Ответы на вопросы на стр.201-202 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Вы прочитали стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа.
Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?
Почему стихотворение названо «Крестьянские дети» и о чём оно?
Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» посвящено жизни детей, которые выросли в крестьянской среде. Название подчёркивает, что герои произведения — это именно дети крестьян, что даёт читателю понять, что поэт будет говорить о простых, сельских детях, о том, как они живут, чем занимаются и как проводят своё время. Стихотворение описывает их жизнь на природе, их детские игры, приключения и трудовые обязанности, а также встречу рассказчика с этими детьми, которая произвела на него глубокое впечатление.
Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?
Встреча героя с крестьянскими детьми произошла случайно, когда он отдыхал после охоты в сарае. Проснувшись, он заметил, что в щели сарая на него смотрят детские глазки. Эти дети подглядывали за рассказчиком с любопытством и интересом. Ему сразу понравилась их непосредственность, естественность и живая любознательность. В их глазах он увидел отражение крестьянской жизни — простоту, доброту, свободу и внутреннюю силу, которая его тронула.
Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа.
Рассказчик, скорее всего, не принадлежит к крестьянскому сословию. Это можно понять по его поведению и речи. Во-первых, он упоминает о том, что пишет «вирши», что свидетельствует о его образованности и принадлежности к интеллигенции. Во-вторых, его манера речи более изысканная и утончённая, чем у крестьян. Он описывает свои впечатления с позиций наблюдателя, который любит и уважает крестьянскую жизнь, но сам к ней не принадлежит. Кроме того, дети обращают внимание на его шапку с часами, золотую цепь и другие предметы, которые говорят о том, что он человек состоятельный и не принадлежит к крестьянскому сословию.
Эпитеты и сравнения, использованные поэтом
Некрасов использует множество эпитетов и сравнений, чтобы описать крестьянских детей. Например, он говорит, что их глаза «смешались, как в поле цветы», что подчёркивает разнообразие и яркость их взглядов. Поэт также описывает детские глазки как «серые, карие, синие», что передаёт многообразие детских лиц и характеров. Он использует эпитеты «святая доброта», «покой», «свобода» и «ласка», чтобы подчеркнуть чистоту и искренность детских душ.
Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?
Глаза детей привлекли особое внимание автора, потому что в них он увидел отражение всей крестьянской жизни. В их глазах были покой, свобода, ласка и доброта — те качества, которые так ценны в человеке и которые особенно ярко проявляются в детях, живущих на природе, в гармонии с окружающим миром. Эти глаза показали автору, что несмотря на простоту жизни, в ней есть глубокая внутренняя красота и сила, которую не всегда можно увидеть в людях из более привилегированных слоёв общества. Глаза детей стали для автора символом чистоты и искренности, которые свойственны крестьянской жизни.
2. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?
Дети «подивились» всему, что увидели в сарае: внешности незнакомца, его одежде, оружию и собаке. Их удивление вызывает всё необычное и интересное в облике незнакомца: его борода, длинные ноги, шапка с часами и золотой цепью. Дети внимательно рассматривают его вещи и делают свои наблюдения, обсуждая между собой.
«Приговор», который дети изрекли, заключался в том, что они решили: незнакомец «не барин». Они пришли к этому выводу по нескольким причинам. Во-первых, один из мальчиков заметил, что «у бар бороды не бывает — усы», а у незнакомца была борода, что не соответствовало их представлению о барине. Во-вторых, они обратили внимание на то, что незнакомец лежит в сарае и выглядит уставшим, как будто он недавно вернулся с охоты: «Как ехал с болота, так рядом с Гаврилой...» Для детей это было знаком того, что он не является знатным человеком, ведь барин не стал бы так проводить время.
Эти наблюдения и рассуждения показывают, что дети, хотя и простые, крестьянские, но уже имеют определённые представления о социальном статусе людей, основываясь на внешних признаках и поведении.
3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?
Поэт с теплой и доброжелательной иронией рассказывает о своих совместных с детьми «грибных набегах». Он описывает, как они вместе отправлялись в лес на поиски грибов, но эти поиски зачастую превращались в забавные приключения. Дети и сам поэт раскопывали листья, обшаривали пни, стараясь найти заветное грибное местечко. Однако, несмотря на старания, иногда утром они не могли найти то, что обнаружили накануне.
Один из моментов, который особенно выделяется, — случай, когда поэт и мальчик по имени Савося случайно схватили змею, думая, что нашли гриб. Поэт испугался, когда змея его ужалила, а Савося рассмеялся над этим. Однако позже они мстили змеям, убивая их и выкладывая на перила моста. Эти действия воспринимались детьми как подвиги, и они ожидали за них славы.
Несмотря на то, что поэт пишет об этом с доброй иронией, в его словах чувствуется искренняя привязанность к детям и воспоминаниям о беззаботных моментах, проведённых с ними. Он не высмеивает детей, а, наоборот, подчеркивает их простоту и непосредственность.
На отдыхе детей радовали рассказами прохожие, которые останавливались под старыми вязами. Эти люди, представители разных профессий, рассказывали детям истории о своих путешествиях, о чудесах и приключениях, которые они пережили. Эти рассказы были полны фантазии и нередко начинались с одного места, а заканчивались совершенно в другом. Иногда рассказы сопровождались шутками и притчами, которые дети слушали с большим интересом.
Таким образом, поэт в своём повествовании сочетает иронию и нежность, показывая, как трогательно и поэтично проходили эти детские игры и как важны были для них моменты радости и удивления.
4. В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?
«Нарядная сторона труда» состоит в том, как дети видят и воспринимают работу взрослых. Для них труд взрослых часто выглядит как нечто увлекательное и значимое, что можно воспринимать как игру. Взрослые, работая на полях или занимаясь домашними делами, показывают детям, что труд — это важная часть жизни, от которой зависит благополучие семьи.
Родители привлекали детей к труду постепенно, начиная с самых простых и посильных задач. Например, дети могли наблюдать, как отец удобряет поле, бросает зерно в землю, видят, как потом начинают расти и зеленеть посевы. Они замечают, как колос зреет и наливается зерном, а затем видят, как урожай собирают, обмолачивают и превращают в хлеб.
В таких наблюдениях дети находят что-то новое и интересное для себя. Их привлекает сам процесс — от посева до получения готового хлеба. Родители, видя интерес детей, поощряют его, предлагая им небольшие задачи, такие как помочь в сборе сена или принести воду. Так, через игру и подражание взрослым, дети начинают понимать ценность труда и постепенно включаются в общую работу.
Поэт показывает, что через такие маленькие шаги дети начинают чувствовать себя частью общего дела, а труд становится для них не только обязанностью, но и радостью, которая приносит удовлетворение от сделанного. Труд для детей — это нечто нарядное и увлекательное, что позволяет им почувствовать себя важными и нужными в жизни семьи.
5. Прочитайте по ролям сценку встречи главного героя «в студёную зимнюю пору» с Власом.
Главный герой:
(Обращаясь к Власу, идя навстречу ему)
«Здорово, парнище!»
Влас:
(С недоверием, немного настороженно)
«Ступай себе мимо!»
Главный герой:
(С улыбкой, подшучивая)
«Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?»
Влас:
(Уверенно и спокойно, как будто это самое обычное дело)
«Из лесу, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу.»
Главный герой:
(С интересом)
«А что, у отца-то большая семья?»
Влас:
(Ответственно и серьёзно)
«Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я.»
Главный герой:
(С сочувствием и любопытством)
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
Влас:
(Гордо)
«Власом.»
Главный герой:
(С доброй улыбкой)
«А кой тебе годик?»
Влас:
(С уверенностью в себе, гордо)
«Шестой миновал...»
Главный герой:
(Удивлённо, с уважением)
«Ну, мертвая!»
(Смотрит, как Влас рванул под уздцы и быстрей зашагал)
6. Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
В стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» перед мысленным взором читателя действительно проходят множество ярких и запоминающихся картин. Вот несколько из них, которые особенно запоминаются:
1. Детские глаза, смотрящие через щели сарая: Эта сцена впечатляет своей непосредственностью и трогательностью. Группка детей, заинтересованно и любопытно подглядывающих за незнакомцем, вызывает улыбку и тепло. В их глазах автор увидел всю простоту и искренность крестьянской жизни, что делает эту сцену особенно запоминающейся.
2. Грибные набеги с детьми: Картина, где дети и поэт вместе отправляются в лес на поиски грибов, запоминается тем, как передается радость и азарт детских игр. Взрослый вместе с детьми превращает повседневный труд в увлекательное приключение. Особенно ярко в памяти остаётся момент с змеёй, который иллюстрирует сочетание неожиданности и веселья, столь характерное для детства.
3. Встреча с Власом в зимнюю пору: Эта сцена привлекает внимание своим контрастом: маленький мальчик, ведущий лошадку с тяжёлым возом дров в суровую зимнюю пору, выглядит очень серьезно и ответственно. Несмотря на свой юный возраст, Влас проявляет зрелость и решимость, что вызывает уважение и удивление. Картина очень живая и трогательная, она подчеркивает стойкость и силу крестьянских детей.
4. Детские игры у реки: Оживленная и радостная картина, где дети шумно купаются в реке, бегают по лесу, собирают ягоды, создаёт ощущение беззаботного и полного жизни детства. Эти сцены наполнены движением, смехом и весельем, что делает их яркими и запоминающимися.
Эти картины остаются в памяти благодаря их яркости, динамичности и эмоциональной насыщенности. Они показывают, как радостные, так и серьёзные моменты жизни крестьянских детей, и через них Некрасов передаёт красоту и поэзию простого, трудового детства.
7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
Картины в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» пронизаны в основном весёлым и жизнерадостным настроением. В стихотворении ощущается тёплая, доброжелательная атмосфера, даже в тех сценах, которые описывают трудные или серьёзные моменты жизни детей. Автор с нежностью и иронией описывает их детские игры, трудовые будни, а также их непосредственное восприятие мира. Это придаёт стихотворению лёгкость и жизнелюбие, несмотря на реалии деревенской жизни.
О чём стихотворение?
Рассмотрев стихотворение более внимательно, я бы теперь сказал, что оно не просто о жизни крестьянских детей, но о той особой красоте, поэзии и радости, которые присущи их детству. Несмотря на суровые условия и раннюю необходимость участвовать в труде, дети остаются детьми — с их непосредственностью, весельем и игривостью. Некрасов показывает, что в этой простой, на первый взгляд, жизни есть много ярких моментов, которые формируют сильный и стойкий характер.
Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
Автор хотел показать, что крестьянские дети, несмотря на трудности, растут в условиях, которые воспитывают в них стойкость, ответственность и глубокую связь с природой. Некрасов подчёркивает, что эти дети свободны от излишней утончённости и искусственности, они близки к земле и настоящей жизни. В их детстве есть много поэзии, радости и мудрости, которые часто недоступны детям из более привилегированных слоёв общества.
Таким образом, стихотворение — это гимн простой и честной жизни, в которой дети, несмотря на ранние трудности, находят радость, приключения и воспитываются в духе трудолюбия и любви к родной земле.
8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?
В стихотворении «Крестьянские дети» Н. А. Некрасов рисует яркие и живые картины детства, наполненные природой, трудом и игрой. Вот несколько ключевых образов, которые он создаёт:
Картины детства и окружающего мира:
1. Детские игры и шалости: Поэт описывает, как дети наблюдают за взрослым, как они подглядывают за ним сквозь щели сарая, а затем бегут рассматривать его вещи. Эти сцены передают их любопытство, живость и непосредственность. Дети играют на природе, собирают грибы, ягоды, купаются в реке. Всё это создаёт образ беззаботного и счастливого детства, несмотря на суровые условия крестьянской жизни.
2. Труд и участие в жизни взрослых: Некрасов также показывает, как дети постепенно вовлекаются в трудовую жизнь. Они помогают родителям на поле, учатся наблюдать за природными циклами — от посева до сбора урожая. Эти сцены подчеркивают, что труд не является чем-то тяжёлым или обременительным для детей; он воспринимается как часть естественного жизненного процесса.
3. Природа и сельская жизнь: В стихотворении много описаний природы, которая окружает детей. Леса, реки, поля, деревья — всё это становится неотъемлемой частью их жизни. Природа представлена как друг и наставник, который учит детей стойкости и мудрости. Взаимодействие с природой делает их детство насыщенным и полным впечатлений.
Чего желает детям поэт?
Некрасов желает детям сохранить то, что делает их детство особенным — связь с природой, радость от простых вещей, искреннюю любовь к родной земле и трудолюбию. Он желает, чтобы дети выросли свободными, любящими свой труд и свою землю, и чтобы в их жизни всегда оставалось место для поэзии и красоты.
Он также выражает надежду, что дети сохранят свою непосредственность и чистоту души, которые он так ценит в их взглядах и поведении. Поэт хочет, чтобы их детство, полное радости и открытий, помогло им вырасти сильными и мудрыми людьми, способными ценить и защищать своё крестьянское наследие.
В конечном счёте, Некрасов восхищается крестьянскими детьми и желает им вырасти в любви к своему труду, земле и родине, сохраняя те качества, которые делают их жизнь простой, но по-настоящему счастливой.
Обогащаем свою речь
1. Как вы понимаете слова и словосочетания: «вирши», «коснулось души умиленье», «милые плуты», «святой доброты», «грибные набеги», «рубанки», «синеющей лентой», «вековое наследство», «хлеб трудовой»?
Вирши — это поэтические строки, стихи. Некрасов использует это слово, чтобы описать свои стихи, написанные в деревне. В данном контексте оно может звучать несколько иронично, как будто автор скромно говорит о своих поэтических творениях.
Коснулось души умиленье: Эта фраза означает, что рассказчика охватило чувство нежности и трогательности. «Умиленье» — это эмоциональное состояние, когда что-то вызывает глубокое чувство любви, заботы или нежности.
Милые плуты: В этом выражении «плуты» означает хитрых, но обаятельных детей, которые, несмотря на свою хитрость, вызывают симпатию. Слово «милые» подчеркивает, что эта хитрость невинна и вызывает у автора только тёплые чувства.
Святой доброты: Это словосочетание подчёркивает чистоту и искренность доброты, которую поэт видит в детях. Слово «святой» добавляет этому чувству возвышенность и непорочность, делая доброту детей чем-то особенным и трогательным.
Грибные набеги: Этот образ означает походы в лес за грибами. «Набеги» придаёт этому процессу оттенок игры и приключения, как будто дети и взрослые отправляются на охоту за чем-то ценным и интересным.
Рубанок — это инструмент для строгания древесины, который часто используется в плотницком или столярном деле. В стихотворении это слово обозначает предметы, которыми дети и взрослые занимаются трудом.
Синеющей лентой: Это поэтическое сравнение, которое описывает реку, извивающуюся среди лугов и полей. Лента — тонкая, длинная и извилистая, а «синеющая» — это то, что имеет голубоватый оттенок, как вода реки на фоне зелени.
Вековое наследство: Это словосочетание означает то, что передаётся из поколения в поколение на протяжении долгого времени, возможно, столетиями. Здесь речь идёт о культурных, моральных и трудовых ценностях, которые передаются детям от их предков.
Хлеб трудовой: Это выражение символизирует хлеб, полученный благодаря тяжёлому труду. В более широком смысле, «хлеб трудовой» означает результаты упорной работы, которые являются необходимыми для выживания и поддержания жизни.
2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: «не засти», «украдут»... Как надо их произносить? Поставьте правильное ударение.
В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например: «изваяние», «величава», «родименький», «удел», «заповедать». Объясните смысл этих слов. В случае затруднения обратитесь к толковым словарям.
Вона – вон; погляди-тко – погляди; стволина – ствол; спроста – просто; не засти – на заслоняй (не застИ); урАдут – украдУт; вестимо – само собой.
Изваяние — скульптура, статуя, созданная из камня или другого твёрдого материала; произведение скульптуры.
Величава — имеющая величественный, внушительный вид; торжественная, полная достоинства.
Родименький — ласкательная форма слова «родной», означающая очень близкий, дорогой человек или предмет, который воспринимается с особой теплотой и любовью.
Удел — часть территории или собственности, которая находится во владении кого-то; в переносном смысле — судьба, жизненная доля.
Заповедать — оставить наказы, наставления или имущество кому-то в наследство; дать указания или пожелания, которые должны быть исполнены после смерти.
Учимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение стихотворения, подчеркнув грустные и весёлые эпизоды в его содержании.
Для выразительного чтения важно передать настроение каждого эпизода, чередуя грустные и весёлые моменты. Рассмотрим ключевые эпизоды и определим их характер:
Весёлые эпизоды:
1. Сцена, где дети с любопытством подглядывают за рассказчиком в сарае. Здесь ощущается радость и детская непосредственность, вызванные интересом к незнакомцу и его вещам. Дети подшучивают друг над другом, обсуждают увиденное.
2. «Грибные набеги»: Поиск грибов превращается в увлекательное приключение, где дети вместе с рассказчиком находят змею. Несмотря на укус, этот эпизод полон веселья и смеха.
3. Купание в реке и сбор ягод — сцена, где дети радостно играют на природе, наслаждаясь свободой и красотой окружающего мира.
Грустные эпизоды:
1. Рассказчик осознаёт трудности и суровую жизнь крестьянских детей, которые с раннего возраста вынуждены участвовать в тяжёлом труде. Они не знают изысканности или беззаботного детства, как дети из дворянских семей. Это вызывает в рассказчике грустные размышления о том, что ждёт этих детей в будущем.
2. Эпизод, где рассказчик говорит о том, что крестьянский ребёнок рано знакомится с трудностями и лишениями: «Зато беспощадно едят его мошки, зато ему рано знакомы труды...»
Выразительное чтение:
Во время чтения стихотворения важно учитывать контрасты между этими эпизодами. Весёлые моменты можно читать с лёгкостью, оживлённо, подчёркивая радость и азарт детей. В грустных эпизодах голос может стать более медленным, задумчивым, чтобы передать серьёзность и глубину чувств рассказчика.
Чтение стихотворения «Крестьянские дети» должно отражать как радость детства, так и осознание трудностей, с которыми дети сталкиваются. Такой подход позволит максимально передать эмоциональную глубину и сложность этого произведения Некрасова.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением