Ответы на вопросы на стр.192 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Опыт литературоведческого исследования1. Сопоставьте отрывки из книги «История Пугачёвского бунта» Пушкина с прочитанным вами романом. Какие документы, описания...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Опыт литературоведческого исследования
1. Сопоставьте отрывки из книги «История Пугачёвского бунта» Пушкина с прочитанным вами романом. Какие документы, описания событий, по вашему мнению, в той или иной степени отражены в тексте «Капитанской дочки» (например, рассказ отца И. А. Крылова, участника этих исторических событий)? Сравните портрет Пугачёва в романе и в «Истории Пугачёвского бунта». В чём сходство и в чём различие? Известный историк В. О. Ключевский признавал, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачёвского бунта». Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать этим историк? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.
Сопоставление «Истории Пугачёвского бунта» и романа «Капитанская дочка»
Александр Сергеевич Пушкин, создавая роман «Капитанская дочка», глубоко изучил документы, касающиеся восстания Пугачёва, включая манифесты, приказы, донесения и воспоминания участников. Его труд «История Пугачёвского бунта» стал научным исследованием, основанным на фактах и документах. Однако роман «Капитанская дочка» не ограничивается историческими событиями, а показывает более глубинные социальные и нравственные вопросы.
Документы и описания событий, отражённые в «Капитанской дочке»
В романе «Капитанская дочка» можно проследить влияние нескольких ключевых документов и воспоминаний, которые Пушкин использовал для написания своего труда:
1. Рассказ отца Ивана Андреевича Крылова, участника исторических событий, мог повлиять на создание эпизодов, связанных с осадой Белогорской крепости и её комендантом. Пушкин изучал рассказы современников восстания, таких как Крылов, чтобы придать своему роману больше исторической точности. Крепость в романе оказывается слабой и не готовой к обороне, что подтверждается реальными свидетельствами участников тех событий.
2. Документы и приказы Пугачёва, которые отражены в «Истории Пугачёвского бунта», помогают понять психологический портрет мятежного лидера. В романе Пугачёв изображён как харизматичный и решительный человек, что можно найти и в документах, где Пугачёв, благодаря своей хитрости и умению манипулировать людьми, сумел привлечь на свою сторону множество сторонников.
3. Манифесты Екатерины II и приказы властей, упомянутые в «Истории Пугачёвского бунта», также отразились в тексте романа. Описанные в них меры, направленные на подавление восстания, создают фон событий в романе, когда герои сталкиваются с жёсткой политикой государства.
Портрет Пугачёва: сравнение романа и «Истории Пугачёвского бунта»
Пугачёв в романе
В «Капитанской дочке» Пушкин изображает Пугачёва как сложного и противоречивого героя. Он одновременно жесток и милосерден, мятежник и благородный лидер. Его личность описывается через призму личных взаимоотношений с Гринёвым: Пугачёв спасает героя, проявляет к нему уважение за верность присяге, но при этом не отказывается от своих жестоких методов управления.
Портрет Пугачёва в романе проникнут гуманностью и симпатией. Он предстаёт перед читателем как человек, способный на сострадание, несмотря на свою роль лидера жестокого восстания. Важным моментом становится сцена, когда Пугачёв прощает Гринёва за его отказ присягнуть ему, уважая его честность и стойкость. Этот эпизод подчёркивает моральную сложность Пугачёва, который, будучи предводителем народного восстания, не лишён личных благородных качеств.
Пугачёв в «Истории Пугачёвского бунта»
В «Истории Пугачёвского бунта» Пугачёв представлен более документально и сухо. Он описан как историческая фигура, предводитель крестьянского восстания, руководствующийся амбициями и жаждой власти. Здесь Пугачёв предстаёт как хладнокровный политический лидер, способный на хитрость и манипуляции. Его действия жёстко оценены через призму государственных интересов, и Пушкин подчёркивает его жестокость и беспощадность по отношению к противникам.
Однако, даже в «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин признаёт его талант в управлении людьми и способность вдохновлять их на борьбу. Несмотря на более сухой исторический подход, Пугачёв остаётся человеком, которого нельзя однозначно оценивать лишь как мятежника и разбойника.
Сходства и различия портретов
• Сходство между Пугачёвым в романе и в «Истории Пугачёвского бунта» заключается в том, что в обоих произведениях он изображён как харизматичный лидер, который обладает властью над людьми и способен завоевать их доверие. В обеих версиях Пугачёв умён и хитёр, что позволяет ему стать грозным противником для государства.
• Различие состоит в том, что в романе Пушкин изображает Пугачёва более живым и человечным, показывая его внутренние противоречия и способность к великодушию. В «Истории Пугачёвского бунта» он более дистанцирован и изображён как часть исторического процесса, без акцента на его личные качества.
В. О. Ключевский: «В „Капитанской дочке“ больше истории, чем в „Истории Пугачёвского бунта“»
В этом высказывании известный историк В. О. Ключевский подчёркивает, что «Капитанская дочка», несмотря на художественную форму, передаёт более глубокое понимание исторических процессов и человеческой природы, чем «История Пугачёвского бунта». Это утверждение связано с тем, что роман даёт возможность взглянуть на исторические события через призму личных судеб и моральных выборов, что приближает историю к человеку.
История Пугачёвского восстания в документальном труде Пушкина описана объективно и фактически, но в романе мы видим, как эти события влияют на отдельные человеческие жизни, на моральные дилеммы и выборы, которые оказываются решающими для каждого персонажа. Гринёв, Марья Ивановна, Савельич — все они оказываются в центре исторических событий, и через их судьбы Пушкин показывает, как великая история сказывается на жизни простых людей.
Таким образом, высказывание Ключевского можно понимать так: в «Капитанской дочке» через художественную форму раскрывается подлинная история не только восстания, но и человеческой жизни, с её нравственными выборами и внутренними борьбами. Роман передаёт не только хронику событий, но и их человеческую, эмоциональную сторону, что делает его более исторически насыщенным в смысле понимания эпохи и её духа.
Заключение
Сопоставление «Истории Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочки» показывает, что Пушкин не только создавал исторические документы, но и осмысливал их через призму человеческих судеб. Портрет Пугачёва в обоих произведениях сложен и многогранен, а различие заключается в том, что роман приближает его к читателю, показывая внутренние противоречия и человеческие качества. Высказывание Ключевского подчёркивает, что именно в художественной форме Пушкин смог наиболее полно передать историю, так как роман раскрывает глубинные аспекты человеческого существования в контексте великих событий.
2. Публичное выступление. Итак, мы выяснили, что внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвящёнными историческим событиям. В любом произведении, прошедшем испытание временем, в той или иной степени автор касается истории, жизни и деятельности людей определённой эпохи, следовательно, отражает историческое время, характеры людей этой эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Согласны ли вы с этим суждением? Постарайтесь на примерах произведений разных жанров одного писателя подтвердить эту точку зрения. Подготовьте сообщение по этой проблеме в письменной или устной форме.
Я полностью согласен с тем, что внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвящёнными конкретным историческим событиям. Каждый великий писатель, создавая свои произведения, так или иначе отражает исторический контекст, эпоху, характеры и взаимоотношения людей своего времени. В произведениях часто поднимаются вечные вопросы морали, выбора и судьбы, которые, несмотря на их универсальный характер, всегда вписаны в конкретные социально-исторические условия.
Примером писателя, который умел в разных жанрах отражать историю своей эпохи и прошлого, является Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрим несколько его произведений разных жанров, чтобы подтвердить это утверждение.
1. «Капитанская дочка» — Исторический роман
«Капитанская дочка» является классическим примером исторического романа, где Пушкин показывает события Пугачёвского восстания, отразив при этом реалии XVIII века. Через призму судьбы Петра Гринёва и его семьи мы видим, как великая история влияет на жизнь простых людей. Пушкин передаёт дух времени, атмосферу восстания, взаимодействие разных социальных групп — дворянства, крестьян, казаков. Особое внимание уделяется нравственным ценностям, которые должны сохраняться в условиях политических и социальных катаклизмов. Таким образом, «Капитанская дочка» — это не просто рассказ о восстании Пугачёва, но и глубокое осмысление нравственных и исторических аспектов эпохи.
2. «Евгений Онегин» — Социально-психологический роман в стихах
«Евгений Онегин», будучи произведением другого жанра, также отражает эпоху. Несмотря на то, что роман в стихах не является историческим в прямом смысле, Пушкин глубоко погружает нас в атмосферу жизни российского дворянства начала XIX века. Исторический фон прослеживается через образ жизни героев, их мысли, переживания и поступки. Взаимоотношения между героями, такие как отношения Онегина и Татьяны, демонстрируют особенности нравов, характеров и социальных рамок того времени. Пушкин показывает влияние времени и истории на судьбы людей, которые, несмотря на внешнее богатство и привилегии, остаются пленниками своих социальных и исторических обстоятельств.
3. «Борис Годунов» — Историческая драма
В драме «Борис Годунов» Пушкин вновь обращается к историческим событиям, связанным с Смутным временем и правлением Бориса Годунова. В этом произведении Пушкин использует хроники и исторические документы, чтобы передать дух эпохи. Он показывает борьбу за власть, нравственное падение и внутренние противоречия героев, таких как Борис Годунов и Лжедмитрий. В этой пьесе Пушкин исследует природу власти и её влияние на личность человека, что актуально для всех времён, но особенно важно в историческом контексте того времени.
4. «Медный всадник» — Поэма
Поэма «Медный всадник» — это пример того, как Пушкин через личную трагедию Евгения, простого жителя Петербурга, передаёт более широкий исторический контекст. В произведении поднимается вопрос о судьбе маленького человека на фоне великих исторических изменений, таких как строительство Петербурга при Петре I. Город, олицетворённый в образе «Медного всадника», становится символом грандиозных исторических изменений, которые поглощают судьбы отдельных людей. Пушкин здесь снова обращается к вопросам взаимодействия человека и истории, показывая, как исторические события влияют на жизнь каждого.
5. Лирика
Даже в лирике Пушкина мы можем найти отражение истории и социального времени. В стихотворениях, таких как «К Чаадаеву» или «Деревня», Пушкин обращается к проблемам своего времени: политической несвободе, несправедливости крепостного права, надеждам на изменения. Эти произведения, хоть и являются лирическими, также содержат в себе рефлексию над историей и социальными процессами.
Заключение
Таким образом, на примере произведений А. С. Пушкина видно, что внимание к истории и эпохе не ограничивается только произведениями, непосредственно посвящёнными историческим событиям. Даже в лирических, социально-психологических или философских произведениях автор отражает дух времени, характеры людей и их поступки в определённой исторической обстановке. Писатели, такие как Пушкин, понимают, что человеческие судьбы и выборы всегда зависят от контекста эпохи, и это делает их произведения не только художественными, но и исторически ценными.
Проект
1. Используя материалы сайта http://gotourl.ru/15537, другие ресурсы Интернета и статью в разделе учебника «Литературные места России», подготовьте заочную экскурсию «Пушкин в Оренбурге».
Заочная экскурсия: «Пушкин в Оренбурге»
Александр Сергеевич Пушкин посетил Оренбург в сентябре 1833 года, собирая материал для своего исторического труда «История Пугачёвского бунта» и романа «Капитанская дочка». Путешествие по этим местам сыграло важную роль в его творчестве, и сегодня мы можем проследить шаги великого поэта в этом историческом городе.
Прибытие в Оренбург
Пушкин прибыл в Оренбург 18 сентября 1833 года и остановился в доме генерал-губернатора Василия Алексеевича Перовского, своего давнего знакомого. В то время Перовский занимал важное место в управлении Оренбургской губернией, и его поддержка была для Пушкина ценна как с точки зрения информации, так и связи с местными источниками. Перовский оказал поэту помощь в доступе к документам и встречам с очевидцами Пугачёвского восстания.
Оренбургский край в то время был стратегически важным регионом, и сам город играл ключевую роль в событиях Пугачёвского восстания. Пушкин не только собирал материалы для своих произведений, но и осматривал местные достопримечательности, которые позже стали важными элементами в его работах.
Экскурсия с Владимиром Далем
Особое место в оренбургской поездке Пушкина занимает его встреча с писателем и врачом Владимиром Ивановичем Далем, который служил в Оренбурге. Даль был личным гидом Пушкина по важным историческим местам, связанным с восстанием Пугачёва. Вместе они отправились в Бердскую слободу, находившуюся в семи верстах от города. Во время восстания Берда была столицей мятежников. Здесь Пугачёв жил в так называемой «золотой избе», остатки которой ещё сохранялись в момент приезда Пушкина.
В Берде Пушкин встречался с местными старожилами, которые помнили времена Пугачёва. Особо известна встреча с казачкой Ириной Бунтовой, чьи воспоминания поэт записал в свою записную книжку. Эти беседы оказали огромное влияние на создание сцен романа «Капитанская дочка». Пушкин тщательно расспрашивал о восстании, его событиях и лидерах, чтобы придать историческую достоверность своему роману.
Важные места в Оренбурге
1. Дом генерал-губернатора (ныне известен как дом Тимашевых). Именно здесь останавливался Пушкин. Сегодня в этом доме установлена памятная доска, напоминающая о пребывании поэта в городе.
2. Гостиный двор и Меновой двор, которые Пушкин также посещал. С этих мест пугачёвцы вели осаду Оренбурга. В романе «Капитанская дочка» осада Белогорской крепости основана на реальных событиях осады Оренбурга.
3. Преображенский собор и река Урал — исторически важные точки, которые также вошли в экскурсию Пушкина по городу.
Память о Пушкине
Сегодня в Оренбурге сохранены памятные места, связанные с пребыванием Пушкина, и проводятся экскурсии по пушкинским местам. Например, Пушкинский бульвар и мемориальные доски в Бердской слободе напоминают о тех днях, когда великий поэт изучал историю региона. В музее истории Оренбурга можно увидеть документы и экспонаты, связанные с его пребыванием в городе.
Пребывание Пушкина в Оренбурге оставило глубокий след не только в его творчестве, но и в культурной памяти города. Поэт в своих произведениях отразил не только историю, но и человеческие судьбы, влияние великого бунта на жизни обычных людей. Это делает его произведения не только литературными шедеврами, но и важными историческими свидетельствами.
2. Работа в группе. Подготовьте и проведите викторину «Пушкин и его родословная», при подготовке используйте материалы книги В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина «Читаем, думаем, спорим...» для 8 класса (М.: Просвещение, 2021).
Викторина «Пушкин и его родословная»
Цель викторины — познакомить участников с интересными фактами о родословной Александра Сергеевича Пушкина, его предках, корнях, исторических фигурах, сыгравших важную роль в его жизни.
Вопросы для викторины:
1. Кто был прадедом Александра Сергеевича Пушкина, родом из Африки, и какую роль он играл при российском дворе?
o Ответ: Абрам Петрович Ганнибал, «арап Петра Великого», был крестником Петра I и занимал важные военные и инженерные посты в России.
2. Как звали мать Пушкина, которая происходила из дворянского рода Ганнибалов?
o Ответ: Надежда Осиповна Ганнибал.
3. Какие выдающиеся заслуги были у отца Пушкина, Сергея Львовича, и какой литературной деятельностью он занимался?
o Ответ: Сергей Львович Пушкин происходил из древнего дворянского рода, а также занимался переводами и поэтическим творчеством.
4. Какой литературный труд написал Пушкин о своем прадеде Абраме Ганнибале?
o Ответ: Александр Сергеевич Пушкин собирался написать роман под названием «Арап Петра Великого», который остался не завершённым.
5. Какая бабушка поэта часто рассказывала ему о его предках и была хранительницей семейных историй?
o Ответ: Мария Алексеевна Пушкина (Ганнибал), бабушка по материнской линии.
6. Какие корни, помимо русских и африканских, были у предков Пушкина?
o Ответ: Среди предков Пушкина были также немцы и шведы — это линия Ганнибалов по отцу Абрама Ганнибала.
7. Как назывался родовой дом Пушкиных, который часто упоминается в литературе?
o Ответ: Родовой дом Пушкиных назывался Болдино.
8. Какую роль в жизни и воспитании Пушкина сыграл его дядя Василий Львович?
o Ответ: Василий Львович Пушкин был поэтом, он оказал значительное влияние на раннее развитие творческих способностей Александра.
9. Кем был отец Абрама Ганнибала, прадед Пушкина, по происхождению?
o Ответ: Отец Абрама Ганнибала был князем одного из африканских племён, предположительно из области нынешнего Камеруна или Эфиопии.
10. Какую важную государственную должность занимал Абрам Ганнибал при Екатерине II?
• Ответ: Абрам Петрович Ганнибал был генерал-аншефом и управлял различными фортификационными проектами в Российской империи.
Дополнительные вопросы для усиления интереса:
11. Какие черты африканского происхождения, по мнению современников, были видны в облике самого Пушкина?
• Ответ: Многие современники отмечали кудрявые волосы и тёмный цвет кожи Пушкина, унаследованные от Абрама Ганнибала.
12. В каком произведении Пушкин отразил сложные вопросы свободы и судьбы, вдохновлённые историей его предков?
• Ответ: Эти темы наиболее глубоко раскрыты в произведении «Евгений Онегин», где вопросы свободы и социального положения человека в обществе — ключевые.
13. Какова была социальная значимость рода Пушкиных в российской истории до рождения поэта?
• Ответ: Род Пушкиных был древним дворянским родом, и его представители занимали важные посты при дворе ещё до рождения Александра Сергеевича.
Заключение
Эта викторина помогает лучше понять, как родословная Пушкина оказала влияние на его мировоззрение, творчество и место в русской культуре. Через знакомство с предками поэта мы также можем углубиться в его произведения, которые отражают множество аспектов его жизни и наследия.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением