признаётся, что "долго, долго вас любил", что указывает на силу его привязанности и продолжительность чувств. Даже после разрыва такая сильная любовь оставляет неизгладимый след в душе.
2. Страдания и переживания: Поэт упоминает, что за дни блаженства он "заплатил" страданиями и тревогой. Эти болезненные эмоции, связанные с любовью, также делают воспоминания о ней неизгладимыми. Переживания и раскаяние остаются в его памяти, несмотря на холодное размышление о прошлом.
3. Ощущение утраченного счастья: Поэт признаёт, что, хотя он много чего забыл, включая молодость и весёлые проказы, именно эту женщину забыть не смог, потому что она была частью его счастья, за которое он потом расплатился годами "тяжелых лет" и разочарования.
Таким образом, поэт не может забыть адресата своего послания из-за того, что их любовь оставила глубокие эмоциональные раны и стала важной частью его внутренней жизни, несмотря на то, что эти отношения уже завершились.
4. Что рассказывает поэт о старине, о боях, «сшибках удалых»?
Поэт в «Валерике» описывает события войны и воспоминания о старине, о «сшибках удалых» (военных стычках), создавая яркий и насыщенный образ военного быта. Он делится своими наблюдениями о сражениях на Кавказе и об отношении солдат к этим событиям.
1. Воспоминания о старине: Лермонтов упоминает рассказы, которые он слышит в палатках, где солдаты вспоминают прошлые походы, в частности, войны при Ермолове — известном российском военачальнике. Эти рассказы о героических сражениях с чеченцами и аварами создают романтический и эпический фон.
2. "Сшибки удалые": Поэт говорит о стычках, которые происходили между казаками и горцами, описывая их как своеобразное зрелище. Он упоминает, что такие сражения часто воспринимались участниками, особенно вечером, как некое развлечение или спектакль, подобный "трагическому балету", поскольку не всегда они были кровопролитными и серьёзными.
3. Жестокость боёв: Несмотря на кажущуюся лёгкость некоторых «сшибок», Лермонтов также описывает реальные битвы с трагическими последствиями. Он вспоминает тяжелые сражения, такие как под Гихами, где воины сражались в штыковую, молча и яростно. Описывается жестокая резня, заполненные телами ручьи и умирающий капитан, окружённый своими солдатами. Эти сцены подчёркивают реальность и жестокость войны, которые становятся контрастом к легкомысленным "сшибкам".
4. Бессмысленность вражды: В финале поэт философски размышляет о войне и о том, что человеку нет необходимости враждовать, когда "небо ясно" и "места много всем". Эти размышления подчёркивают внутренний конфликт поэта — осознание бессмысленности кровопролития и страданий.
Таким образом, Лермонтов сочетает в своем рассказе романтизированные воспоминания о войне с реальными сценами жестоких сражений, выражая глубокие размышления о бессмысленности человеческой вражды и страдания.
5. Почему поэт употребляет выражение «забилось сердце не одно», описывая момент ожидания боя?
Поэт употребляет выражение «забилось сердце не одно», чтобы передать общее напряжение и тревогу, которое испытывают все участники боя в момент ожидания сражения. Это выражение говорит о коллективном страхе и волнении перед началом битвы. Ожидание боя — один из самых напряжённых и эмоционально насыщенных моментов, когда бойцы находятся на грани неизвестности: они не знают, что произойдёт дальше, но предчувствуют опасность.
Забилось сердце не одно подчёркивает, что это чувство охватывает не только самого поэта, но и всех вокруг — всех солдат, которые, несмотря на своё мужество и опыт, всё равно испытывают естественное волнение перед боем. Это выражение передаёт ощущение общей участи, когда люди объединены общей судьбой и эмоциями в критический момент.
6. С какой целью Лермонтов так подробно описывает схватку («в приклады...», «резались жестоко...», «ручей телами запрудили...», «капитан... умирал...», «усачи седые... тихо плакали...»)?
Лермонтов подробно описывает схватку и её жестокие детали с несколькими целями:
1. Показать реальность войны: Лермонтов не романтизирует военные действия, а наоборот, показывает их жестокость и бессмысленность. Подробные описания битвы («резались жестоко…», «ручей телами запрудили…») создают яркую картину кровопролития и страданий. Это помогает читателю понять, что война — это не героический подвиг, а мучительное и страшное испытание, наполненное насилием и смертью.
2. Эмоциональное воздействие на читателя: Описания умирающего капитана и слёз солдат («капитан... умирал…», «усачи седые... тихо плакали…») вызывают глубокие эмоциональные переживания. Лермонтов стремится пробудить в читателе сострадание, показать, что даже самые закалённые воины не остаются равнодушными к смерти своих товарищей.
3. Размышление о бессмысленности человеческой вражды: Эти подробные сцены акцентируют внимание на том, что люди гибнут понапрасну, что борьба и вражда часто не имеют под собой веской причины. Описывая смерть и страдания, Лермонтов подводит к своим философским рассуждениям о том, что человеку не нужно враждовать, ведь "места много всем", а природа остаётся спокойной и величественной, несмотря на людские конфликты.
4. Контраст между внешней жестокостью и внутренними чувствами: Лермонтов показывает, что, несмотря на внешнюю грубость и жестокость войны, в душах людей сохраняются чувства: солдаты, участвующие в кровавой битве, могут проявлять сострадание и человечность. Седые усачи плачут над телом умирающего капитана, что подчёркивает их эмоциональную уязвимость, несмотря на весь ужас вокруг.
Таким образом, подробное описание схватки служит для того, чтобы передать всю сложность и трагичность войны, её моральные и физические последствия, а также выразить философские размышления поэта о человеческой жизни и смерти.
7. Почему поэт осуждает бойню?
Лермонтов осуждает бойню в стихотворении «Валерик» по нескольким глубоким причинам:
1. Бессмысленность и напрасные жертвы: Поэт видит, что война приводит к огромным страданиям, гибели людей и разрушению, но при этом она лишена истинного смысла. Война представляется ему бессмысленным конфликтом, в котором, как он размышляет, «небо ясно, под небом места много всем». Лермонтов показывает, что человеческая вражда — это нелепость и трагедия, потому что природа и жизнь продолжаются независимо от конфликтов.
2. Гуманистические идеалы: Поэт осуждает войну с позиции гуманизма, подчеркивая ценность человеческой жизни. Описание смерти капитана, тяжёлые сцены битвы и реакция солдат («усачи седые… тихо плакали…») показывают, что даже воины, которые привыкли к жестокости, не могут оставаться безразличными к смерти своих товарищей. Лермонтов тем самым выражает свои глубокие сомнения в оправданности насилия и жертв.
3. Противоречие между героизацией войны и её реальностью: Лермонтов осознаёт, что войны часто изображаются как героические подвиги, но сам он видит их настоящую природу — жестокую, кровопролитную и разрушительную. Он показывает, что настоящая война — это не романтический подвиг, а трагедия для всех её участников. Описание кровавой резни, тяжело раненных и погибших солдат подчёркивает его неприятие героизации войны.
4. Личное разочарование и философские размышления: Лермонтов размышляет о том, что человек бессмысленно губит себя и окружающих в бесконечных войнах, не находя выхода из замкнутого круга вражды. Его философский вопрос «Чего он хочет?.. небо ясно, под небом места много всем, но беспрестанно и напрасно один враждует он — зачем?» подводит читателя к осознанию того, что война является порождением человеческого эгоизма и бессмысленного стремления к власти.
Таким образом, Лермонтов осуждает бойню как бессмысленную и жестокую, видя в ней трагедию для всех, кто участвует в ней, и выражая свои гуманистические и философские убеждения против насилия и разрушений.
8. Как перевёл кунак слово «Валерик»?
Кунак перевёл слово «Валерик» как «речка смерти». Поэт подчёркивает, что это название, вероятно, было дано старинными людьми, что связано с кровопролитными боями, происходившими в этом месте. Слово «Валерик» в данном контексте символизирует смерть и насилие, что отражает жестокие сражения, происходившие на этой земле.
9. Почему поэт думает, что не все горюют, что не все свой ум «привыкли мучить тяжёлой думой о конце»?
Лермонтов выражает мысль, что не все люди склонны глубоко размышлять о смысле жизни, смерти и о конечности своего существования, потому что многие живут, избегая этих тяжёлых и философских раздумий. Он говорит, что не все «привыкли мучить свой ум тяжёлой думой о конце», подчеркивая разницу между теми, кто задумывается о таких серьёзных вопросах, и теми, кто предпочитает жить легче, не утруждая себя такими размышлениями.
Вот почему:
1. Избегание глубоких размышлений: Многие люди, по мнению поэта, предпочитают не задумываться о сложных и мрачных темах, таких как смерть, война, конечность жизни. Они избегают этого, потому что такие мысли вызывают дискомфорт и могут нарушить привычное течение жизни.
2. Жизнь в лёгкости и беспечности: Поэт отмечает, что те, кто не привык задумываться о смерти и страданиях, выглядят молодыми, безмятежными и беззаботными, на их лицах нет следов печали или заботы. Они живут в условиях, где нет нужды сталкиваться с суровыми реальностями жизни, такими как война и смерть.
3. Контраст с переживаниями поэта: Лермонтов сам переживает горечь войны и видит смерть вблизи, поэтому его мысли о конце естественны. Однако он понимает, что люди, не сталкивавшиеся с этим, могут не разделять его размышлений и живут более легкомысленно. Это создаёт контраст между его глубоким осознанием трагедии жизни и теми, кто не горюет и не размышляет о таких вещах.
Таким образом, поэт подчёркивает, что не все люди склонны к глубоким философским размышлениям о жизни и смерти, потому что некоторые предпочитают жить без горя и тревожных мыслей, сохраняя своё спокойствие и беззаботность.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением