Ответы на вопросы на стр.191 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 8 класс (Литература)

Изображение Подведем итоги1. Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка»?Главными героями романа «Капитанская дочка» являются:1.	Пётр Андреевич Гринёв —...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 8 класс, Просвещение:
Подведем итоги
1. Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка»?
Главными героями романа «Капитанская дочка» являются:
1. Пётр Андреевич Гринёв — молодой дворянин, который проходит путь взросления, осознаёт важность чести, верности и любви. Он сталкивается с различными испытаниями и моральными выборами, что формирует его как зрелую и ответственную личность.
2. Марья Ивановна Миронова — капитанская дочка, символ чистоты, верности и моральной стойкости. Её судьба тесно связана с судьбой Гринёва, и она играет ключевую роль в его спасении и окончательной моральной победе.
3. Емельян Пугачёв — предводитель крестьянского восстания, сложный и противоречивый персонаж, который одновременно проявляет жестокость и великодушие. Пугачёв — важный катализатор событий, и его взаимодействие с Гринёвым и другими персонажами раскрывает социальные и моральные вопросы романа.
4. Алексей Швабрин — антагонист, офицер, который предаёт присягу и переходит на сторону Пугачёва. Швабрин представляет собой образ корысти и коварства, он является прямым противопоставлением Гринёву в романе.
Роман назван «Капитанская дочка» потому, что Марья Ивановна Миронова, дочь капитана Ивана Кузьмича, играет ключевую роль в сюжете. Она является той, ради которой Гринёв преодолевает свои испытания и сохраняет верность своим моральным принципам. Её образ воплощает чистоту, нравственную стойкость и верность, и через неё раскрываются главные идеи романа — любовь, честь и верность долгу.
2. Известно, что по России в 1831 году прокатилась волна холерных бунтов, вооружённых выступлений. Об этом знал Пушкин. Роман же посвящён народным выступлениям XVIII века. Исследователи пушкинского творчества считают, что, по мысли Пушкина, истоки настоящего лежали в прошлом России и что там надо было искать и найти ответы на вопросы, которые его волновали. Согласны ли вы с этим суждением? Можно ли в прошлом найти объяснение современным событиям?
Да, я согласен с этим суждением, и подход Пушкина, исследующего прошлое России, чтобы понять её настоящее, имеет глубокий смысл. В романе «Капитанская дочка», Пушкин обращается к народным восстаниям XVIII века, чтобы проанализировать истоки тех процессов, которые он наблюдал в своём времени. В 1831 году Россию охватили холерные бунты и вооружённые выступления, и Пушкин, вероятно, видел параллели между пугачёвским восстанием и социальными волнениями своего времени. Таким образом, через изучение прошлых событий можно было искать ответы на вопросы, волновавшие его и российское общество.
Исторические параллели между XVIII веком и XIX веком помогают понять, что социальные конфликты, бунты и восстания имеют глубокие корни в экономических, политических и социальных неурядицах, которые повторяются в истории. Народные волнения XVIII века, такие как восстание Пугачёва, были вызваны социальным неравенством, угнетением крестьянства и недовольством центральной властью. Эти же причины могут быть связаны с волнениями XIX века, когда холерные бунты возникли на фоне общественного недовольства, страха и непонимания мер, принимаемых властями.
Пушкин, исследуя прошлое через призму народных движений, пытается осмыслить эти конфликты и дать ответ на вопрос, почему в истории России неоднократно возникают восстания и как можно предотвратить подобные бедствия в будущем. Он показывает, что народные выступления не возникают на пустом месте — они связаны с несправедливостью и долгим накоплением народного недовольства.
Можно ли в прошлом найти объяснение современным событиям?
Да, прошлое даёт нам возможность лучше понять причины современных событий. Исторические события часто повторяются в разных формах, и многие проблемы, существующие в обществе, имеют долгую историю. Прошлое помогает осмыслить и проанализировать те социальные, экономические и политические тенденции, которые привели к текущим ситуациям. В случае с Пушкиным, восстание Пугачёва стало метафорой и ключом к пониманию народных бунтов и беспорядков в XIX веке, а через это — и всей судьбы российского общества.
3. Работа в группе. Приступая к роману, Пушкин изучил документы, манифесты, указы Екатерины II, воспоминания современников Пугачёвского восстания, он писал: «Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мёртвые документы словами ещё живых, но престарелых очевидцев...», затем создал научный труд «История Пугачёвского бунта». Найдите на «Карте путешествий А. С. Пушкина» те места, где пришлось побывать поэту, когда он подготавливал материалы для исторической повести о Пугачёве и «Капитанской дочки». Расскажите, что вы об этом знаете.
На предоставленной карте-схеме изображены маршруты, по которым путешествовал А. С. Пушкин, когда подготавливал материалы для создания исторической повести о Пугачёвском восстании и писал «Капитанскую дочку».
Из карты видно, что Пушкин посетил ряд мест в Поволжье и на Урале, которые были связаны с восстанием Емельяна Пугачёва. Это путешествие не только помогло ему собрать материал для «Истории Пугачёвского бунта», но и послужило основой для создания реалистичных описаний в романе «Капитанская дочка».
1. Оренбург
Оренбург — один из важнейших пунктов в истории Пугачёвского восстания. В 1773 году, когда началось восстание, город был осаждён войсками Пугачёва, и это стало важным эпизодом в мятеже. Пушкин приехал в Оренбург в 1833 году, чтобы изучить архивы и побеседовать с людьми, которые могли помнить те события. Именно на основе этих исследований Пушкин описал осаду Белогорской крепости в своём романе, сделав её символом сопротивления власти против народного восстания.
Оренбург был стратегически важным городом для обеих сторон: для Пугачёва — как ключ к контролю над Уралом и Поволжьем, а для царских войск — как крепость, удерживающая мятежников. Пушкин изучал осаду города, общался с местными жителями, а также изучал документы, включая донесения генералов и офицеров, которые командовали обороной города.
2. Берды
Село Берды (или Бердская слобода) стало важной базой для Пугачёва, откуда он вел осаду Оренбурга. Здесь находился его штаб, и отсюда он организовывал атаки на город. Это место было важным стратегическим пунктом, где сосредотачивались войска мятежников. Пушкин посетил Берды, чтобы лучше понять, как действовали мятежники и как были организованы их операции.
Берды упоминаются и в романе «Капитанская дочка» как одно из мест, связанных с действиями Пугачёва, где он находит временное убежище и сосредотачивает силы перед решающими сражениями.
3. Татищевская крепость
Татищевская крепость сыграла важную роль в пугачёвском восстании. Она была одной из тех крепостей, которые пытались противостоять наступающим пугачёвским войскам. Пушкин посетил это место, чтобы изучить реальные условия жизни в крепостях, которые оказались в центре восстания. Эти впечатления стали основой для описания Белогорской крепости в романе.
В «Капитанской дочке» Пушкин показывает, как такие небольшие укрепления были слабыми перед мятежниками, что подчёркивает драму эпохи и бессилие власти в отдалённых регионах.
4. Чернореченская крепость и Илек
Эти места находились на маршруте Пушкина во время его поездки. Они были тесно связаны с историей восстания, так как в этих крепостях находились небольшие гарнизоны, которые либо поддерживали царскую власть, либо переходили на сторону Пугачёва. Для Пушкина было важно увидеть, как восстание распространялось по региону, чтобы понять причины и характер мятежа. В Илеке и Чернореченской крепости он также мог собирать воспоминания старожилов и изучать местные архивы.
5. Уральск (Яицкий городок)
Яицкий городок, который впоследствии стал Уральском, был одним из первых мест, где началось восстание Пугачёва. Казаки Яицкого городка были недовольны правительственной политикой, и многие из них поддержали Пугачёва, сделав его восстание сильнее. Это был ключевой момент в истории восстания: поддержка казаков дала Пугачёву необходимые силы для начала более широких действий.
Пушкин, посещая Яицкий городок, смог не только познакомиться с местной историей, но и увидеть место, где формировались первые силы Пугачёва. Важно отметить, что в этом регионе сохранялось много воспоминаний о восстании, и Пушкин уделил значительное внимание беседам с казаками, которые могли быть потомками участников тех событий.
6. Бузулукская, Сорочинская, Новосергиевская
Эти небольшие города и крепости находились на пути восстания. Пушкин побывал в них, чтобы собрать как можно больше информации о том, как развивались события, как восстание затрагивало повседневную жизнь людей. Здесь, вдалеке от столиц, разыгрывались драматические события народного мятежа, которые Пушкин стремился понять и описать.
Итог
Во время своего путешествия по этим местам, Пушкин смог вживую ощутить атмосферу мест, где происходили важнейшие события Пугачёвского восстания. Он исследовал документы, говорил с очевидцами и потомками участников мятежа, что позволило ему создать «Историю Пугачёвского бунта» и реалистично изобразить исторический контекст в «Капитанской дочке».
Для Пушкина было важно не только разобраться в событиях XVIII века, но и понять, какие социальные и политические процессы породили такие восстания. Его исследования помогли ему показать глубокие внутренние противоречия, которые приводили к народным бунтам, и, возможно, предупредить своё поколение о том, что эти противоречия могут вновь вызвать подобные события в будущем.
4. Подготовьте рассказы о действующих лицах романа — Пугачёве, Швабрине, Гринёве, Маше, Савельиче.
Емельян Пугачёв
Емельян Пугачёв — историческая личность и один из ключевых героев романа «Капитанская дочка». Пушкин изображает его как сложного и противоречивого персонажа. С одной стороны, он предводитель крестьянского восстания, мятежник, восставший против власти Екатерины II. Его жестокие действия — казни, разграбления, осады городов — показывают его как безжалостного лидера. С другой стороны, Пугачёв обладает харизмой и благородством. Он умеет привлекать к себе людей, и его поступки порой полны великодушия. Например, он прощает Гринёва, несмотря на его верность императрице, видя в молодом человеке честность и смелость. В диалоге с Гринёвым Пугачёв проявляет философский склад ума, размышляя о судьбе, свободе и власти. Пушкин показывает Пугачёва не только как бунтовщика, но и как человека, который пытается бороться за своё понимание справедливости.
Алексей Швабрин
Алексей Швабрин — главный антагонист романа, офицер, который изменил царской присяге и перешёл на сторону Пугачёва. В начале произведения он представлен как образованный и интеллигентный человек, но вскоре раскрывается его настоящая сущность. Швабрин завистлив, эгоистичен и жесток. Его отношения с Гринёвым портятся после того, как Пётр влюбляется в Марью Ивановну — Швабрин начинает интриговать против него. Он не останавливается перед клеветой и даже готов пойти на предательство. Его переход на сторону мятежников показывает, что для него нет понятий чести или верности. Он преследует свои собственные интересы и использует любые средства для достижения целей. Его обращение с Марьей Ивановной, которую он фактически удерживает в плену, подчёркивает его подлость и низость.
Пётр Андреевич Гринёв
Пётр Гринёв — главный герой романа, который проходит путь взросления и обретения моральной зрелости. В начале романа он представляется как наивный и неопытный молодой дворянин, отправленный на службу по воле родителей. Однако, благодаря «благим потрясениям», он постепенно превращается в честного и достойного человека. Одним из главных уроков для Гринёва становится встреча с Пугачёвым в снежной буре, когда он, не зная, кто перед ним, проявляет великодушие и помогает путнику. В дальнейшем, несмотря на все испытания, Гринёв остаётся верен своему долгу и присяге, отказываясь признать Пугачёва законным царём. Его любовь к Марье Ивановне — один из мотивов, которые заставляют его действовать решительно и смело. Гринёв, через множество испытаний, становится примером нравственной стойкости, верности и чести.
Марья Ивановна Миронова
Марья Ивановна — «капитанская дочка», дочь коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова и его жены Василисы Егоровны. Её образ олицетворяет женскую добродетель, скромность и внутреннюю силу. Марья Ивановна, несмотря на свою молодость и нежность, проявляет стойкость и моральную чистоту, даже находясь в плену у Швабрина, который пытался принудить её к браку. Она остаётся верной своим чувствам к Гринёву и отказывается поступиться своими принципами ради спасения. В критический момент именно её решительность спасает Гринёва, когда она обращается к императрице с просьбой о его оправдании. Её верность и доброта делают её важным символом нравственности в романе.
Савельич
Савельич — преданный и заботливый слуга Гринёвых, выполняющий роль наставника и защитника молодого Петра Андреевича. Он олицетворяет верность, простоту и бесконечную преданность своему барину. Савельич часто беспокоится о благополучии Гринёва, строго следит за его расходами и всегда готов прийти на помощь, даже рискуя своей жизнью. В эпизоде, когда Гринёв попадает в руки Пугачёва, Савельич, не побоявшись, предъявляет самозванцу счёт за украденный тулуп, показывая свою честность и наивность. Эта сцена придаёт роману нотки комизма, но одновременно подчёркивает характер Савельича — человека, для которого преданность и забота о хозяине стоят на первом месте. Савельич — это пример русской народной мудрости и доброты, которые выражаются в его заботе о Гринёве и готовности поддерживать его в любых обстоятельствах.
Заключение
Каждый из этих персонажей символизирует различные стороны человеческой натуры: Пугачёв — это образ харизматичного и противоречивого лидера, Швабрин — подлость и предательство, Гринёв — честность и нравственное взросление, Марья Ивановна — верность и чистота, Савельич — преданность и народная мудрость. Вместе они создают живую и яркую картину русской жизни в эпоху восстания Пугачёва, показывая сложность взаимоотношений и характеров в трудные исторические времена.
5. Вспомните, какой эпиграф предпослан роману. Что хотел сказать этим автор? Каковы тема и идея «Капитанской дочки»? Какова концовка романа «Капитанская дочка» и в чём её смысл?
Эпиграф к роману: Роман «Капитанская дочка» начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду». Эти слова играют ключевую роль в понимании как центральной идеи, так и внутренней эволюции главного героя — Петра Гринёва. Пушкин через этот эпиграф подчёркивает важность чести и верности как основополагающих жизненных принципов, которые должны быть заложены и сохранены с молодости.
Значение эпиграфа и авторская мысль
Эпиграф отражает не только путь Петра Гринёва, который учится беречь честь и сохранять верность долгу, но и общую нравственную идею романа. Гринёв, начиная как наивный и неопытный юноша, сталкивается с множеством испытаний, которые помогают ему понять, что честь — это не абстрактное понятие, а реальное мерило поступков, которое должно руководить его жизнью. Пушкин использует эпиграф как руководство для героя и, через его пример, — для читателя.
Тема и идея романа «Капитанская дочка»
Тема романа охватывает вопросы чести, верности, любви и долга на фоне исторических событий — Пугачёвского восстания. Пушкин показывает, как личные и моральные выборы героев разворачиваются в условиях социального и политического кризиса.
Идея романа состоит в утверждении нравственных ценностей, таких как честь, верность, любовь, моральная стойкость. Пушкин стремится показать, что истинная честь проявляется не в словах, а в поступках, и её нужно сохранять независимо от обстоятельств. Гринёв, несмотря на угрозы и испытания, остаётся верен своей присяге и своим моральным принципам, что делает его примером для подражания.
Роман также затрагивает тему судьбы и случая, как это видно в судьбоносной встрече Гринёва с Пугачёвым в метели. Пушкин показывает, что люди могут нести ответственность за свои поступки, но их пути часто определяются случайными обстоятельствами.
Концовка романа и её смысл
Концовка романа знаменует собой торжество справедливости и любви. Пётр Гринёв был оправдан благодаря самоотверженности и настойчивости Марьи Ивановны, которая обратилась к самой императрице с просьбой о милости. Это подчеркивает, что чистота и верность Марьи Ивановны играют решающую роль в судьбе главного героя. Их свадьба становится символом счастливого завершения истории, где честь и любовь побеждают несправедливость и клевету.
Конец романа также завершается казнью Пугачёва, что указывает на историческую неизбежность: восстание было жестоко подавлено, и его предводитель получил заслуженное наказание по законам того времени. Однако, Пушкин оставляет читателя с двойственными чувствами. Несмотря на то, что Пугачёв — мятежник, он вызывает определённое сочувствие благодаря своей харизме и великодушию. Это подчёркивает, что даже среди тех, кто борется с властью, есть люди, заслуживающие понимания и сострадания.
Смысл концовки
Концовка романа символизирует восстановление справедливости и морального порядка. Верность и любовь побеждают, правда торжествует, а предатели и злодеи получают по заслугам. Однако, Пушкин не даёт простой или чёрно-белой морали: персонажи, как Пугачёв, обладают внутренней сложностью, и это придаёт истории глубокий гуманизм. Тем не менее, главным посылом остаётся мысль о том, что честь, верность и любовь — это те вечные ценности, которые позволяют человеку пройти через самые тяжёлые испытания и остаться достойным.
Таким образом, концовка романа, как и эпиграф, возвращает нас к главной мысли Пушкина: сохранять честь смолоду — это главный путь к истинной нравственности и успеху в жизни.
6. Какие «проверки» устраивает автор Гринёву и Швабрину на честность и на милосердие? В чём смысл четырёх встреч героев? Какие особенности человеческих характеров и человеческого общения они раскрывают?
Пушкин, создавая сложные образы Петра Гринёва и Алексея Швабрина в романе «Капитанская дочка», устраивает им своеобразные «проверки» на честность, честь и милосердие. Эти проверки помогают раскрыть особенности их характеров и принципов. Через их поступки и взаимодействия, особенно в четырёх ключевых встречах, Пушкин показывает, как человеческие качества проявляются в критические моменты.
Проверки на честность и милосердие
Гринёв:
1. Первая проверка: встреча с Пугачёвым в метели. Когда Гринёв встречает Пугачёва, не зная, что это предводитель восстания, он поступает честно и милосердно. Он предлагает свою одежду и деньги незнакомцу, проявляя сострадание к человеку в беде. Этот поступок не только говорит о доброте Гринёва, но и становится тем «благим потрясением», которое позже спасает ему жизнь. Эта ситуация показывает его внутреннюю честность и благородство, которые остаются неизменными, независимо от обстоятельств.
2. Вторая проверка: верность присяге и честь. Когда Пугачёв предлагает Гринёву служить ему, тот отказывается, оставаясь верным присяге императрице. Гринёв выбирает верность и честность, хотя это может стоить ему жизни. Он не присоединяется к восставшим, даже под угрозой смерти. Эта проверка демонстрирует его внутреннюю силу и принципиальность.
3. Отношения с Марьей Ивановной. Гринёв проявляет милосердие и заботу к Марье, защищая её от Швабрина и поддерживая в трудные моменты. Он не использует своё положение и силу для личной выгоды, а руководствуется любовью и честностью в отношениях.
Швабрин:
1. Дуэль с Гринёвым. Швабрин проявляет свою низость и бесчестие, когда в поединке ранит Гринёва не по правилам, что становится символом его нечестной натуры. До дуэли он распространяет ложные слухи о Марье Ивановне, что подчеркивает его неспособность к милосердию и честности. Для Швабрина честь — это лишь слова, за которыми скрываются зависть и корысть.
2. Переход на сторону Пугачёва. Швабрин, увидев возможность личной выгоды, предаёт присягу и переходит на сторону мятежников. Он действует исключительно из-за страха и жажды власти, что вновь показывает его беспринципность и готовность нарушить все моральные нормы ради собственной безопасности.
3. Обращение с Марьей Ивановной. Когда Швабрин становится властителем Белогорской крепости, он удерживает Марью Ивановну в плену и пытается принудить её к браку. Здесь он полностью раскрывает свою жестокую, эгоистичную натуру, лишённую какого-либо милосердия.
Смысл четырёх встреч героев
Четыре встречи Гринёва и Швабрина символизируют их противоположные мировоззрения и нравственные качества:
1. Первая встреча — знакомство в Белогорской крепости. В этой встрече Гринёв и Швабрин сначала кажутся союзниками, но вскоре становится ясно, что между ними существует принципиальная разница в подходе к жизни. Швабрин начинает завидовать Гринёву и конфликтует с ним из-за Марьи Ивановны.
2. Дуэль — это их вторая встреча, которая уже раскрывает полное противостояние характеров. Гринёв выступает как человек чести, тогда как Швабрин действует нечестно и коварно. Дуэль становится важной проверкой их ценностей.
3. Третья встреча — в пугачёвском стане. Здесь, находясь на противоположных сторонах, Гринёв и Швабрин встречаются как враги. Гринёв остаётся верен своим принципам, а Швабрин демонстрирует свою готовность к предательству и сотрудничеству с врагами государства ради собственной выгоды.
4. Четвёртая встреча — в Белогорской крепости, когда Швабрин удерживает Марью Ивановну. Здесь кульминация конфликта: Гринёв выступает как спаситель, а Швабрин — как тиран, готовый использовать любую возможность для достижения своей цели. Этот момент подчёркивает, как сильно различаются их моральные принципы.
Особенности человеческих характеров и общения
Четыре встречи раскрывают важные особенности характеров:
• Гринёв символизирует идеалы чести, доброты и верности. Пушкин показывает его как человека, для которого понятие чести не просто формальное требование, а жизненный принцип, которому он следует даже в самых сложных обстоятельствах. Его общение с другими героями демонстрирует искренность и готовность помогать, что подтверждается его отношением к Пугачёву, Марье и Савельичу.
• Швабрин — воплощение бесчестности и эгоизма. Его поведение во всех ключевых ситуациях свидетельствует о полном отсутствии принципов. Для него важны только его собственные интересы, и он готов предать как друзей, так и государство ради своей выгоды. В общении с другими он проявляет коварство, двуличие и жестокость.
Вывод
Пушкин использует встречи Гринёва и Швабрина для того, чтобы показать два диаметрально противоположных типа людей. Через «проверки» на честность и милосердие автор раскрывает глубину их характеров, подчеркивая, что истинная честь и верность проявляются в критические моменты. Гринёв, несмотря на все испытания, остаётся верным своим принципам, тогда как Швабрин постоянно предаёт и лжёт, что в конечном итоге приводит к его падению.
7. Дискуссия. Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей, — такой видят главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринёв соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия? Какие герои «Капитанской дочки» и когда проявляют сочувствие, сострадание, доброту, честность и т. д.?
Я согласен с точкой зрения, что одной из главных мыслей романа «Капитанская дочка» является стремление подняться над жестокостью своего времени, сохранив гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни. Пушкин показывает, что даже в эпоху хаоса, насилия и политических потрясений герои могут сохранять свои моральные принципы и человечность. Это касается не только главных персонажей, но и второстепенных, которые, несмотря на различия в социальном статусе, объединяются общими этическими ценностями.
Честь и гуманизм как главные принципы
Пушкин действительно подчеркивает важность чести для всех сословий. Если для Гринёва это честь дворянина, выражающаяся в верности присяге и соблюдении долга перед государством, то для Савельича это честь крестьянина, основанная на преданности своему хозяину и ответственности за его благополучие. Однако, Пушкин показывает, что важнее всего в этих понятиях — не внешние формальности, а внутренняя нравственная чистота и уважение к жизни других людей.
Пушкин мечтал о том, чтобы человечность объединяла все сословия, и это ярко проявляется в характерах героев. Гринёв, Савельич и даже Пугачёв показывают, что в моменты кризиса истинные моральные качества важнее сословных барьеров. Человечность, доброта и способность к сочувствию — это качества, которые выходят за рамки социального положения.
Проявления гуманности и сострадания в романе
1. Гринёв: Гринёв демонстрирует свою гуманность и доброту с самого начала романа. Одним из ключевых моментов становится его встреча с Пугачёвым в метели, когда он, не зная, кто перед ним, помогает ему, отдаёт свой тулуп и деньги. Этот поступок показывает его способность к состраданию и доброте. Позже, в пугачёвском стане, Гринёв отказывается предать присягу, но ведёт себя с уважением к Пугачёву, что подчеркивает его уважение к человеческому достоинству, даже когда он сталкивается с врагом. Также Гринёв проявляет гуманность в отношениях с Марьей Ивановной, всегда защищая её честь и достоинство.
2. Пугачёв: Несмотря на роль жестокого предводителя восстания, Пугачёв проявляет человечность и милосердие в нескольких ключевых эпизодах. Он прощает Гринёва за его честность и верность присяге, хотя мог бы казнить его за отказ присоединиться к восстанию. Пугачёв демонстрирует понимание человеческой чести, даже несмотря на свою жестокую роль лидера мятежников. В диалоге с Гринёвым он рассуждает о свободе и судьбе, показывая, что, несмотря на свои поступки, он способен на сострадание и философское осмысление жизни.
3. Савельич: Савельич олицетворяет крестьянскую верность и доброту. Он не только предан своему барину, но и демонстрирует искреннее беспокойство за его благополучие. В момент, когда Пугачёв захватывает Гринёва, Савельич смело выступает перед предводителем мятежников, требуя возместить ущерб за украденный тулуп. Этот эпизод подчеркивает наивную, но сильную преданность Савельича, которая основывается на глубокой человечности и ответственности за своего господина.
4. Марья Ивановна: Маша Миронова символизирует нравственную чистоту и стойкость. Несмотря на все испытания, она остаётся верной своим принципам, не предаёт свои чувства и с достоинством переносит преследования Швабрина. Её доброта и преданность Гринёву, проявляющаяся в том, что она идёт к императрице, чтобы спасти его, подчеркивают её глубокое чувство сострадания и любви.
5. Швабрин: Швабрин, напротив, противопоставляется другим героям. Он лишён истинной человечности и чести, что проявляется в его подлости и бесчестии. Его отношение к Марье Ивановне, попытки оклеветать её и принудить к браку, а также переход на сторону Пугачёва подчеркивают его эгоизм и отсутствие уважения к другим людям.
Человечность и социальные барьеры
Пушкин в романе «Капитанская дочка» демонстрирует, что гуманность и моральные принципы — это универсальные ценности, которые выходят за пределы сословий. В этом смысле роман является своего рода манифестом, где автор показывает, что человеческое достоинство и способность к состраданию должны объединять всех людей, независимо от их социального статуса. Пушкин указывает на то, что общество должно строиться на уважении и взаимной поддержке, а не на разделении и вражде.
Таким образом, я согласен с тем, что Пушкин в «Капитанской дочке» стремился показать, что сохранение человечности и чести возможно даже в жестоком времени, и именно это позволяет людям преодолевать самые тяжёлые испытания.
Литература и другие виды творчества
Рассмотрите иллюстрации художников А. Бенуа, П. Соколова, С. Герасимова, Д. Шмаринова к роману. Найдите и прочитайте эпизоды из романа, изображённые на рисунках. Какие черты характеров героев романа подчёркивают иллюстраторы?
С. 114 – П. Соколов «Савельич останавливает дуэль»
«Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств».
С. 116 – А. Бенуа «Капитанская дочка»
«Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала ее... и вдруг ее губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. «Милая, добрая Марья Ивановна, — сказал я ей, — будь моею женою, согласись на мое счастие». Она опомнилась. «Ради бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку. — Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня». С этим словом она ушла, оставя меня в упоении восторга. Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование».
С. 120 – С. Герасимов «Гринев и Маша Миронова»
«Она встретила меня на крыльце. «Что это с вами сделалось? — сказала она, увидев меня. — Как вы бледны!» — «Все кончено!» — отвечал я и отдал ей батюшкино письмо. Она побледнела в свою очередь. Прочитав, она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: «Видно, мне не судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно».
С. 157 – С. Герасимов «Пугачев в Бердской слободе»
«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством. Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла».
С. 172 – Д. Шмаринов «Капитанская дочка»
«Он велел кликнуть кузнеца. Надели мне на ноги цепь и заковали ее наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою».
С. 181 – П. Соколов «Маша Миронова у императрицы»
«Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад».
Давайте рассмотрим иллюстрации, выполненные художниками А. Бенуа, П. Соколовым, С. Герасимовым и Д. Шмариновым, которые помогают лучше понять и раскрыть черты характеров героев романа «Капитанская дочка».
1. Иллюстрация П. Соколова: «Савельич останавливает дуэль» (1891 г.)
На этой иллюстрации изображен эпизод дуэли между Петром Гринёвым и Алексеем Швабриным, когда верный слуга Савельич пытается предотвратить трагедию. Соколова акцентирует внимание на эмоциональной динамике сцены:
• Гринёв стоит уверенно и решительно, указывая на его моральную готовность к борьбе за свою честь и честь Марьи Ивановны. В этой сцене подчеркивается его становление как взрослого, ответственного человека.
• Швабрин изображён в позе нападения, что подчёркивает его агрессивность и подлость, его готовность идти на нечестные поступки.
• Савельич в отчаянии пытается остановить дуэль, подчёркивая его преданность и заботу о Гринёве, что делает его символом народной мудрости и верности.
2. Иллюстрация А. Бенуа: «Марья Ивановна у постели Гринёва» (1918 г.)
На этой иллюстрации изображён момент, когда Марья Ивановна ухаживает за раненым Гринёвым. А. Бенуа мастерски передаёт внутренние переживания героев через атмосферу сцены:
• Марья Ивановна изображена с нежностью и заботой, что подчёркивает её верность и силу характера. Она готова жертвовать своим комфортом ради спасения Гринёва.
• Гринёв показан в момент слабости, что символизирует его уязвимость в физическом плане, но одновременно подчёркивает силу его духа, поскольку он оказался в этой ситуации ради защиты чести.
3. Иллюстрация С. Герасимова: «Гринёв и Маша Миронова» (1951 г.)
Эта иллюстрация изображает Петрушу и Машу вместе, вероятно, на этапе их сближения. С. Герасимов сосредотачивается на личных отношениях между героями, подчёркивая их характеры:
• Гринёв изображён задумчивым и серьёзным, что указывает на его эмоциональное взросление. Его поза говорит о том, что он думает о будущем, размышляет о своей ответственности за судьбу Марьи Ивановны.
• Маша Миронова показана в образе нежной и верной девушки. Она изображена в светлом платье, что символизирует её чистоту и искренность. Герасимов подчёркивает её простоту и моральную стойкость.
4. Иллюстрация Д. Шмаринова: «Пугачёв в Бердской слободе»
На иллюстрации изображён Пугачёв, находящийся в Бердской слободе, которая служила базой для восставших. Шмаринов акцентирует внимание на харизматичности и силе Пугачёва:
• Пугачёв изображён как властная и уверенная фигура, подчёркивающая его лидерские качества. Его поза и выражение лица говорят о решительности, но одновременно Шмаринов передаёт внутреннюю сложность его характера — сочетание жестокости и великодушия.
5. Иллюстрация П. Соколова: «Маша Миронова у императрицы»
На этой иллюстрации Соколов изображает кульминационный момент, когда Марья Ивановна просит императрицу Екатерину II помиловать Гринёва. Это сцена раскрывает силу Марьи как героини:
• Марья Ивановна изображена с достоинством, но и с некоторой робостью, что подчёркивает её скромность и внутреннюю решимость. В этот момент она показывает всю свою моральную силу, готовую бороться за своего возлюбленного.
• Императрица показана величественной, но внимательной, что подчёркивает справедливость и мудрость правительницы.
Заключение
Каждый из иллюстраторов по-своему раскрывает внутренние миры героев романа «Капитанская дочка». В иллюстрациях П. Соколова акцент делается на драматических моментах, подчёркивающих моральную стойкость и преданность. А. Бенуа через детали и атмосферу передаёт эмоциональную сторону персонажей, их заботу и любовь друг к другу. С. Герасимов делает акцент на личных взаимоотношениях и внутреннем взрослении героев. Д. Шмаринов через образ Пугачёва подчёркивает харизму и трагическую судьбу предводителя восстания.
Все иллюстрации подчеркивают важные черты героев: их честность, верность, сострадание и внутреннюю силу, несмотря на тяжёлые обстоятельства.
Творческое задание
Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в этом произведении? Напишите сочинение-эссе на эту тему.
Вечные проблемы в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» не только глубоко укоренён в истории, но и затрагивает вечные проблемы, актуальные для любого времени. Честь, верность, любовь, нравственный выбор и взаимодействие человека с обществом — все эти темы переплетаются в судьбах главных героев, передавая важные уроки, которые человечество не перестаёт осмысливать.
Проблема чести и долга
Одной из главных тем романа является проблема чести и долга. Пушкин через образ Петра Гринёва демонстрирует, что понятие чести — это не просто дворянская обязанность, но нечто большее, это внутреннее мерило поступков. Эпиграф романа — «Береги честь смолоду» — становится нравственным ориентиром для героя на протяжении всего его пути. Гринёв, несмотря на испытания и искушения, остаётся верен присяге, даже когда его жизнь находится под угрозой. Это показывает, что честь — это нечто, что человек должен сохранять во всех жизненных обстоятельствах.
Проблема чести поднимается не только в отношении к государству, но и в личных отношениях. Гринёв защищает честь Марьи Ивановны, когда она оказывается под угрозой со стороны Швабрина. Эта линия подчёркивает важность соблюдения моральных принципов и в личной жизни, а не только на уровне социального долга.
Проблема верности и предательства
В противопоставление Гринёву, Швабрин выступает как персонаж, лишённый понятий чести и верности. Он готов предать присягу, служить мятежникам и ради личной выгоды использовать самые низкие средства. Проблема верности и предательства проходит через весь роман: она проявляется и в политическом, и в личностном контексте. Пушкин, показывая падение Швабрина, утверждает, что предательство, будь то предательство родины или предательство человеческих чувств, ведёт к нравственной деградации.
С другой стороны, верность — будь то верность государству, любви или человеческим принципам — является тем моральным фундаментом, на котором стоит общество. Человечество на протяжении всей истории сталкивалось с выбором между верностью и предательством, и Пушкин подчеркивает важность сохранения верности своим идеалам, несмотря на внешние обстоятельства.
Проблема власти и народного бунта
Роман не мог обойти проблему власти и народных восстаний. В лице Емельяна Пугачёва Пушкин показал противоречивую фигуру, которая, несмотря на свою жестокость и преступные действия, вызывает определённое понимание. Восстание Пугачёва стало символом народного недовольства и желания справедливости, но Пушкин подчёркивает, что восстание, построенное на насилии и жестокости, не может привести к добру.
Проблема власти заключается в том, как государство взаимодействует с народом, и как бунты становятся ответом на социальные неурядицы. Эта проблема остаётся актуальной во все времена: конфликт между властью и народом, вопросы справедливости и насилия продолжают волновать умы людей. В «Капитанской дочке» Пушкин показывает, что любая власть должна стремиться к справедливости, но также важно, чтобы народ не прибегал к насилию как средству достижения своих целей.
Проблема любви и сострадания
В романе Пушкин также поднимает вечную проблему любви и человеческого сострадания. Любовь Гринёва к Марье Ивановне — это не только романтическое чувство, но и глубокая привязанность, основанная на уважении, верности и готовности жертвовать собой ради любимого человека. Через эту линию романа Пушкин показывает, что настоящая любовь проявляется в действии, в защите близких и в готовности идти на жертвы.
Сострадание как качество, объединяющее людей, также играет важную роль в романе. Петр Гринёв проявляет милосердие, когда помогает незнакомцу в метели, не подозревая, что перед ним — сам Пугачёв. Это случайное проявление доброты спасает его жизнь в будущем. Этот эпизод подчеркивает, что добро и сострадание — это универсальные человеческие качества, которые преодолевают социальные и политические барьеры.
Проблема выбора и судьбы
Наконец, Пушкин поднимает вопрос выбора и судьбы, который не раз возникает в жизни героев. Судьба играет важную роль в романе, начиная с первой встречи Гринёва с Пугачёвым. Но, несмотря на влияние судьбы, Пушкин подчёркивает, что каждый человек сам несёт ответственность за свои поступки. Герои романа делают выбор: Гринёв выбирает верность и честь, Швабрин — предательство, а Пугачёв — путь восстания. Вопрос свободы воли и ответственности перед собой и обществом — это один из ключевых философских вопросов, поднимаемых в произведении.
Заключение
Роман «Капитанская дочка» поднимает множество вечных проблем, которые актуальны для любого времени и общества. В центре этих проблем стоят вопросы чести, верности, власти, любви и нравственного выбора. Пушкин показывает, что, несмотря на сложные исторические и социальные условия, человек всегда должен стремиться сохранять верность своим моральным принципам, проявлять милосердие и сострадание к другим людям. Эти ценности остаются важными и сегодня, когда мир продолжает сталкиваться с новыми вызовами и вопросами, которые требуют глубокого нравственного осмысления.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением