Упр.196 Часть 1 ГДЗ Разумовская Львова 5 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТЧитая текст, соотнесите его содержание со схемой «Согласные звуки» (см. справочные материалы в конце учебника). Есть ли в...

Решение #2 (Учебник 2021)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТЧитая текст, соотнесите его содержание со схемой «Согласные звуки» (см. справочные материалы в конце учебника). Есть ли в...

Решение #3 (Учебник 2020)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТЧитая текст, соотнесите его содержание со схемой «Согласные звуки» (см. справочные материалы в конце учебника). Есть ли в...

Решение #4 (Учебник 2012)

Изображение УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТЧитая текст, соотнесите его содержание со схемой «Согласные звуки» (см. справочные материалы в конце учебника). Есть ли в...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова, Капинос 5 класс, Дрофа:
Проверьте правильность утверждения о том, что глухие согласные состоят только из шума, а звонкие — из голоса и шума. Для этого приложите ладонь к горлу и произнесите согласные попарно: [с] — [з], [т] — [д].
Сделайте вывод: если есть дрожание (вибрация) гортани, то согласный называется если дрожания нет, то согласный называется .... Приведите три-четыре пары согласных, различающихся звонкостью /глухостью. Докажите.

Чтобы проверить правильность утверждения о том, что глухие согласные состоят только из шума, а звонкие – из голоса и шума, я приложил ладонь к горлу и произнёс попарно: [с] – [з], [т] – [д].
Я убедился в том, что если есть дрожание (вибрация) гортани, то согласный называется звонким, если дрожания нет, то согласный называется глухим.
Согласные звуки, различающиеся звонкостью/глухостью: [в] – [ф], [г] – [к], [б] – [п], [ж] – [ш].

Затранскрибируйте слова. Укажите в них гласные и согласные звуки.
Рыжик – [рыжык]; гласные звуки – [ы], [ы]; согласные звуки – [р], [ж], [к].
Труд – [трут]; гласные звуки – [у]; согласные звуки – [т], [р], [т].
Москва – [масква]; гласные звуки – [а], [а]; согласные звуки – [м], [с], [к], [в].
Сбор – [збор]; гласные звуки – [о]; согласные звуки – [з], [б], [р].
Клуб – [клуп]; гласные звуки – [у]; согласные звуки – [к], [л], [п].
Смоленск – [смал'энск]; гласные звуки – [а], [э]; согласные звуки – [с], [м], [л'], [н], [с], [к].
Трель – [тр'эл']; гласные звуки – [э]; согласные звуки – [т], [р'], [л'].
Счёт – [щ'от]; гласные звуки – [о]; согласные звуки – [щ'], [т].

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Читая текст, соотнесите его содержание со схемой «Согласные звуки» (см. справочные материалы в конце учебника). Есть ли в тексте информация, которой нет в схеме?
1. В русском языке 36 согласных звуков.
Согласные звуки чаще всего образуют нары по звонкости / глухости ([д*]ело — [ту]ело) и твёрдости / мягкости (по[л\ка по[ л’ ]ка).
Пары согласных по звонкости/глухости: [б] — [и], [в] — [ф], [г] - [к], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [б’] - [п’], [в’] - [ф’], [г’] [К’], [д ] [т ]» [з’]-[с’].
Не имеют парных звонких следующие глухие звуки: [х], [х’|, [ц], |ч’], [щ’]. Не имеют парных глухих следующие звонкие согласные: [Л, [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р ].
Нары согласных но твёрдости/мягкости: [б] — [б’], [в] — |в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [3] - [зэ], [к] - [к’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] [нЧ, [п] - [и’], [р] - [р*]. [С] - [с*]. [Т] - [т’], [ф] - [Ф’]> [X] - [хЧ.
Не имеют парных мягких твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц]. Не имеют парных твёрдых следующие мягкие согласные: [У], [ч’]> [щ’].

2. Помните: звук [j’] — согласный, непарный звонкий, непарный мягкий. Так его обозначают в транскрипции, чтобы не смешивать с буквой, например в словах йогурт — [j ’о]гурт, моё — мо[j ’о).

В схеме «Согласные звуки» на форзаце отсутствует информация о том, что согласный звук [j'] именно так обозначают в транскрипции, чтобы не – смешивать его с буквой, например, в словах «йогурт» – [j'о?]гурт, «моё» – мо[j'о?].

3. Выделяются группы согласных в зависимости от особенностей звучания и образования входящих в них звуков.
Звуки [ш], [ж], [чЧ, [щ’] называются шипящими.
Звонкие согласные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j'] (их 9) образуются с помощью голоса и незначительного шума и называются сонорными. Они почти никогда не оглушаются. Остальные 27 согласных звуков называются шумными — звонкими или глухими. В шумных звонких согласных больше шума, чем голоса, а в шумных глухих согласных есть только шум.
Звонкие согласные [м], [м’], [н], |н’] называются носовыми, так как воздух при их образовании проходит через носовую полость. Остальные звуки речи называются ротовым и.

Выделяются группы согласных в зависимости от особенностей звучания и образования входящих в них звуков.
Звуки [ш], [ж], [ч'], [щ'] называются шипящими.
Звонкие согласные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [j'] (их 9) образуются с помощью голоса и незначительного шума и называются сонорными. Они почти никогда не оглушаются. Остальные 27 согласных звуков называются шумными – звонкими или глухими. В шумных звонких согласных больше шума, чем голоса, а в шумных глухих согласных есть только шум.
Звонкие согласные [м], [м'], [н], [н'] называются носовыми, так как воздух при их образовании проходит через носовую полость. Остальные звуки речи называются ротовыми.

4. Иногда в словах встречаются долгие согласные звуки: рассориться — ра[с]6риться, введение — [в]едениеу сшить
[ш]ить, сжать — [ж]ать. Их можно обозначить в транскрипции и так: [сс], |вв], [шш], [жж] и т. п.
Иногда в словах встречаются долгие согласные звуки: рассориться – ра[с]ориться, введение – [в]едение, сшить – [ш]ить, сжать – [ж]ать. Их можно обозначить в транскрипции и так: [сс], [вв], [шш], [жж] и т. п.

5. Будьте внимательны! Выполняя упражнения но фонетике и орфоэпии, проверяйте себя по таблицам «Гласные звуки», «Согласные звуки», орфоэпическому словарику в справочных материалах учебника, современным словарям русского языка (печатным и электронным).

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Подготовьте небольшое сообщение на тему «Что нового я узнал о звуках русской речи».

Что я узнал о звуках русской речи
Я узнал, что звуки речи служат для различения смысла слов: полка – полька, том – там, жил – шил.
Чтобы передать произношение звуков речи на письме используются квадратные скобки: [р] – твёрдый согласный звук; [сталы] – столы. Этот способ передачи звуков речи на письме называется транскрипцией.
В русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных.
Гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки бывают ударные и безударные. Под ударением различаются 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Большинство согласных звуков образуют пары по звонкости/глухости ([б] – [п], [в] – [ф]) и твёрдости/мягкости ([б] – [б'], [в] – [в']).
Не имеют парных звонких глухие согласные звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ']. Не имеют парных глухих звонкие согласные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [j'].
Не имеют парных мягких твёрдые согласные [ж], [ш], [ц]. Не имеют парных твёрдых мягкие согласные [j'], [ч'], [щ'].
Звуки [ж], [ш], [ч'], [щ'] называются шипящими.
Звуки [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [j'] называются сонорными.
Звуки [м], [м'], [н], [н'] называются носовыми, остальные – ротовыми.
Иногда в словах встречаются долгие согласные звуки. В транскрипции они обозначаются чёрточкой, расположенной над долгим звуком ([в]) или повторением звука [вв].

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением